Русский Лад

ИЗ УСТ В УСТА, ОТ СЕРДЦА К СЕРДЦУ

Уроки русской народной культуры в гимназии № 46 города Кирова

 

Ануфриева Вера Георгиевна

«Лен зеленой при горе при крутой…» - поют учащиеся гимназии № 46 и, взявшись за руки, водят хороводы вслед за учительницей в традиционном вятском сарафане. Татьяна Александровна Помаскина, как добрая пестунья, открывает им мир родной культуры. И сам урок русского народного творчества проходит не в классе за партами, а как бы в просторной горнице с русской печкой, с пузатым самоваром на столе. Тут же, рядом, веретено, в руках у Татьяны Александровны льняная кудель.

Iz ust v usta

- Бережно ручками потрогайте, - обращается она к детям. - Из нее делали льняные нити. А давайте вспомним весь процесс. Чтобы получить такую кудель, что надо сделать? И опять же все отражено в народной песне: «Уж мы сеяли, сеяли…» И так далее. По кругу.

Сегодняшнее занятие не совсем обычное: ждут гостей - волонтеров международной образовательной программы по обмену для школьников. Раз в год они приезжают в Россию, чтобы познакомиться со страной, её культурой, системой образования, узнать, чем дышит школа. Они уже посмотрели в гимназии, как обучаются иностранные студенты, поиграли на уроке английского языка в игру «Что? Где? Когда?» со старшеклассниками, а сейчас - знакомство с фольклорным «блоком».

В зал входят девочки в сарафанах и мальчики в русских рубахах. Ряды кресел быстро заполняют зрители - ученики начальной школы, которые все прошли через уроки Т.А. Помаскиной. Чем же запомнились они ребятам, что самое интересное?

- Мне нравятся разные пословицы и скороговорки, - говорит одна девочка. - Например: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». А ещё… - И она так быстро произнесла скороговорку, что я даже не успела её запомнить.

- А мне понравился урок «Исторические песни»: как князь Дмитрий Донской объединил русские земли и мы победили…

- Запомнился урок про Пасху…

 

Поиграем в «Воробья»?

Но тут в зал вошли иностранные гости: молодой человек из Ганы и две девушки из Панамы.

По русской традиции гостям подносят каравай. «А почему именно каравай? - спрашивает у ребят учительница. - Ведь мы это уже знаем».

- Потому что он круглый, а круг - символ солнца, - отвечают они. - Кроме того, хлеб - дитя неба-батюшки и земли-матушки. А белое полотенце - символ чистоты, добра, мира.

- Наши предки всегда жили в мире с природой. Считали, что весну на крыльях приносят птицы. И весной, справившись с севом, выходили на «Красную горку», водили хороводы, - продолжает учитель.

И опять ребята с радостью спешат в круг показать гостям, как в хороводе добрый молодец превращается в царевича-королевича и выбирает себе невесту. Вы бы видели, с каким задором, азартом играли они! Особенно когда царевичем стал смуглолицый «молодец» из Ганы.

- Поиграем в «Воробья»? - добавила азарта Татьяна Александровна.

- Поиграем, поиграем! - ухарски взмахнули руками мальчишки.

И началось! Хор пел: «Дома ли, кума, воробей?» А та отвечала, что дома, да лежит, то плечики у него болят, то пяточки. А хитрый воробей притворялся больным. Гости были в восторге.

 - Это было истинное наслаждение - смотреть на вашу игру! - обратились они к ребятам с помощью переводчика. - Это очень ценно, что вы изучаете народное творчество и понимаете - русская культура благодаря вам сохранится и в будущих поколениях.

- Спасибо за теплый прием, - поблагодарил ребят волонтер из Ганы. - Мы чувствовали себя как дома.

И в самом деле, он, чтобы сделать фото на память, забрался в самую гущу мальчишек. Те с радостью окружили его со всех сторон. «Чи-и-и-из!» - белоснежная улыбка на смуглом лице. Всем хотелось сделать с ним селфи на память.

 

У истоков

- Вот такие мы, вот такая у нас Татьяна Александровна, замечательная хранительница традиций гимназии, - с гордостью говорит завуч Н.Н. Татаринова.

 - А началось все с Натальи Станиславовны Ширяевой, - рассказала Помаскина. - Она разработала программу этих уроков. Когда Галина Михайловна Мышкина (бывший директор) впервые о ней услышала во Дворце-мемориале, она встала и сказала: «Мне надо в школу этот урок». Тридцать лет назад. Ну а я - ученица Ширяевой. На факультете начальных классов в институте она преподавала нам эту специализацию. И с тех пор по этой стезе я и иду. А почему мне это близко? Я сама из деревни Мокино Советского района. Мы с подругами всегда пели и на концертах выступали. Но тут важно не просто спеть, а донести до детей глубокий смысл этих песен, сказок, обрядов. Наталья Станиславовна нас всех заразила русской культурой. Особенно я люблю вести уроки в первом классе. С колыбельной песни, с потешек всё начинается. Влюбляем, влюбляем их в народное творчество! Им очень нравится, все начальные классы прошли через эти уроки.

