Русский Лад

А.И.Субетто: Победа в Великой Отечественной войне – Гимн Советскому Человеку. Статья 2.

pobeda 1945

Так кто же такой советский человек? – В разделе «Слово о советском человеке» в научно-философском эссе «Слово о русском народе и русском человеке» (2013) я на этот вопрос отвечал так:

«Советский человек – это русский, грузин, татарин, армянин, казах, узбек, якут, украинец, белорус, осетин, абхазец, дагестанец, калмык, киргиз, ненец, чукча, карел, саами, коми, хант, бурят, эвенк, тувинец, мордвин, чуваш, мариец и др.,  который поднялся до уровня заботы об общем благе, до «труда-заботы», как говорил Антон Семенович Макаренко,  заботы о могуществе страны, об армии и флоте, о сельском хозяйстве, о том, чтобы города, по Маяковскому, превратились в «города-сады», о том, чтобы все были накормлены, чтобы все дети учились».

Еще раз повторю: «советский» – означает новое качество человека в социалистическом обществе, в которое, конечно, вбирается все лучшее, что выработала история  в человеке, в каждом народе, в каждой культуре, в каждой духовно-нравственной системе.

Ядром советского народа был русский народ, ядром советского гуманизма был тот гуманистический потенциал, который выработала вся мировая культура, и в первую очередь – русская культура.

Нужно задуматься над красноречивым признанием Гитлера, которое он высказал в кругу своих сподвижников: «Сила русского народа состоит не в его численности или организованности, а в его способности порождать личности масштаба Сталина. По своим политическим и военным качествам Сталин намного превосходил и Черчилля, и Рузвельта. Это единственный мировой политик, достойный уважения. Наша задача – раздробить русский народ так, чтобы люди масштаба Сталина больше не появлялись» («Ленинская теория империализма и современная глобализация». СПб., 2003, с. 151).

Советский человек, таким образом, укоренен в человечности человечества, он проходил свое становление на протяжении всей истории  человечества, русской истории и истории России, он вырастал в огне революций начала ХХ века и в практике социалистического созидания в СССР.

Советский человек – это В.И.Ленин, И.В.Сталин, В.М.Молотов, С.М.Киров, В.В.Куйбышев, К.Е.Ворошилов, С.М.Буденный, М.И.Фрунзе, В.И.Чапаев, Г.К.Жуков, К.Э.Циолковский, С.П.Королев, И.В.Курчатов, М.Демченко, А.Стаханов, В.Чкалов, Д.Карбышев,  М.Громов, М.А.Шолохов, В.В.Маяковский, Н.Островский, А.Т.Твардовский, А.М.Василевский, В.И.Чуйков, И.С.Конев, А.И.Антонов, К.К.Рокоссовский, Н.Ф.Ватутин, Е.А.Щаденко, Д.Шостакович, С.Прокофьев, Г.Свиридов, А.Матросов, Р.Симонов, Н.Тихонов, А.Маресьев, З.Космодемьянская, О.Кошевой, И.Кожедуб, А.И.Покрышкин, Г.Уланова и несть им числа – известным и безымянным героям советского созидания и Великой Отечественной войны.

Георгий Константинович Жуков, которого назвали «Маршалом Победы», в заключении своих «Воспоминаний и размышлений» такой подвел итог, до уровня которого не дорастают многие современные историки, философы, ученые, писатели, мыслители, государственные деятели: «Прямо скажу, мы не могли бы победить врага, если бы у нас не было такой опытной и авторитетной партии, как партия Ленина, социалистического общественного и государственного строя, могущественные материальные и духовные силы которого позволили в короткий срок перестроить всю жизнедеятельность страны, создать условия для разгрома вооруженных сил германского империализма. Враг рассчитывал на разжигание национальных междоусобиц, на развал многонационального социалистического государства. Но он просчитался. Народы СССР героически сражались на фронтах и самоотверженно трудились во имя защиты своей социалистической Отчизны, победы над злобным врагом, проявив при этом невиданную стойкость и мужество. Историческая всенародная победа в Отечественной войне ярко показала преимущества социалистического общественного и государственного строя, великую жизненную силу и нерушимость СССР. В результате влияния советского образа жизни, огромной воспитательной работы партии в нашей стране сформировался человек, идейно убежденный в правоте своего дела, глубоко сознающий могучую ответственность за судьбу Родины. Где бы ни находился советский человек – на фронте, в тылу страны, в тылу врага, в фашистских лагерях,  всюду и везде он делал все от него зависящее, чтобы приблизить час победы. И никому не удастся преуменьшить значение военного и трудового подвига советского народа в Великой Отечественной войне!» (Маршал  Г.К. Жуков «Воспоминания и размышления», Том 2, Третье изд., 1978, с. 385) (выдел. мною, С.А.).

Повторю еще раз: Советский Человек – вот главный итог советской истории за период с 1917 по 1941гг., т.е. в довоенный период, и главный фактор Великой Победы в Великой Отечественной  войне 9 мая 1945 года!

