Заместитель руководителя фракции КПРФ в Законодательном Собрании Санкт-Петербурга, председатель Санкт-Петербургского отделения ВСД "Русский Лад" Алексей Васильевич Воронцов принял участие в торжественно-траурных мероприятиях, посвященных 71-ой годовщине со Дня полного снятия Блокады Ленинграда.
По традиции первым мероприятием этого дня стал траурный митинг у памятной доски с надписью "При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна" по адресу: Невский проспект, дом №14. В мероприятии принимали участие члены Правительства города, депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, представители общественных организаций, школьники и, конечно, ветераны.
В составе делегации парламента Петербурга нашу фракцию представлял Алексей Воронцов. Митинг начался с минуты молчания. Собравшиеся почтили память жертв блокады. Самым трогательным стал момент, когда учащиеся школы, на которой и расположена блокадная надпись, прочитали стихи, написанные в осажденном Ленинграде. После этого состоялась церемония возложения цветов к памятной для всех Ленинградцев надписи.
Еще одним традиционным местом памяти для жителей Ленинграда, безусловно, является Пискаревское мемориальное кладбище, на котором захоронено около полумиллиона жителей блокадного Ленинграда. Каждый житель нашего города в дни памятных дат Блокады считает своим долгом почтить память павших за право существование Ленинграда, не стал исключением и этот год. Высокопоставленные делегации всех ветвей власти - как федерального, так и регионального уровня, иностранные делегации, общественные организации и просто жители Санкт-Петербурга пришли в этот день к монументу “Родина-Мать”, почтить память павших. Фракцию КПРФ среди депутатов городского парламента вновь представлял Алексей Воронцов. Он вместе с делегацией КПРФ во глав с Ольгой Архиповной Ходуновой, и членами бюро Александром Сергеевичем Ольховским, Михаилом Михайловичем Деревянко и другими коммунистами возложил цветы к монументу.
Чуть позже Воронцов как руководитель МОО “Русско-Белорусское братство” совместно с руководителем отделения Посольства Республики Беларусь в Санкт-Петербурге Сергеем Игнатьевичем Мисурагиным возложили цветы к стеле памяти белорусским ремесленникам, погибшим в блокадном Ленинграде. Она была установлена на Пискаревском мемориальном кладбище в 1996 году, благодаря работе международного фонда имени Небольсина, президентом которого является Семен Яковлевич Цимринг, заслуженный работник культуры РФ, блокадник, бывший ремесленник. Данную инициативу всецело поддержало и оказало помощь в ее реализации Русско-Белорусское братство. Сейчас за памятником ухаживает общественная организация “Белые Росы”, руководителем которой является Ирина Рогова.
Историческая справка о “Белорусских ремеслениках”:
(по: Бородина Р. М. Светлая память ремесленникам)
Перед войной в СССР составлялись грандиозные планы пятилеток. Планировалось строить много крупных промышленных предприятий. В Белоруссии, например, тракторный, автомобильный и многие другие заводы. Но везде недоставало квалифицированных рабочих кадров - токарей, слесарей, фрезеровщиков и др. Поэтому второго октября 1940 г. Президиум Верховного Совета СССР издал указ «О государственных трудовых резервах». В крупных городах были созданы ремесленные училища и школы ФЗО. В райцентрах были мобилизационные пункты, работники которых ходили в школы, беседовали с детьми и приглашали их учиться в такие учебные заведения. По стране был призыв комсомола учиться рабочему делу, на что откликнулось огромное количество подростков.
В результате, чтобы получить профтехобразование, в Минск из белорусских сел прибыло около 50 тысяч подростков. Но Минские училища были не в состоянии принять всех и тогда по распоряжению из Москвы около 24 тысяч ребят были отправлены в Ленинград. где их тепло приняли крупнейшие заводы города: завод им. Кирова, Охтинский химкомбинат. Арсенал. Политехнический институт и другие.
Всю зиму 40-41 гг. ребята с большой отдачей работали и учились у своих наставников-мастеров. Но вот началась война. 22 июня 1941 года учеба была остановлена. Кадровые рабочие уходили на фронт. К станкам ставили подростков и женщин. Они выполняли военные заказы и изготовляли снаряды и все, что нужно было для фронта, для победы. Работали по 12-14 часов в сутки у станков, рыли окопы.
В середине августа немцы уже заняли Белоруссию. Работник интерната П.Г, Петухов вспоминает: «Дети очень сильно переживали, когда узнали, что немцы оккупировали Белоруссию. Бывало, дежуришь ночью в интернате, слышишь- плачет. Подсядешь на кровать, успокаиваешь - вроде бы заснул. Это в начале войны. А потом они возмужали и уже не плакали...».
Утром вставали и шли на завод к станкам. Голод, болезни, истощение. С.Л, Скоморох вспоминает: «До войны болванку в 1 метр 25 сантиметров я ставил на станок один, а через год, во время блокады восемь человек еле-еле справлялись...»
Ремесленники жили в комнатах по 20 человек. В. Павлюкевич вспоминает: «Каждое утро просыпаешься и смотришь: Миша живой- хорошо. Петя живой- хорошо... того, кто умер, вместе с кроватью перетаскивали в другую холодную комнату» Днем по улицам Ленинграда ходили машины и собирали умерших, вывозили их па Пискаревское и другие кладбища.
П.Г. Петухов:
«Наступил самый тяжелый период для жителей блокадного Ленинграда, особенно для детей. Это зима 41-42. Тяжело вспоминать и говорить об этом сейчас, через сорок лет. Голод достиг своего апогея. Те, кто был сильнее физически, ходили на разрушенные Бадаевские склады за сахаром или, если правильнее сказать, за тем, что осталось от него после пожара. В то же время можно было наблюдать такую картину: между обломками конструкций ходили, ползали на коленях одинокие фигуры. У каждого через плечо висела сумка от противогаза. Это ремесленники. Небольшим ломиком они откалывали куски земли, смоченные сахаром, набивали ею сумки и тянули в интернат. Затем кидали кусок земли в котелок, заливали водой, подогревали. Когда жижа оседала на дно, осторожно сливали сладко-горькую субстанцию в кастрюлю и но полмиски делили между больными товарищами. Так было».
В итоге из 24 тысяч ремесленников около 12 тысяч погибли в блокаду - каждый второй…