- Это очень здорово. Как вам это удается?

- Единственный вариант донести до ребят родную культуру - из уст в уста, от сердца к сердцу Только так можно сохранить живую традицию. А если в начальной школе в них не заронить любовь к родной культуре, к пятому классу они уже стесняются взяться за руки и пройтись в хороводе. А пока народные обычаи, традиции легко воспринимаются, видно, глубоко в душе это сидит. И уроки русского народного творчества нужны для того, чтобы они это не забыли, не растеряли.

- К сожалению, в Кирове только в вашей гимназии есть этот предмет.

- У нас раньше начальная школа была в отдельном здании, а у меня - свой кабинет с русской печкой, лавочкой, как в избе. Сидели с ребятами там и разговаривали по душам. А сейчас учимся в две смены, у детей большая нагрузка. И всё же в гимназии находят возможность сохранить этот предмет. Здесь все прошли через эти уроки. И настолько привыкли видеть меня в русской народной одежде, что без сарафана и не узнают.

 

Запоёт школа - запоёт народ

Недавно на заседании комиссии по культуре, образованию и науке Общественной палаты Кировской области рассматривались два проекта, предложенные её членом Н.С. Ширяевой. Наталья Станиславовна - уникальный специалист. Судите сами: она выпускница академии музыки имени Гнесиных, имеет учёное звание - доцент по кафедре культурологии, а также звание «Отличник народного просвещения», в 1991-м стала лауреатом Всероссийского конкурса «Учитель года», причем как учитель русского народного творчества. Кроме того, она за­служенный работник культуры. Услышав перечень ее регалий, некоторые в шутку говорят, что пора ее в книгу рекордов Гиннесса заносить. Суть ее проектов «Народное творчество» и «Школьный хор» - чтобы каждый ребенок в рамках системного образовательного процесса мог приобщиться к традициям родной культуры, к ее истокам. Один проект уже успешно реализуется в гимназии № 46.

Каждый ребенок по Конституции имеет право на знание родного языка и родной культуры. Между тем некоторые удивляются, дескать, зачем русскому человеку изучать своё народное наследие, да еще в школе? Вполне достаточно уроков русского языка.

- Наталья Станиславовна, вы доби­ваетесь включения уроков русского народного творчества в школьные программы, но ведь существуют образовательные стандарты?

- А между тем в Москве, Ленинград­ской области, ряде других регионов они включены в учебный процесс. А мы чем хуже? Мои учебники по русскому народному творчеству написаны в соответствии с этими стандартами, и по ним уже который год обучаются учителя и учат ребят. Я же преподавала народное творчество в Кирове в институте культуры. Сегодня, к сожалению, он закрыт, и мы остались без высшего учебного заведения в сфере культуры. Нет у нас в Кирове консерватории, нет театра оперы и балета. Как же воспитывать в детях любовь к музыке, прекрасному?

Раньше многие ребята пели в школьном хоре. Даже такой девиз был: «Запоёт школа - запоёт народ». Сейчас об этом можно только мечтать. А ведь хоровое искусство - одно из самых демократичных, благодаря школьному хору все ребята приобщались к классике, к советской песне.

Надеюсь, что с помощью Общественной палаты удастся реализовать эти проекты, две «веточки» на древе народной культуры. Чтобы молодое поколение в стенах общеобразовательной школы могло из­учать духовное наследие своего народа.

p.s. После обсуждения проектов Н.С. Ширяевой в резолюцию комиссии Общественной палаты было внесено: «Рекомендовать подготовить письмо по проектам на коллегию министерств культуры и образования Кировской области».

Фото автора.

Лица Лада

Никитин Владимир Степанович

Тарасова Валентина Прохоровна

Панкова Алла Васильевна

Pankova Alla Lica

Куняев Сергей Станиславович

Kunjaev Sergej 2

Тарасов Борис Васильевич

Tarasov B V small

Воронцов Алексей Васильевич

voroncov big 200 auto

Самарин Анатолий Николаевич

 

Страница "РУССКИЙ ЛАД"

в газете"Правда Москвы

Flag russkii lad 3

 

Наши друзья

    lad  

  РУССКИЙ ЛАД 

в "Правде Москвы"

      ПОЗДНЯКОВ

      ВЛАДИМИР

 
 

Ruslad Irkutsk1

“Русский лад”

KPRB
rusmir u 1

  НАША ПОЧТА 

    E-mail сайта:

ruladred@gmail.com

 rulad logo

E-mail Движения:

rus-lad@bk.ru