Советский  человек – это коллективист высшего качества. Трудовой коллектив для него, так же как и воинский коллектив, завод, колхоз, научно-исследовательский институт были не просто местом работы, но именно родным домом, что было не свойственно западному человеку-индивидуалисту, воспитанному на культе частной собственности, как абсолютной ценности, и на принципе Гоббса «человек  человеку – волк». Известный советский и русский философ и мыслитель А.А.Зиновьев, много уделивший времени критике недостатков советской системы, признает: «…условия труда в СССР были такие, каких не было на Западе. Мне приходилось участвовать в исследованиях такого рода. Как себя чувствуют люди в деловых коллективах? В советские годы люди не хотели уходить на пенсию и, уже покинув основное место работы, так или иначе, работали. Мы в Германии проводили исследования. Там люди ждали час, когда уйдут на пенсию. И оценивали свою работу в коллективе как ад (мое замечание: такое чувствование «западным человеком» труда в коллективе как состояние «ада» –  отражение принципа в системе конкурентного капиталистического общества «человек человеку – волк», С.А.), а для нас коллективы были местом, где проходила наша жизнь» (А.А.Зиновьев: «Глобальное мировое зло – это частная собственность». «Экономическая и философская газета», 2006, февраль, №7(591), с. 8) (выдел. мною, С.А.).

Россия – общинная цивилизация на протяжении всей своей истории. Общинность, соборность, коллективизм, принцип жизни и духовного поведения – «За други своя» –  это цивилизационное основание русской жизни – было поднято советским социализмом, советской эпохой российской и русской истории на высшую ступень, оно было освещено светом раскрепощенного, вдохновенного труда на благо всей страны. Как пелось в известной песне Александры Пахмутовой – «Была бы страна родная, –  и нету других забот».

Советский человек именно в силу этого качества смысла жизни поднялся на такую вершину человеческого – и «всечеловеческого»  духа, на которую никогда не поднимался человек в прошедшей истории – истории эксплуататорских обществ. Именно это и подтвердила наиболее ярко вся Великая Отечественная война, ее такие битвы, как битва за Ленинград, Сталинград, Одессу, Севастополь, Минск, Брест, Смоленск, Новороссийск, битва под Москвой, Курская битва, блокада Ленинграда.

Александр Александрович Зиновьев, фронтовик, летчик-штурмовик, немало отдавший сил исследованиям социальной системы СССР, так сказал в интервью Ирине Щегловой в феврале 2006 года, на закате своей жизни: «Если бы мне пришлось заново родиться, я бы выбрал советский период. Мы действительно себя ощущали по-настоящему свободными. После революции мы освободились от частных хозяйчиков, была отброшена дремучая идеология, нам давали великолепное образование. Люди работали, делали карьеру, рожали детей. «Такой свободы на Западе никогда не было» (А.А.Зиновьев: «Главное мировое зло – это частная собственность». «Экономическая и философская газета», 2006, февраль, №7(591), с. 8).

Что имел в виду Зиновьев? – То, что свобода, сама «освобожденная» от господства Капитала, от корысти, тяготения к наживе и обогащению, от эксплуатации человека человеком, от капиталократии, есть свобода высшего качества, есть такая свобода, которая поднимает человека на уровень действительного исторического творчества, на уровень управления ходом истории человечества.

Капитализм есть одновременно и «классовый расизм», в системе которого низшей «расой» по отношению к «работодателям», т.е. буржуазии или капиталократии, и выступает «наемный труд» или эксплуатируемые.

Не случайным оказался скандальный случай, когда один из высокопоставленных чиновников в администрации губернатора Санкт-Петербурга недавно, кажется, в 2011 году, назвал простых граждан «быдлом». Стратификация в капиталистическом обществе по величине капитала или сумме денег, которыми  владеет человек или социальная группа, класс, предстает и как стратификация свободы.

В Великой Отечественной войне в противоборстве сил «тьмы» и «света», о котором поется в песне «Вставай страна огромная, вставай на смертный бой…» отразилось столкновение двух типов свободы   –  свободы социалистического созидания, свободы советского человека, которая заявила о себе стремлением к установлению всеобщего мира на земле ленинским «Декретом о мире»,  и свободы капитала, свободы господства одних людей, так называемых «избранных», над другими, свободы эксплуатации, свободы вседозволенности, рождающей таких «чудовищ капитализма» как фашизм, свободы немецко-фашистского солдата грабить, убивать людей, уничтожать деревни, села и города, ради установления господства немецко-фашистского «сверхчеловека» над теми людьми и народами, которых он отнес к низшей расе.

И история преподнесла урок на все времена будущей истории человечества: победил строй советского социализма, победил советский человек, самый свободный человек на Земле, как справедливо заметил А.А.Зиновьев.

Потому что настоящая свобода человека появляется тогда и только тогда, когда Труд освобождается из-под гнета Капитала, капиталократии, и человек превращается в истинного Субъекта Истории, т.е. становится хозяином своей исторической судьбы.

Уже первые, довоенные сталинские пятилетки продемонстрировали простому человеку труда, что его труд может творить чудеса, поднимать родную страну на уровень великих свершений, на которые с изумлением смотрел человеческий мир, оставаясь еще в крепких объятиях империализма мировой капиталократии.

Есть еще одна особенность этого удивительного открытия. Она состоит в том, что самым свободным человеком является не человек-индивидуалист, замыкающий смысл своей жизни границами потребления удовольствий и наслаждений, а человек-коллективист, потому что созидание как таковое, творчество как таковое,  само бытие человека, отражают собой человеческую коллективность, общинность, соборность, т.е. предстают как выражение МЫ-БЫТИЯ человека, как его истинного, сущностного бытия. На это по-своему указали в «Святом семействе» Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Собственно говоря, духовность как таковая есть выражение всечеловеческого, бытийного всеединства. Православный русский философ С.Л.Франк подмечает, что «противопоставленность и противоположность» «я» и «ты» «преодолеваются в единстве «мы», которое «в отличие от всех других форм личного бытия» «принципиально безгранично» (С.Л.Франк. Духовные основы общества. М., 1992, с. 51).

