Русский Лад

А.В.Иванов. Страна и ее высшая школа - в пике

Надежды, что наша власть сумеет совершить внутренний «крымский прорыв» и превратиться в подлинную национальную элиту, остается мало. По-видимому, временщики так и останутся временщиками. Назойливая псевдопатриотическая болтовня на фоне абсолютного нежелания что-либо менять внутри страны не раздражает сегодня разве что совсем уж доверчивых обывателей. samolet_pike_1.jpgФактически мы вступили в период очередного глубокого застоя, когда каждый новый день только усугубляет проблемы предыдущего. Причем, стоит вспомнить, что чем ближе земля, тем труднее самолету выходить из пике.

Обосновывать сказанное не буду; об этом здравыми аналитиками и публицистами уже сказано и написано предостаточно. Напомню лишь, что за последнее время российских граждан по сути обобрали четырежды.

Первый раз ― когда немереные деньги, полученные от продажи российских нефти и газа, были бездарно проедены всякими «национальными достояниями». После обрушения курса рубля и цен на углеводородное сырье вдруг выяснилось, что даже здесь нам не удалось достичь импортозамещения:  оборудование в значительной своей части закупалось за границей, а не производилось внутри страны. К тому же наши экспортеры ресурсов оказались еще и все в долгах, как в шелках. Иными словами, огромные природные ресурсы, принадлежащие всему народу, причем не только нам, но и нашим потомкам (не отвоевали же их лично нынешние олигархи, поколение за поколением, в схватке с суровой природой!), ― были в буквальном смысле слова  пущены на ветер. На них  практически ничего не было реально построено, кроме личных фазенд, производственно-технических симулякров, типа Сколково, да стадионов Сочинской олимпиады.

Что касается  огромных налогов, якобы выплаченных сырьевыми компаниями в бюджет страны, то они несоизмеримы с нанесенным ей ущербом. Например, «Газпром», бесконтрольно распоряжаясь природными ресурсами и нанося ущерб экологии, обеспечивал колоссальные зарплаты своим сотрудникам, субсидировал зарубежные футбольные клубы (типа германского «Шальке-04»), а отечественным футболистам и хоккеистам выплачивал  годовые зарплаты, подчас превосходящие бюджеты целых российских городов.   

С нашими банками тоже все более или менее понятно. Они жили доходами от тех же нефти и газа, финансовыми спекуляциями, да еще дешевыми кредитами из-за рубежа, которые потом  под грабительские  проценты ссужались рядовым гражданам.

Второй раз нас обобрали недавно, когда государство предоставило  наши бюджетные деньги на погашение долгов этих самых банков и сырьевых компаний в размере нескольких триллионов рублей. Фактически нас заставили из своего кармана оплачивать чужие счета, вместо того, чтобы взыскать их с самих виновных – людей, мягко говоря, не бедных, а средства налогоплатильшиков напрямую вложить в сельское хозяйство, промышленность, здравоохранение, науку и образование.

Третья волнаразворачивается на наших глазах, когда за счет дорогой  ипотеки, производственных и потребительских кредитов с процедурой беспощадного выколачивания денег из должников банки начнут  возвращать полученные деньги государству, сами, естественно, не оставаясь внакладе.  Получив наши деньги, они  с нас же еще и снимут за них банковский процент.

Четвертая волнатолько-только начинается. Фактически государство, придерживаясь либеральной экономической стратегии, занимается чем-то типа черной магии, когда хочет добиться положительных изменений в стране за счет финансовых манипуляций с  процентными ставками и банковскими кредитами, а не за счет прямого, повторю, вложения средств в реального производителя общественных богатств. Соответственно, неизбежно увеличивающиеся дыры в бюджете государство  вынуждено  во все возрастающей степени латать за счет урезания и без того предельно скромных вложений в  медицину, культуру, науку и образование.

Приведу пример с высшим образованием. Сегодня труд преподавателя фактически превращается в разновидность рабского труда, из которого выхолащивается вся его суть. Университетское самоуправление постепенно ликвидируется. Государственное назначение, а не свободное избрание коллективами, ректоров Московского и Санкт-Петербургского университетов ― тому наглядное подтверждение. Я уж не говорю об огромном ворохе бессмысленных (с бесконечным перечнем «компетенций») рабочих программ и отчетов, которые без конца, по прихоти министерства, должны составлять и модифицировать университетские преподаватели. Это коснулось уже и работы с аспирантами, которая ни с того ни с сего превратилась из подготовки кадров высшей научной квалификации, ― о чем призвана свидетельствовать исключительно защищенная кандидатская диссертация, ― …в третью ступень высшего образования. При этом всякие там «портфолио» (о, чиновничья магия иностранных слов!) должны заполнить на себя сам аспирант и его научный руководитель. Заверены портфолио должны быть заведующим кафедрой, деканом и под конец –  аж самим ректором. А еще нужны «объективки» на всех преподавателей, ведущих занятия с аспирантами. Пока еще не требуют для права преподавания формальных показателей  твоей цитируемости в РИНЦе,   индекса Хирша и т.д. Но это все уже не за горами. 

