Максим Лагутин,
кандидат военных наук
Взяться за написание этой статьи меня побудила недавно опубликованная в газете «Правда» и на официальном сайте Санкт-Петербургского Городского комитета КПРФ статья известного публициста и партийного деятеля Юрия Белова «Российский империализм и её ТОП-менеджмент».
В ней автор представляет определенный анализ влияния российского олигархического капитализма на экономику нашей страны, а также излагает широко известную схему по учебникам марксизма-ленинизма 50-70 годов прошлого столетия касательно превращения капитализма со свободной конкуренцией в монополистический капитализм с главенством в нем крупных корпораций.
Уже в начале своей статьи, в разделе «Капитализм монополистический, паразитический» Белов делает такой вывод: «Прежде всего отметим: за 15 лет, что Путин у власти (будучи премьер министром во время президента Медведева, он практически правил страной), Россия прошла путь завершения реставрации капитализма до высшей его стадии – империализма. А в этом вся суть переживаемого исторического момента, так как украинский кризис превратился в кризис отношений России с США и ЕС именно в силу претензий недавно народившейся российского империализма на свою долю в мировом рыночном хозяйстве. Претензии эти вызвали крайне раздраженную резкую реакцию со стороны американского и европейского империализма».
К сожалению, при всей глубине анализа, богатой подаче цифрового и фактического материала, уважаемый автор не заметил межцивилизационных и геополитических противоречий, которые возникли в украинском конфликте между русской евразийской и англосаксонской цивилизациями.
На мой взгляд, этот конфликт подразумевает не только и не столько столкновение российского капитала с капиталом американским или европейским, а прежде всего войну на уничтожение, развал России как носителя иной, чуждой западной либеральной системе отношений, цивилизации.
В своей широко известной работе «Великая шахматная доска» маститый американский политолог Збигнев Бзежинский следующим образом формулирует стратегическую значимость Евразии для США: «Евразия является крупнейшим континентом на земном шаре и занимает осевое положение в геополитическом отношении. Около 75% мирового населения живет в Евразии, и большая часть мирового физического богатства также находится там как в ее предприятиях, так и под землей. На долю Евразии приходится около 60% мирового ВНП и около трех четвертей известных мировых энергетических запасов… После Соединенных Штатов следующие шесть крупнейших экономик и шесть стран, имеющих самые большие затраты на вооружения, находятся в Евразии. Все, кроме одной, легальные ядерные державы и все, кроме одной, нелегальные находятся в Евразии. Два претендента на региональную гегемонию и глобальное влияние, имеющие самую высокую численность населения, находятся в Евразии. Все потенциальные политические и/или экономические вызовы американскому преобладанию исходят из Евразии. В совокупности евразийское могущество значительно перекрывает американское. К счастью для Америки, Евразия слишком велика, чтобы быть единой в политическом отношении».
В статье «Россия в новой геополитической реальности» известный политолог Наталья Нарочницкая пишет: «Открытие запасов нефти на рубеже ХХ-XXI веков многократно повысили военно-стратегическое значение морских подступов к ним с севера и юга и территорий вокруг этих путей. Что же это за территории? Это и Балканы, и Украина, Молдова, Румыния, это и Азербайджан и Грузия, Израиль и Турция — именно те государства, которые Запад стремится включить в НАТО, и которые участвуют в последних крупных проектах транспортировки нефти. И именно во многих из них в последнее десятилетие либо прошли цветные революции, приведшие к власти прозападные режимы, либо осуществлено военное вторжение (Ирак, Афганистан, Ливия). Примыкает к этому региону Центральная Азия — южное подбрюшье России…. В таком процессе может произойти оттеснение России на Северо-восток Евразии от главного центра коммуникаций энергоресурсов – Средиземноморья и Черноморско-Каспийского региона».
В этих стремлениях Вашингтон, Брюссель, Берлин, Париж выступают единым фронтом против России. Давайте задумаемся уважаемый читатель, почему так происходит, и зачем Запад развязывает против России настоящую «гибридную» информационно-сетевую, социально-экономическую войну?