В Великой Отечественной войне победил советский человек-коллективист, человек высочайшего духа, для которого забота о будущем своей советской родины и заботы о лучшем будущем для всего человечества сливались воедино, и было высшим проявлением той всечеловечности, о которой говорил Федор Михайлович Достоевский в своей знаменитой речи о Пушкине при открытии памятника великому поэту в Москве в 1881 году.

В Великой Отечественной войне, по образному выражению А.А.Зиновьева, победил советский десятиклассник. Конечно, Великая Победа 1945 года – «одна на всех», на весь советский народ «от мала до велика», потому что люди всех возрастов вносили посильную лепту в великое сражение советского народа за правду, за свою землю, за отечество, за те социалистические завоевания, которые дала Великая Октябрьская социалистическая революция.

И, однако, поколения рождения 1923 – 1925, даже 26-го, годов – это те поколения, которые составляли костяк вооруженных сил СССР, и понесли наибольшее потери. На Круглом столе Изборского клуба, посвященном 90-летию выдающегося русского мыслителя С.П.Никанорова, в сентябре 2013 года, С.Солнцев в своем выступлении говорил: «Спартак Петрович родился в 1923 году, то есть на 30- годы приходятся его детство, отрочество и юность, определение основных жизненных ценностей и ориентиров. Мы знаем, что из каждых ста юношей 1923 года рождения с войны вернулось только трое. То есть ровесники Спартака Петровича приняли на себя первый, самый страшный удар  гитлеровской военно-политической машины и спасли страну ценою собственных жизней» («Революция Никанорова». «Завтра», 2013, сентябрь, №36(1033), с. 3). Так что ровесник С.П.Никанорова А.А.Зиновьев знал, о чем говорил.

    Но если выиграл «советский десятиклассник» войну с немецким фашизмом во главе с Гитлером,  то это означает (если воспользоваться высказыванием Фридриха Великого, что за победами прусского солдата стоит прусский учитель), что «войну выиграл советский учитель», т.е. советская система образования и воспитания, что «культурная и человеческая революция», которая развернулась на просторах советской страны сразу же после победы Великой Октябрьской социалистической революции, дала свои плоды, воплотилась в советском человеке, который оказался по своему духу, самоотверженности, вере в свое правое дело на голову выше гитлеровского солдата.

Молодое поколение, вставшее грудью на защиту социалистического отечества, воспитывали: фильм братьев Васильевых «Чапаев», который просмотрели перед войной десятки миллионов советских людей, роман Николая Островского «Как закалялась сталь», повесть Серафимовича «Железный поток», роман Шолохова «Тихий дон», вся поэзия Маяковского, повесть «Мать» Максима Горького, воспитывали советская песня, советский театр, в целом – советское искусство. Советское кино пришло в самую глухую деревню советской страны. Была создана огромная сеть библиотек, «изб-читален», выпускались местные газеты, во всех трудовых коллективах проводились политинформационные беседы, пионерские, комсомольские и партийные организации стали своеобразными школами коммунистического воспитания, становления социальной зрелости и твердых убеждений в области мировоззрения. Драматические коллизии в становлении советского человека хорошо показали такие произведения М.А.Шолохова, как «Тихий Дон» и «Поднятая целина». Владимир Ильич Ленин, предвидя подъем энтузиазма трудящихся масс во всех сферах жизни общества, писал: «…бесконечно лживо обычное буржуазное представление, будто социализм  есть мертвое, раз навсегда застывшее, тогда как на самом деле только с социализмом начинается быстрое, настоящее, действительно массовое, при участии большинства населения, а затем и всего населения, происходящее движение вперед во всех областях общественной и личной жизни» (В.И.Ленин, Соч.., т. 33, с. 98).

И Ленин оказался прав: советский социализм породил советского человека, именно через это «быстрое, настоящее, действительно массовое, при участии большинства населения…» «движение вперед», которое позволило, выражаясь языком И.В.Сталина, пробежать в области индустриализации, становления научно-технической и экономической мощи СССР за 10 лет тот промежуток исторического развития, который измеряется масштабом 100 лет, и преодолеть эту 100-летнюю отсталость России. Вот то чудо, которое явила история СССР 30-х годов изумленному миру.

В чем скрывается тайна этого чуда? – В самой природе социализма, в советском строе и советском государстве. Знаменитый немецкий писатель Леон Фейхтвангер по поводу увиденного в СССР в 30-х годах оставил следующее признание, которое следовало бы осмыслить многим современным либералам в России: «Чистой демократии, которая сводится к свободе печати для имущих и к праву продавать ничего не стоящие избирательные бюллетени, Ленин противопоставил подлинное государство народа, немыслимое без передачи средств производства в общее пользование» (Л.Фейхтвангер «Ленин и социалистический гуманизм»; цит. по: «Народы мира о Ленине», М., 1980, с. 76, 77).

Сама история в форме Великой Отечественной войны, самой тяжелой и жестокой войны во всемирной истории человечества и истории России, предъявила испытания советскому человеку и советскому народу. И это высшее качество человека, которого не знала история, было продемонстрировано. Было продемонстрировано везде – на фронтах, в сражениях, в тылу, на оккупированных территориях, в партизанской борьбе, в деятельности подпольных организаций в тылу врага.

