Причины украинского переворота
Лидеры Украины упустили исторический шанс создать суверенное, демократическое и процветающее государство на территории, полученной при разрушении Советского Союза. Вместо строительства государства они стали активно расхищать доставшееся общенародное достояние.
Результат не заставил себя долго ждать. Душевой ВВП на Украине к 2012 г. стал одним из самых низких в странах СНГ – вслед за погрязшими в национальных разборках Грузией, Узбекистаном, Таджикистаном и Молдавией. Объём добавленной стоимости промышленного производства в 2012 г. составил 49,4% от уровня 1990 г.[1]. Экономическая деятельность переместилась из сферы промышленности и сельского хозяйства в торговлю (посредническая деятельность) и к оказанию услуг (таб. 1).
Таблица 1. Динамика структуры экономики Украины в 1990-2012, %[2].
|
Сельское хозяйство |
Промышленность |
Строительство |
Торговля |
Транспорт |
Услуги |
1990 |
25,5 |
37,9 |
8,5 |
5,5 |
7,6 |
15 |
2012 |
8,9 |
25,7 |
3,1 |
17,5 |
11,3 |
33,4 |
Страна стала жить не по средствам: объём экспорта товаров и услуг уменьшился в 1990 -2012 г.г. с $59,1 млрд. до $35,8 млрд. (в $ 2005 г.), дефицит внешнеторгового баланса достиг в 2012 г. $14,77 млрд. – 16,6 % от экспорта[3]. Произошло колоссальное экономическое расслоение населения - к 2001 г. 2% населения обладало 94% национального богатства[4].
Но нельзя объяснить переворот исключительно внутренними экономическими и социальными причинами. В течение нескольких последних лет произошли государственные перевороты в Тунисе, Египте, Йемене. Падение власти Каддафи в Ливии. Продолжается гражданская война в Сирии и волнения в Алжире, Ираке, Бахрейне, Иордании, Кувейте, Омане, Ливии, Джибути, Марокко, Мавритании, Ливане, Саудовской Аравии, Западной Сахаре и в Судане. Протест против власти возникает в далеко не самых бедных странах, перечисленные государства по уровню жизни и степени социальной защищённости населения сопоставимы с некоторыми странами Евросоюза. Однако там сильно коррумпированы правительства, а население бесправно. В 2012 г. ВВП Украины на душу населения (в долларах по паритету покупательной способности) составлял $7298 (139 место в мире из 229). Это в 3 раза меньше чем в России ($23589; 77 место) и в 2 раза, чем в Белоруссии ($15326; 85 место), но выше, чем в Грузии ($5833; 151 место), в Молдавии ($3368; 171 место)[5]. Индекс развития человеческого капитала Украины в 2012 г. (0,74; 79 место из 207) конечно уступал России (0,769; 64 место), но заметно превышал показатель для Молдавии (0,66; 113 место)[6]. Украина более удовлетворяла требованиям социального государства, чем большинство стран мира: продолжительность жизни достигала 69 лет (для сравнения – в России - 70,3 лет, средняя по миру – 68,09)[7]. Средняя зарплата по данным Минфина Украины в феврале 2014 г. составляла 3189 гр.[8] ($268). В России в декабре 2013 г. - 29940 руб.[9] ($917). В Болгарии средний заработок в 2012 г. был 226 евро[10].
Можно считать, например, как это делает президент Белоруссии А. Лукашенко[11], что причиной украинского путча явились личные качества президента В.Януковича. Конечно, В. Янукович является продуктом олигархической системы, сформированной при поддержке Запада на Украине в течение последних лет со всеми присущими украинским лидерам негативными качествами: клановость, коррумпированность, нерешительность и отсутствие стратегического мышления. Но у В. Януковича хватило разума не ввергнуть в конце 2013 г. страну в экономическую кабалу Запада, грозящую окончательным обнищанием населения и полной потерей суверенитета[12]. Не стал он и проливать кровь в противостоянии на Майдане, хотя великолепно понимал, что это угрожает его личной власти.
Сегодня власть на Украине в руках организаторов государственного переворота – лоббистов интересов Запада, олигархов и выходцев из Западной Украины, включающей лишь 5 областей из 24-х. Последние составляют 76% от общего числа членов правительства. Почти 30% портфелей в новом Правительстве получили уроженцы Львовской области.
Причиной переворота являлись не только недовольство народа властью – это обстоятельство только эксплуатировалось организаторами переворота, которые находятся в США.
