ТЕАТР (от греч . theatron - место для зрелищ, зрелище), род искусства, специфическим средством выражения которого является сценическое действие, возникающее в процессе игры актера перед публикой;Театр родился из древнейших охотничьих, сельскохозяйственных и других ритуальныхпразднеств, в аллегорическойформе воспроизводивших явления природы или трудовые процессы. Однако обрядовыедейства сами по себе ещё не были театром: как считают искусствоведы, театр начинается там, где появляется зритель, — он предполагает не только коллективные усилия в процессе создания произведения, но и коллективное восприятие, и своей эстетической цели театр достигает лишь в том случае,если сценическое действие находит отклик у зрителей.
Достиг ли Театр юного зрителя своей эстетической цели, и какой отклик у зрителей нашло сценическое действие пьесы «Метель» по мотивам повести А.С.Пушкина, я попытаюсь донести до читателя.
16 января по воле случая, но с огромным желанием, я пошла в красноярский Театр юного зрителя на спектакль «Метель». Классику я люблю и читать, и смотреть на экране и на сцене театра.
Я хорошо помню прекрасно поставленные творческим коллективом актеров ТЮЗа спектакли по произведениям Ч.Айтматова «Плаха», В.Астафьева «Звездопад» и многие другие пьесы классиков нашей литературы.
Конечно, прошло время: другая страна, другие ценности, другие актеры, а главное — режиссеры.
Прочитав программу , где указано, что « спектакль «Метель» родился из эскиза, который был показан в рамках творческой лаборатории современной драматургии «Вешалка для классиков» в 2013году....», меня очень насторожило название творческой лаборатории. Слово «вешалка» для классиков как-то не уживалось в моем воображении , оно рисовало в нем картины чего-то утраченного и мрачного. На литературных гостиных для учеников школ города мы изучаем произведения русских классиков и чтим память о них; радуемся тому, что прикасаемся к бессмертным произведениям, которые учат понимать жизнь, разбираться в истории нашей страны; учат чистым и светлым нравственным чувствам, взаимоотношениям, дружбе, любви к Родине...
Разве это достойно забвения?? Человек воспитывается на классической литературе, потому что она — высоконравственна!
Что же увидели зрители на спектакле «Метель» по произведению А.С.Пушкина режиссера Александра Огарева?
В большом пустом помещении на третьем этаже ТЮЗа , куда пригласили зрителей, бегали люди, кувыркались, прыгали на подоконники проемов окон, визжали, кривлялись и орали. Я оторопела... Моя приятельница предположила, что это актеры разминаются перед спектаклем, тем более, что сцена названа — камерная, как бы рядом со зрителем будет происходить действо. Но никаких декораций, костюмов на актерах ( кроме лосин и подобий юбочек) мы не увидели. В какой-то момент раздался дикий свист, от которого я вздрогнула, вся толпа актеров кинулась в конец зала и замерла, будто бы собралась для фотографирования. Два молодых человека стали рассказывать о том, где происходит действие и кто такая Марья Гавриловна... Мы поняли, что спектакль начался. Каково же было мое изумление, когда к Маше прибежал Владимир, он был одет в солдатскую шинель, и на голове у него был мотоциклетный шлем. Актеры что-то кривлялись, прыгали по подоконникам, даже на голове стояли, валялись и ползали по полу.... Прасковья Петровна — мать Марьи Гавриловны предстала перед зрителем моложавой с модной современной прической дамой, она утрированно научала свою дочь обратить внимание на Бурмина, который тоже производил впечатления какого-то дебильного недоумка. Были дополнительно внесены в спектакль «три девицы», которые все время кривлялись, прыгали и валялись по полу, подталкивая Марью Гавриловну к побегу из дома. Недвусмысленные движения некоторых из них вызывали смех у присутствующей молодежи, старшее поколение молча воспринимало такие сцены. Двое молодых людей — актеры в жилетках и брюках - не забывали вести основную канву сценария, они выходили и постоянно напоминали зрителю, кто есть кто и зачем он здесь. В завершении святой отец, венчавший три года назад Марью Гавриловну и (как потом выяснилось )— Бурмина- сказал, обращаясь к зрителям: « Бог все видит, и он накажет...» На протяжении полутора часов действующие лица ( не актеры, для меня их не было) бегали, визжали, прыгали по стенам и подоконникам, кувыркались на полу, и на единственном из декораций — диване, бились головой об стенку, но только — НЕ ИГРАЛИ СВОИ РОЛИ. Это был не спектакль, а скорее все действо в грязном помещении напоминало дом умалишенных...
Я вышла в фойе и ничего не могла сказать, в моей душе от этого спектакля осталась одна пустота...Мне было жаль потерянного времени , настроение мое было испорчено, а еще мне почему-то было очень жаль актеров ( среди них был и заслуженный артист РФ), потому что в этом спектакле они не реализовали свои способности, им просто не в чем было их реализовать. Я слышала где-то название фильма «Тупой и еще тупее» - это определение, наверное, сегодня характеризует всю нашу современную культуру.
Какое впечатление оставил спектакль в душе? Никакого. И не только у меня. Зная содержание произведения, историческую эпоху, когда была написана повесть, просто изумляешься тому, как же нужно ненавидеть русскую классическую литературу, чтобы так ее изнахратить, так ее испохабить, так ее извратить, так ее преподнести молодому поколению, чтобы оно тоже стало ненавидеть русскую классику. Понимаю теперь, почему творческая лаборатория современной драматургии называется «Вешалка для классиков», и почему главный режиссер театра Роман Феодори, портрет которого помещен на программе, выглядит, как истый американец...
Считаю, что это просто вредительство: такого рода «спектаклями» коверкают душу русского человека. Мне очень хотелось в конце спектакля сказать присутствующим мальчишкам и девчонкам: «Возьмите томик А.С.Пушкина и прочитайте повесть, она вам очень понравится, а то, что вы здесь увидели — забудьте как страшный сон!» Всем родителям я, как учитель русского языка и литературы, категорическине рекомендуюсмотреть в красноярском ТЮЗе спектакль «Метель».
Мне стало по-настоящему страшно за подрастающее поколение.
По мнению В.Ю. Троицкого:
(российский учёный-литературовед, специалист по истории русской литературы XIX века и вопросам преподавания словесности, публицист. Доктор филологических наук, профессор. Главный научный сотрудник Института мировой литературы им. А. М. Горького...)
«… сегодня нагло ограблено поколение русской молодёжи, у него отняты законно принадлежащие ему сокровища русской национальной культуры, получившей всемирное признание. Чиновниками образования в программы включено то, что к программам обязательного изучения классики - не имеет отношения. При этом обнажается неприятие «русского духа», «русского ума и сердца», то есть того, на чём держалась и держится вся русская культура. Не плохо бы министерским «полицаям мысли» понять то, что «без русского духа», «русского ума и сердца» - нет русской культуры, а без русской культуры - не может быть и культуры в России».
Я думаю, что не может быть и самой России, и русского народа.
А.Елесина заместитель председателя КРОО «Русское общества» ВСД «Русский Лад»