Г.К.Жуков так выразил свои впечатления, связанные с одним из эпизодов в июле 1941 года: «На фронте и в тылу наши юноши и девушки показывали пример советского патриотизма и постоянной готовности к самопожертвованию во имя Родины. С некоторыми комсомольцами я разговаривал перед их выброской в тыл врага для выполнения разведывательных и диверсионных операций. К сожалению, я не записывал их имен и фамилий, но встречи с ними остались в памяти. Вот один из эпизодов, о котором хочется рассказать. В первых числах июля, когда противником был занят Минск и вражеские войска устремились к реке Березине, в тыл противника в район Минска должна была быть заброшена диверсионно-разведывательная группа. В нее входили две девушки и двое юношей – комсомольцы, хорошо владеющие немецким языком. Если не ошибаюсь, девушки были из Института иностранных языков. В разговоре выяснилось, что они москвички. На мой вопрос, не боятся ли они лететь в тыл врага, переглянувшись и чуть улыбаясь, ответили: «– Конечно, страшновато. Плохо будет, если нас схватят во время приземления. Ну, а если не схватят в этот момент, все будет в порядке». Они были очень молоды и хороши собой. Родина позвала их, и они пошли на опасное и нелегкое дело. Как сложилась их судьба, я не знаю. Если кто-либо из этой группы остался в живых, может быть, он вспомнит нашу встречу в Москве, в Генштабе, на улице Фрунзе, в июльские дни 1941 года…» (Маршал Г.К.Жуков «Воспоминания и размышления, т.1, М., 1978, с. 273).

Знаменитая и памятная речь И.В.Сталина от имени Центрального Комитета партии по радио 3 июля 1941 года мобилизовала советский народ на священную войну против немецко-фашистского захватчика, в ней звучал, как вспоминает Г.К.Жуков, «могучий тревожный набат, в котором слышались отзвуки знаменитого ленинского призыва: «Социалистическое отечество в опасности!». Чувствовалось, что гневный и призывный голос этого набата замолкнет лишь тогда, когда фашистские захватчики будут разбиты». Объединяющим лозунгом стали слова «Все для фронта! Все для Победы!».

И зажигающим примером во всех делах Великой Отечественной войны, в напряженном труде в тылу, в организации эвакуации предприятий в тыл страны из тех территорий, которым грозила оккупация гитлеровцами, стали коммунисты. Если накануне войны в Красной Армии и Военно-Морском Флоте было свыше 563 тыс. коммунистов, более трети всего личного состава армии составляли комсомольцы, то за первые 6 месяцев войны на фронт пришло более 1 миллиона 100 тысяч коммунистов. Об их роли в армии Г.К.Жуков с восхищением писал так: «Мне не раз приходилось разговаривать с направляющимися в войска политбойцами. Эти люди несли в себе какую-то особую, непоколебимую уверенность в нашей победе. «Выстоим!» – говорили они. И я чувствовал, что это не просто слова, но это образ мышления, это подлинный советский патриотизм. Своим непоколебимым оптимизмом они возвращали уверенность тем людям, которые начинали терять присутствие духа» (Маршал Г.К.Жуков. Воспоминания и размышления, т.1, М., 1978, с. 272).

Каждое сражение в Великой Отечественной войне – это героическая страница в истории сражающегося советского человека. «Ленинград», «Сталинград», «Одесса», «Севастополь», «Керчь», «Брест», «Минск», «Битва под Москвой», «Курское сражение», «Прохоровское поле», «Мамаев курган», «Новороссийск», «Невский пятачок», – все это символы героизма советского человека, величие его духа.

Сталинградская битва по своим итоговым характеристикам не имеет себе равных в мировой военной истории:

  • с 19 ноября 1942 года по 2 февраля 1943 года было уничтожено 32 дивизии и 3 бригады противника, остальные 16 дивизий потеряли от 50 до 75 процентов личного состава;
  • общие потери немецко-фашистских войск (включая войска сателлитов Германии – Румынии, Италии и др.) в районе Дона, Волги, Сталинграда составили около 1,5 миллиона человек, до 3500 танков и штурмовых орудий, 12000 орудий и минометов, до 3000 самолетов и большое количество другой техники.

Победа под Сталинградом переломила «хребет» немецко-фашистскому «зверю». «Такие потери сил и средств катастрофически отразились на общей стратегической обстановке и до основания потрясли всю военную машину гитлеровской Германии», – писал Г.К.Жуков (Маршал Г.К.Жуков. Воспоминание  и размышления, т.2 – М., 1978, с. 115). После этого удара начался период заката гитлеризма. После Курской битвы военная инициатива окончательно перешла к советских вооруженными силам, к СССР и «каток» войны покатился на Запад, чтобы через 2 года окончательно добить фашистского «зверя» в его «логове» – в Берлине.