Методы осуществления американского «мандата на лидерство»
События на Украине являются частью стратегического плана глобальных финансовых структур, стоящих за лидерами США, по организации тотального управления мировым сообществом. План включает все методы установления господства – от чисто силового подавления несогласных до политического и финансового контроля конкретных стран. Война допускается как одна из возможных технологий достижения цели. По словам Г. Киссинджер, бывшего госсекретаря и бывшего советника президента США по национальной безопасности[13] «грядущая война будет столь суровой, что одержать победу сможет только супердержава, и это мы, ребята…. Мы сказали военным, что нам придётся захватить семь ближневосточных стран[14] и завладеть их ресурсами, и они почти завершили выполнение этой задачи… Остаётся только та последняя ступенька, Иран – он полностью изменит баланс…Если все пойдет хорошо, половина Ближнего Востока станет израильской… Мы построим новое общество, новый мировой порядок; останется лишь одна супердержава, и она будет мировым правительством-победителем. Не забывайте, у Соединённых Штатов лучшее оружие, у нас есть такие штуки, которых больше нет ни у одного государства, и мы познакомим мир с этим оружием, когда наступит время».
Правое крыло республиканской партии США ещё в 1980 г. взяло на вооружение программу «Мандат на лидерство» и активно подталкивает Президентов на применение любых методов борьба за геополитическое господство во всех стратегически важных регионах мира. Под давлением неоконсерваторов Конгрессом была принята «Национальная стратегия обеспечения безопасности США». Одно из положений Стратегии является борьба с преэмптивными угрозами - системное воздействия на общество, которое может нести угрозы, которые в настоящий момент ещё не существуют, но могут сформироваться в будущем[15]. Характер угроз может быть самый разный – от возможной военной или террористической угрозы до угрозы реализации экономических и политических интересов США.
Особенностью технологии преэмптивной войны является обоснование возможности агрессивных действий США без одобрения ООН или европейскими союзниками. По заявлению Дж. Буша в 2002 г. «при необходимости, мы ни в коем случае не остановимся перед принятием односторонних решений и действий в целях реализации нашего права на самозащиту посредством преэмптивного действия»[16].
По мнению американских неоконсерваторов и их союзников - правых радикалов в Европе, страны Запада имеют право и могут навязывать всему миру свою экономическую систему, идеологию, культуру, пренебрегая международными законами. Для них кризис на Украине - шанс ослабить международное влияние России, поэтому они пытаются использовать события с максимальным антироссийским эффектом, организуя политическое, военное и экономическое давления на Россию. [17] Ликвидация русской военно - морской базы на Чёрном море и размещение НАТО элементов ПРО на украинской территории с базами на Востоке страны явилось бы ударом по нашей национальной безопасности - руководство США заинтересовано в ослаблении России, к которой видит своего политического конкурента[18].
Ещё одной причиной для создания Соединёнными Штатами кризисной ситуации на Украине являются проблемы американской экономики. Запугивая Европу угрозой «газовой войны» с Россией, нефтегазовые монополии США надеются стать основными игроками на европейском рынке углеводородов.
Преэмптивная война включает как составные элементы (i) насильственное (неконституционное) разрушение существующей политической власти и (ii) создание новой власти, соответствующей интересам организаторов с кардинальным изменением всего общества. Обоснование данного типа войны еще более цинично, чем оправдание войн любого другого типа[19]. Не реальная угроза, но лишь возможность формирования угрозы для элиты стран США и Запада вызывает с их стороны системную агрессию, которая полностью уничтожает экономические, политические, идеологические и культурные традиции страны – жертвы. Создаётся новая страна с иной экономикой, идеологией и культурой, в которой парализована любая возможность сопротивления воле США.
Мощным средством в решении первой цели преэмптивной войны – разрушение существующей политической власти – является технология «управляемого хаоса».
«Управляемый хаос» (или «контролируемая нестабильность») – это новая технология борьбы без правил за геополитическое могущество, не контролируемая международными нормами. Технология включает разрушение политического, экономического и оборонного потенциала государства через локальные военные конфликты, искусственное создание целевых оппозиций, поддержку радикальных политических, национальных и религиозных движений, инициирование протестных акций, информационное разрушение моральных и культурных традиций общества.
По заявлению госсекретаря США К. Райс в Каире в 2005 г. Америка отказывается от обеспечения стабильности в качестве инструмента геополитики и открывает дорогу «тяжелой работе демократии»[20] - созданию управляемого хаоса[21]. В точном соответствии с теоретическим рекомендациями по реализации технологии «управляемого хаоса»: «Мы можем многому научиться, если рассматривать хаос и перегруппировку как возможности, а не рваться к стабильности, как к иллюзорной цели»[22].