Такого абсурда нет ни в одной стране мира, и, естественно, его не могло быть в Советском Союзе, где существовало государственное распределение студентов, и ни один выпускник вуза не оставался без работы по специальности, т.е. применял свои знания на благо страны и испытывал радость от занятия любимым делом.

При этом средняя годовая академическая нагрузка преподавателя общественных наук была в те годы около 450 часов в год, а месячная зарплата доцента равнялась 320 рублям, что гарантировало и возможность повышения своей научной квалификации, и возможность активно участвовать в общественной жизни (скажем, просветительские лекции читать по линии общества «Знание»),  и достаточно высокий уровень жизни. Сегодня же средняя зарплата доцента в Алтайском крае  где-то от 12 до 14 тысяч рублей в месяц, а годовая педагогическая  нагрузка равна 900 (!) часам. [Для сравнения: в близких нам по условиям жизни странах Восточной Европы педнагрузка составляет в среднем около 200 часов в год. – Ред.] При этом каждый преподаватель по требованию министерства должен лично приносить в бюджет вуза не менее 50 тысяч рублей в год за счет грантовой или хоздоговорной деятельности.

И плюс к этому, он еще должен публиковать статьи высокого научного качества желательно в так называемых ВАКовских журналах. Не забудем и о  новом надвигающемся «катке» требований   - публиковаться в иностранных журналах, входящих в мировые базы цитирования. При этом все подобные публикации – платные (в тех же российских ВАКовских журналах от нескольких тысяч рублей и выше).

Но и этого мало. Одновременно с преподавателей, особенно обществоведов,   сегодня вновь требуют  вести воспитательную работу со студентами и профориентационную ― со школьниками. А, по последним сведениям, работников вузов вскоре заставят безвылазно сидеть (попросту тупо отсиживать) на работе по шесть часов в день, ― независимо от того есть ли у них занятия или какие-либо кафедральные дела. Бессмысленность этого решения уже не требует комментариев, особенно если вспомнить, что даже персональных компьютеров на всех преподавателей не хватает в подавляющем большинстве  российских вузов (про личные кабинеты я уже и не говорю).

После всего этого министр науки и образования вместе с неизбывными «умниками» из Высшей школы экономики заявляют, что наши вузы неэффективны, их работников следует сокращать, а сами вузы сливать.

Цель этих «реформ» очевидна всем педагогам – попросту сбросить обременительную систему высшего образования с государственного бюджета, а самих преподавателей  –  вынудить  уйти с работы, не дожидаясь, пока «оптимизируют» их кафедру или вуз. С оставшимися, кто будет цепляться за работу любой ценой, можно, как с рабами, делать все, что угодно: замораживать им зарплаты, увеличивать количество аудиторных часов, закрывать магистратуры и аспирантуры, особенно в какой-то там азиатской России, которая и существует только для того, чтобы добывать полезные ископаемые для процветания власть предержащих в России европейской.  

Самое показательное, что эта острейшая тема крайне мало  обсуждается даже в Интернете. И не случайно: отдельные голоса полностью заглушены гипертрофированным телевизионным псевдопатриотизмом, который пришел на смену вчерашнему гипертрофированному либеральному космополитизму и за которым, естественно, нет никакого подлинного патриотизма. Патриот, как известно, это тот, кто говорит правду и заботится о реальном процветании своей страны, а не о ее «имидже», и не устраивает «охоту на ведьм», пресекая на корню любую критику. 

Может ли страна-самолет падать бесконечно долго? Я созерцаю такое падение уже свыше двадцати пяти лет. Способна ли ситуация все же  измениться к лучшему, и если да, то благодаря чему? На эти вопросы у меня нет ответов. Остается только по мере сил исполнять свой гражданский и профессиональный долг и не питать никаких иллюзий.

_____________________________

Иванов Андрей Владимирович, д.ф.н., профессор Алтайского государственного аграрного университета.  г. Барнаул

Лица Лада

Никитин Владимир Степанович

Тарасова Валентина Прохоровна

Панкова Алла Васильевна

Pankova Alla Lica

Куняев Сергей Станиславович

Kunjaev Sergej 2

Тарасов Борис Васильевич

Tarasov B V small

Воронцов Алексей Васильевич

voroncov big 200 auto

Самарин Анатолий Николаевич

 

Страница "РУССКИЙ ЛАД"

в газете"Правда Москвы

Flag russkii lad 3

 

Наши друзья

    lad  

  РУССКИЙ ЛАД 

в "Правде Москвы"

      ПОЗДНЯКОВ

      ВЛАДИМИР

 
 

Ruslad Irkutsk1

“Русский лад”

KPRB
rusmir u 1

  НАША ПОЧТА 

    E-mail сайта:

ruladred@gmail.com

 rulad logo

E-mail Движения:

rus-lad@bk.ru