Советский человек – это не только воинский массовый героизм на всех фронтах и на всех морских театрах действия наших моряков, но и трудовые подвиги, гениальное творчество на всех участках научно-технического созидания и промышленного производства. И снова обращаюсь к свидетельству «Маршала Победы»: «В ходе войны наряду с сухопутными силами быстро развивались и наши военно-воздушные силы, их тактика и оперативное искусство. Это обеспечивало в завершающем периоде полное господство в воздухе. Боевые действия наших летчиков во время войны отличались массовым героизмом. Действуя вместе с сухопутными войсками, авиация осуществляла мощные и неотразимые удары на всю тактическую, оперативную и стратегическую глубину. К концу войны военно-воздушные силы имели на вооружении превосходную материальную часть. Создавая первоклассную военную технику, выдающиеся творческие победы одержали коллективы, которыми руководили А.Н.Туполев, А.И.Микоян, А.А.Благонравов, А.А.Архангельский, Н.Н.Поликарпов, А.С.Яковлев, С.В.Ильюшин, С.А.Лавочкин, В.М.Петляков, С.П.Королев, П.О.Сухой, Ж.Я.Котин, А.Н.Крылов, В.Я.Климов, М.И.Кошкин, В.Г.Грабин, П.М.Горюнов, М.И.Гуревич, В.А.Дегтярев, А.А.Микулин, Б.И.Шавырин, Г.С.Шпагин. Наряду с сухопутными и военно-воздушными силами успешно осуществлял операции и наш Военно-Морской Флот. Многие десятки соединений и сотни отрядов морской пехоты действовали на суше, и всюду они проявляли чудеса храбрости, чем и заслужили от народа великую благодарность. Начиная с 1944 года советская военная стратегия, опираясь на огромный военный и экономический потенциал страны и имея превосходящие силы и средства, проводила наступательные операции, в которых участвовали два, три, четыре и более фронтов, десятки тысяч орудий, тысячи танков, реактивных минометов и боевых самолетов. Эти мощные силы и средства позволяли советскому командованию прорывать любую оборону противника, наносить глубокие удары, окружать крупные группировки, быстро рассекать их и в короткие сроки уничтожать… Все крупные наступательные и контрнаступательные операции советских войск, начиная с осени 1942 года, отличались оригинальностью, решительностью, стремительностью и полной завершенностью. Сражения и операции шли почти непрерывно во все времена года. Ни морозная и снежная зима, ни проливные дожди и весенне-осеннее непролазное, бездорожье не останавливали ход операций, хотя это требовало чрезвычайного физического и духовного напряжения войск» (Маршал Г.К.Жуков. Воспоминания и размышления. Т.2, М., 1978, с. 338, 339).

Все дни Великой Отечественной войны с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года, 4 года и 10 месяцев – это не прекращающийся подвиг советского человека, это не прекращающийся Гимн Советскому Человеку, его героизму, его человечности, его высочайшему духу, перед которым не смогли устоять ни мощь вооруженных сил гитлеровской Германии и экономическая мощь всей Европы, отмобилизованная военной машиной Гитлера, ни те барьеры, трудности, препятствия в решении боевых и созидательно-творческих задач, которые постоянно возникали.

В тылу трудились все, но поскольку мужчины призывного возраста оказались на фронте, то в большинстве своем женщины, старики, подростки и даже дети, стали за заводские станки, трудились на колхозных полях и творили чудеса трудового героизма.

Всё для фронта, всё для победы! – этот клич превращался в первоклассное оружие Красной Армии и Военно-Морского Флота, которым они громили немецко-фашистских захватчиков. Фронт и тыл превратился, благодаря руководящей роли коммунистической партии, в единое целое, причем целое такого качества, которого не знала ни одна страна в истории человечества.

Некоторые современные историки, фальсифицируя исторические факты, смещают акценты в вооружении советских вооруженных сил на помощь вооружениями со стороны США. На самом деле эта помощь (по лендлизу) составила не более 5% от потока вооружений, поступавшей от советской промышленности. Сейчас на Западе ведется идеологическая война против России, и среди направлений этой войны важное место занимает фальсификация итогов Второй Мировой войны, делается все, чтобы заглушить голос исторической правды, внедрить в сознание всех людей и народов мира мысль, что  главная заслуга в победе над гитлеровской Германией принадлежит США и Великобритании, что является исторической ложью. А историческая правда состоит в том, что Вооруженные Силы СССР перемололи более 80% мощи гитлеровской армии и воинских контингентов союзников и сателлитов Германии из Западной Европы. Уже этим определяется решающая и главная роль СССР, его Вооруженных Сил в Победе над фашистской Германией во второй мировой войне.

Величие советского духа в годы Великой Отечественной войны запечатлелось в советском искусстве, в картинах советских художников, в литературе, в повестях, романах, поэзии советских писателей, в Шестой симфонии Д.Шостаковича, написанной в блокадном Ленинграде, в самом феномене радиопередач и работы театра в блокадном Ленинграде. Все виды советского искусства в годы войны поднялись на такую вдохновенную высоту, что она, эта высота, до сих пор поражает любого человека, кто прикасается к художественным произведениям тех лет. А.Сурков, К.Симонов, А.Толстой, М.Исаковский, Д.Шостакович, М.Блантер, А.Твардовский, А.Фатьянов, В.Соловьев-Седой, М.Матусовский, В.Лебедев-Кумач, Л.Ошанин, Т.Хренников, С.Михалков, Е.Долматовский, С.Алымов, Б.Мокроусов, А.Александров, В.Захаров, Б.Полевой, А.Фадеев, М.Шолохов, Г.Уланова и другие – все они звали своими произведениями, песнями, стихами, танцами бить немецко-фашистского захватчика, поднимали дух советского человека как на фронте, так и в тылу.