Прежде всего, атлантистов раздражает тот факт, что Россия по многим вопросам начала занимать все более самостоятельную независимую позицию. В 2011 г. Президент РФ В. Путин запустил проект создания Таможенного и Евразийского союзов (сейчас в ТС и ЕвраЗЭС входят 5 государств: Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия). Это очень конкретный шаг на пути восстановления большого территориального «жизненного пространства» Русской Евразии, коей является Российская Федерация - правопреемница Российской Империи и Советского Союза.
Известный экономист Михаил Делягин в развернутом интервью газете «Аргументы Недели» №14 (за 16-22 апреля 2015г.) говорит: «Самая интересная история в истории человечества» прямо говорит: «Евразийская интеграция – это, с одной стороны, понимание того, что в мире свободных рынков нет и они будут сжиматься дальше. Единственный рынок для постсоветского пространства – рынок России. И единственный способ устойчиво на нём работать – это входить в Таможенный союз. С другой стороны, мы создаём свой макрорегион. Если мы его не создадим, нас разорвёт между Европой, Китаем и исламским миром».
Данное обстоятельство позволяет России (при всех недостатках ее режима), используя систему стратегических союзов по линии ШОС, БРИКС, ОДКБ и упомянутых выше Евразийского и Таможенного Союзов, совместно с Китаем создавать альтернативную схему регулирования международных финансовых потоков. Речь идет о создании по линии БРИКС Национального банка развития и Фонда развития, а также участия России в формируемом Китаем банке инновационно-инфраструктурных инвестиций.
Все это вместе взятое – ни что иное, как намечаемые контуры альтернативы ФРС, МВФ и другим международным структурам, контролируемых международным спекулятивным капиталом.
И тут возникает важнейший вопрос: не считает ли Ю.П. Белов, что Россия идет в фарватере «китайского империализма»?!
Если «да», считает, то его точка зрения резко расходится с позицией КПРФ, официально ориентирующейся на китайский опыт строительства социализма и помогающей руководству России строить союз с Поднебесной.
Если «нет», не считает, то как можно говорить о «российском империализме», якобы равнозначном американскому и европейскому?
С точки же зрения здравого смысла логика формирования внешней политики России за последние 5-6 лет показывает, что наша русская Евразийская цивилизация пытается освободиться от колониальной зависимости со стороны США и их союзников по линии ЕС.
Защита братских народов Абхазии и Южной Осетии в 2008 г.; поддержка Сирии в 2011 г; формирование российско-китайско-иранского геополитического альянса; кропотливая работа со странами южной Европы (Грецией, Кипром, Сербией и т.д.) – все это далеко не империалистическая политика, а жизненная необходимость для нашей Родины.
Чтобы понимать это, не надо опираться на Хантигнтона или кого-либо другого – надо просто мыслить как патриот России.
То же самое можно сказать о восстановлении Россией кооперационных связей с Белоруссией и Казахстаном и попытке восстановить такие связи с Украиной, в том числе путем инвестиций, которые не имеют ничего общего с вывозом капитала из-за границы, так как способствуют синергетическому развитию взаимодействующих друг с другом стран, а не к эксплуатации одного государства другим.
Таким образом, можно смело утверждать, что тот статистический материал, который приводит Юрий Павлович, говорит о России не как об империалистическом государстве, а как об акторе взаимовыгодного для стран постсоветского пространства процесса ре-интеграции.
Скажем, русские вложения в КБ «Антонова» или «Мотор Сич» позволяли России и Украине налаживать цепочки производственной кооперации предприятий обеих стран, что приводило к появлению новых рабочих мест, развивало науку и образование, а также военную и производственную базы наших государств.
Это, по сути, и есть путь к тому самому «государственному капитализму», строительство которого крайне необходимо, что признает и Ю.П. Белов.
Очевидно, что геополитические соперники России предпринимают все усилия, чтобы не допустить формирования полноценного Евразийского Союза, и используют, в том числе, приемы психо-информационной войны, в ходе которой новое объединение постсоветского пространства с центром такого объединения в России получает ярлык «империализма».
На наш взгляд, ответственные, левопатриотические силы в России должны всеми силами содействовать победе России в новой войне с западным империализмом и с внутренней либеральной системой, работающей на геноцид нашего народа и удерживающей наше Отечество в статусе колонии-«улуса», платящего огромную дань ростовщической вашингтонской «Орде».