Дмитрий Федорович Устинов, который в годы войны был одним из самых молодых министров, будучи наркомом вооружения, отвечавшим за вооружение Красной Армии и Рабоче-Крестьянского Красного Флота, в своих воспоминаниях «Во имя победы», показывал, как уже с первых дней войны советская промышленность, переведенная на военный режим функционирования, наращивала темпы выпуска нужных армии вооружений буквально в такие короткие сроки, которые кажутся, с позиции мирного времени, фантастическими. Так для обеспечения войск, перешедших в наступление под Москвой в ноябре 1941 года, «только за два последних месяца 1941 года было выпущено 45-мм и 76-мм дивизионных пушек больше, чем за предшествующие четыре месяца войны. Большую роль в борьбе против танков врага в битве под Москвой и на других участках советско-германского фронта сыграли противотанковые ружья. Развертывание их массового производства осуществлялось в короткие сроки» (Д.Ф.Устинов. Во имя победы. Записки наркома вооружений. М., 1988, с.169). И это происходило, в том числе и  благодаря тому, что призывное слово, призывная песня, сводки с фронтов, где шли сражения с вражеским нашествием, проникали, благодаря радио в каждый дом, в цеха заводов, на улицы городов и поселков.

И особую роль в этом всенародном подъеме на борьбу с немецко-фашистскими захватчиками сыграла советская песня. Песня эпохи Великой Отечественной войны – феномен всемирно-исторического значения, который до конца еще не оценен и не понят. Перечислю названия некоторых из них: «Священная война» (сл. В.Лебедева-Кумача, муз. А.Блантера), «Катюша» (Сл. М.Исаковского, муз. М.Блантера), «Два Максима» (Сл. В.Дыховичного, муз. С.Каца), «Вася-Василек» (Сл. С.Алымова, муз. А.Новикова), «Песня защитников Москвы» (Сл. А.Суркова, муз. Б.Мокроусова), «Шумел сурово брянский лес» (Сл. А.Софронова, муз. С.Каца), «Вечер на рейде» (Сл. А.Чуркина, муз. В.Соловьева-Седова), «Песня о Ладоге» (Сл. П.Богданова, муз. Краубнера), «В землянке» (Сл.  А.Суркова, муз. К.Листова), «Морской ястреб» (Сл. Е.Долматовского, муз. Ю.Милютина), «Синий платочек» (Сл. М.Максимова, муз. Г.Петербургского), «Темная ночь» (Сл. В.Агатова, муз. Н.Богословского), «Заветный камень» (Сл. А.Жарова, муз. Б.Мокроусова), «Русская душа» (Сл. Л.Ошанина, муз. В.Кручинина), «Песня о Гремящем» (Сл. Е.Иващенко, муз. Е.Жарковского), «Огонек» (Сл. М.Исаковского, муз. народная), «Прощайте скалистые горы» (Сл. Н.Букина, муз. Е.Жарковского), «Марш артиллеристов» (Сл. С.Васильева, муз. А.Новикова), «Дорога на Берлин» (Сл. Е.Долматовского, муз. М.Фрадкина), «Дороги» (Сл. Л.Ошанина, муз. А.Новикова).

Советская песня продолжила лучшее традиции русской песенной культуры, в ней отразился во всей духовной красоте советский человек, хранящий в себе любовь к родному дому, к любимой девушке и готовый отдать свою жизнь за любимую Родину. Георгий Константинович Жуков, заканчивая свои «Воспоминания и размышления», вспоминает слова Владимира Ильича Ленина, произнесенные им еще в начале становления советского государства: «Никогда не победят того народа, в котором рабочие и крестьяне… узнали, почувствовали и увидели, что они отстаивают свою советскую власть – власть трудящихся, что отстаивают дело, победа которого им и их детям обеспечит возможность пользоваться всеми благами культуры, всеми созданиями человеческого труда». И добавляет: «Это сказано Лениным. Лучших слов для окончания книги я не нашел».

Вот эту победную стойкость духа советского человека и передавала песня, звучавшая в годы Великой Отечественной войны.

В песне «Играй мой баян» (Сл. Л.Давидович, муз. В.Соловьева-Седова) – песне, появившейся уже 24 июля 1941 года, звучали слова припева:

«Играй, мой баян,

И скажи всем друзьям,

Отважным и смелым в бою,

Что, как подругу,

Мы Родину любим свою,

Что как подругу,

Мы Родину любим свою».

В песне «Прощанье» (Сл. Ф.Кравченко, муз. Т.Хренникова) звучит напутствие женщины своему суженному – напутствие на битву:

«Иди, любимый мой!

Суровый день принес разлуку…

Враг бешенный на нас пошел войной,

Жестокий враг на наше счастье поднял руку.

Иди, любимый мой, иди, родной,

Враг топчет мирные луга,

Он сеет смерть над нашим краем.

Иди смелее в бой, рази врага!

Жестокий дай отпор кровавым

хищным стаям.

Иди смелее в бой; рази врага!»

Песня заканчивается словами:

«Там, где кипит жестокий бой,

Где разыгралась смерти вьюга,

Всем сердцем буду я, мой друг,

с тобой,

Твой путь я разделю как верная

подруга,

Иди, любимый мой, иди, родной!».

У воинов, сражавшихся за Ленинград, и у жителей блокадного Ленинграда была популярна песня «Парень с Васильевского острова» (Сл. Н.Глейзарова, муз. С.Лепянского). О герое песни – парне с Васильевского острова – пелись такие строки:

«Его не раз встречали вы закатною порой

С гармошкой над причалами, над светлою Невой.

Поет частушки острые веселый гармонист

С Васильевского острова, с завода «Металлист».

Но вот войной нагрянула фашистская орда,

Он защищать отправился поля и города.

Пел песни он походные, и, пробираясь в тыл,

Он гнезда пулеметные гранатами громил.

Ходил в атаки грозные веселый гармонист

С Васильевского острова, с завода «Металлист».

В бою, навылет раненный, скомандовал: «Вперед!»

И, крикнув: «В бой, за Родину!» –  упал на пулемет».

Герой не умер, не может такой герой умереть. Попав в лазарет, он, наш герой, парень с Васильевского острова, «едва набравшись сил, баян свой перламутровый с улыбкой попросил».

«И заиграл походную веселый гармонист

С Васильевского острова, с завода «Металлист».

Ему все удивляются, сиделки сбились с ног:

То песней заливается, то просится в свой полк.

Однажды утром раненых полковник навестил.

«Откуда ты, отчаянный?» – он ласково спросил.

Ему с улыбкой гордою ответил гармонист:

«С Васильевского острова, с завода «Металлист»

«С Васильевского острова, с завода «Металлист».

В 1942 года А.Сурков совместно с Б.Мокроусовым создаёт маршевую песню «Песня защитников Москвы», которая зазвучала в документальном фильме «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой». И фильм, и песня поднимали дух, как тружеников тыла, так и воинов на фронте. Ирина Яворская – автор прекрасной антологии песни, рожденной Великой Отечественной войной «Песня – друг фронтовой»[1], отмечает по поводу этой песни: «Песня из этого фильма сразу же полюбилась воинами на фронте и в тылу. Наступление продолжалось, линия фронта все дальше отодвигалась от Москвы и песня вместе с войсками шла вперед в боевом строю. Во время коротких передышек между боями солдаты пели её под Сталинградом, на Курской дуге, в Белоруссии, везде, где воевали части, защищавшие Москву в 1941 году. И когда гвардейцы-танкисты первыми ворвались на территорию фашистской Германии, на первом же привале, они запели эту песню. Пройдя победный путь от стен столицы до логова врага, здесь она зазвучала по-особому».

«В атаку стальными рядами

Мы поступью твердой идем.

Родная столица за нами,

За нами родной наш дом.

Мы не дрогнем в бою

За столицу свою.

Нам родная Москва дорога.

Нерушимой стеной,

Обороной стальной

Разгромим, уничтожим врага.

Нерушимой стеной,

Обороной стальной

Разгромим, уничтожим врага»

И далее в ней пелось (привожу куплеты, минуя припевы):

«На марше равняются взводы,

Гудит под ногами земля,

За нами родные заводы

И красные звезды Кремля.

       …

Для счастья своими руками

Мы строили город родной.

За каждый расколотый камень

Отплатим мы страшной ценой.

     …

Не смять богатырскую силу,

Могуч наш заслон огневой,

Мы вырыли немцу могилу

В туманных полях под Москвой».

Песня «Шумел сурово Брянский лес» прославляла подвиги советских партизан:

«Шумел сурово

Брянский лес

Спускались синие туманы

и сосны слышали окрест

Как шли как шли на битву партизаны

И сосны слышали окрест

Как шли как шли

на битву партизаны».

Партизанский отряд «грозной ночью» налетел на «штаб фашистский». И вот:

«Летят советские гранаты

И командир кричит

 им вслед - громи

Громи захватчиков ребята».

Но военная песня не только звала на бой, не только звала на подвиг, но и несла в себе размышления лирического героя, грустила вместе с солдатом на привале, когда он вспоминал родной дом, семью, или любимую девушку, которая его ждет, в ней воспевалась дружба, товарищество.

Песня «Вечер на рейде» В.П.Соловьева-Седова не только всколыхнула лирические струны в душах советских людей грозной эпохи, но и, воспев службу и дружбу воинскую, морскую, она стала бессмертной. Остается востребованной в России и в наши дни. За создание песен «Играй мой баян», «Песня мщения» и «Вечер на рейде» В.П.Соловьеву-Седову уже в 1943 году – в переломном году в логике Великой Отечественной войны – была присуждена Сталинская премия (государственная премия СССР).

А как пронзительно звучат слова песни «В землянке» (Сл. А.Суркова, муз. К.Листова):

«Бьется в тесной печурке огонь,

На поленьях смола, как слеза.

И поет мне в землянке гармонь

Про улыбку твою и глаза.

Про тебя мне шептали кусты

В белоснежных полях под Москвой,

Я хочу, чтоб услышала ты,

Как тоскует мой голос живой».

Песня «Соловьи» (Сл. А.Фатьянова, муз. В.Соловьева-Седова) уже появилась в победном 1945 году. Сколько в ее словах звучит нежности к советскому солдату, погрузившемуся в короткий сон на привале, в соловьиной роще. Первым исполнителем этой песни стал солист Краснознаменного ансамбля Советской Армии  Георгий Виноградов, пел эту песню и наш знаменитый тенор Иван Семенович Козловский.

«Соловьи, соловьи,

не тревожьте солдат,

Пусть солдаты немного поспят,

Немного пусть поспят.

Пришла и к нам на фронт весна,

Ребятам стало не до сна,

Не потому что, пушки бьют,

А потому, что вновь поют,

Забыв, что здесь идут бои,

Поют шальные соловьи.

                       

Но что война для соловья,

У соловья ведь жизнь своя.

Не спит солдат, припомнив дом

И сад зеленый над прудом,

Где соловьи всю ночь поют,

А в доме том солдата ждут.

               

А завтра снова будет бой,

Уже так назначено судьбой,

Чтоб нам уйти, недолюбив,

От наших жен, от наших нив,

Но с каждым шагом в том бою

Нам ближе дом в родном краю».

Ну, где, в какой еще стране могла родиться такая пронзительная, такая лирическая песня? – Только в СССР, только в России, только в советском народе, культура которого вобрала в себя всю духовную и культурную историю русского народа.

Советский человек – стал важнейшим фактором мобилизационной экономики СССР в период Великой Отечественной войны, которую не могла, по той эффективности, которую продемонстрировала советская военная экономика, обеспечить ни одна страна в мире! Это чудо остается не исследованным до конца!

По данные исследования Ю.И.Мухина за годы Великой Отечественной войны: если вся Европа, находящаяся или в оккупации, или под влиянием гитлеровской Германии произвела 1048,5 тысяч пулеметов, то СССР – 1515,9 тысяч; винтовок и карабинов Европы осилила 7845,7 тысяч, то СССР – 12139,3 тысяч; пистолетов-пулеметов фашистские войска получили 935,4 тысяч штук, Рабоче-Крестьянская Красная Армия (РККА) – 6173,9 тысяч (Ю.Мухин. Сталин – хозяин Советского Союза. М., 2008, с. 141).

Если в начале войны у советских вооруженных сил находилось в распоряжении 34965 орудий против 47260 столов у немецкой армии, то уже на 1 ноября 1942 года, т.е. спустя чуть больше года после начала войны, соотношение изменилось: 70080 немецким орудиям противостояло 72505 советских орудий (Ю.Мухин. Сталин – хозяин Советского Союза. М., 2008, с. 142).

За всем этим пряталось прямое превосходство по качеству советского человека и советской экономики, социалистического строя над западным человеком и капитализмом, тем более – над мобильной империалистической экономикой Германии Гитлера.

Ю.Мухин сравнивает советскую экономику с экономикой царской России в первой мировой войне. Он пишет: «Военные расходы царской России (на февраль 1917 г.) составили всего 29,6 млрд. рублей, и уже эти траты вызвали бунт, свержение царя и его правительства. Которое, кстати, уже в декабре 1916г. постановило забирать у крестьян хлеб принудительно, поскольку при обвальном обесценении рубля крестьянин даже родному царю продавать его не хотел. А военные расходы СССР составили 582 млрд. рублей. И несмотря на то, что они были в 20 раз больше, т.е. на каждого среднего советского гражданина ложились тяготами почти в 20 раз большими, чем на среднего подданного царской России, СССР во главе со Сталиным войну выиграл, а Россия во главе с царем (но без царя в голове) войну проиграла» (Ю.Мухин. Сталин – хозяин Советского Союза. М., 2008, с. 142).

Я привел этот сравнительный анализ Ю.Мухина в связи с тем, что ныне в среде либерально-ориентированных интеллектуалов, зараженных антикоммунизмом, советофобией и русофобией, очень модным стало высказываться по поводу итогов Великой Отечественной войны так: что, лишь, здесь нет никаких заслуг ни у Сталина, ни у компартии, ни у советского социализма, что, мол, Россия выиграла бы эту войну в силу ее военной традиции – всегда выигрывать оборонительные  войны, в борьбе с захватчиком.

На мой взгляд, это сравнительное исследование очень ярко показывает, что СССР выиграл Великую Отечественную войну, одержал Победу над самой мощной к началу 1941 года военно-политической машиной гитлеровского фашизма, который сокрушил почти все страны Западной Европы, нанес поражение Франции и частично Британии, уже почти был готов установить свое мировое господство.

И только СССР, и только советский социализм, и только советский человек, познавший счастье быть хозяином своей истории, смог сокрушить эту машину. Не будем забывать, что так называемые «союзники»  США и Великобритания, которые взращивали фашистскую военную машину Германии для сокрушения социализма в СССР, и стали союзниками по антигитлеровской коалиции только под давлением прямой угрозы их будущему, открыли «Второй фронт» в августе 1944 года (поскольку ставили перед собой задачу наибольшего ослабления и Германии, и СССР), когда стало ясно, что СССР нанесет поражение Германии и без их помощи.

(Продолжение следует)


[1] В этом очерке я и воспользовался этой прекрасной работой И.Яворской

Лица Лада

Никитин Владимир Степанович

Тарасова Валентина Прохоровна

Панкова Алла Васильевна

Pankova Alla Lica

Куняев Сергей Станиславович

Kunjaev Sergej 2

Тарасов Борис Васильевич

Tarasov B V small

Воронцов Алексей Васильевич

voroncov big 200 auto

Самарин Анатолий Николаевич

 

Страница "РУССКИЙ ЛАД"

в газете"Правда Москвы

Flag russkii lad 3

 

Наши друзья

    lad  

  РУССКИЙ ЛАД 

в "Правде Москвы"

      ПОЗДНЯКОВ

      ВЛАДИМИР

 
 

Ruslad Irkutsk1

“Русский лад”

KPRB
rusmir u 1

  НАША ПОЧТА 

    E-mail сайта:

ruladred@gmail.com

 rulad logo

E-mail Движения:

rus-lad@bk.ru