На Украине мы наблюдаем очередной виток большой геополитической игры по переделу мира с использованием технологии «управляемого хаоса», в которой роль теневого инициатора принадлежит консервативной части управляющих элит США и Европы, за спиной которых стоит мировая финансовая система. Этот вывод озвучил председатель КНР Си Цзиньпин 10 марта 2014 г. в телефонной беседе с президентом США Бараком Обамой: «Украина находится на пороге хаоса и развала, спровоцированного Западом»[23].
Методы создания «управляемого хаоса»
Инструментами в достижении хаоса могут быть самые разные слои общества: граждане, недовольные существующей экономической и политической системой; религиозные радикалы, как в Египте; иностранные наёмники – в Ливии; людоеды – в Сирии; фашисты – на Украине.
В случае Украины использование технологии «управляемого хаоса» планировалось в соответствии с её классическим вариантом[24]:
1. Подрыв авторитета лидеров страны и лишение их возможности опоры на силовые структуры.
2. Поощрение настроений протеста с привлечением радикальной части населения с целью посеять волнения и недоверие к правительству.
3. Объединение в нужный момент и на требуемый период разрозненных политических сил, выступающих против существующего законного правительства.
4. Прямая дестабилизация обстановки в стране. Организация массовых беспорядков и силового давления на власть. Захват власти неконституционным, силовым путем под видом «демократического» выбора населения.
Успех технологии «управляемого хаоса» тесно связан с разработкой стратегии войн нового типа – сетевых, информационных и войн в киберпространстве. Эти войны не подпадают под понятие агрессии, принятое международными нормами. В условиях, когда не существует единого определения понятий «международный терроризм» и «интересы национальной безопасности», ничто не препятствует США бороться с реальными или выдуманными угрозами, определяя район угрозы и методы борьбы самостоятельно «по праву сильного».
Разработка технологии «управляемого хаоса», как эффективного средства достижения геополитических целей ведётся в США с начала 60-х годов, когда была создана президентская комиссия для разработки наступательных планов информационных войн, а в ЦРУ появились «Группа критических технологий» и «Отдел транснациональных проблем». В 2010 г. в составе Объединенного стратегического командования ВС США было сформировано специальное подразделение Киберкомандования[25]. Главной задачей подразделения является обеспечение «информационного превосходства» США, проведение информационных и сетевых операций в глобальном киберпространстве, создание программных продуктов и технических средств ведения кибервойн. Возможность решения этих задач обеспечивается полным контролем спецслужб США над средствами распространения информации – социальными сетями типа Facebook, Twitter, Yahoo, Gmail и др.
России стала объектом для воздействия технологии «управляемого хаоса» ещё в конце 80-х годов. Инструментом создания хаоса являлось разрушение государственной идеологии, моральных и культурных традиций общества, изменение системы ценностей управляющей элиты и внедрение в сознание людей ложных представлений об эффективном и справедливом обществе.
Однако масштабы страны, наличие ядерного оружия и объектов, являющихся источником глобальной опасности, удержали страну на грани катастрофы – хаос в России мог оказать непредсказуемое политическое, экономическое, военное и экологическое воздействие на мировое сообщество. Тем не менее, в стране были запущены плавные и долгосрочные процессы разрушения, последствия которых не удалось полностью нейтрализовать и по сей день.
Отсутствие подобных сдерживающих глобальных опасностей на Украине позволило разрушить государство методом управляемого хаоса в течение нескольких месяцев. Волна разжигаемого из-за рубежа радикального национализма и амбициозные притязания криминализованной элиты раскололи общество, привели к власти хунту.
Целью геополитической игры на Украине являлось:
1. Уничтожение Украины, как суверенного национального государства, территория и ресурсы которого представляют стратегический интерес для США в долгосрочной перспективе.
2. Лишение России союзника на постсоветском пространстве и ликвидация буферной зоны между военным блоком НАТО и Россией.
3. Создание геополитического плацдарма для военно-политического давления на Россию, создание юридических оснований для ввода на Украину войск США и НАТО «для обеспечения демократических прав граждан». Как заявил американский сенатор Джон Маккейн, последними очагами «цветных революций» должны стать Москва и Пекин[26].
4. Обеспечение безусловного контроля над экономикой региона, богатого энергоресурсами и создание подконтрольного транспортного коридора Восток – Запад.
Информационная война – метод создания управляемого хаоса
Основой создания в стране управляемого хаоса является внедрение в общественное сознание ложной информации, ложных целей и ложных технологий их достижения.
Ложь №1 – введение новых людей в правительство Украины. Создание хаоса на Украине было начато системным подрывом доверия к действующему президенту Януковичу. Затем пропагандисты украинских телеканалов активно продвигали поддерживаемый США и Европой миф, что в результате Майдана к власти пришли «новые» политики, целью которых является создание демократического государства. В действительности кроме нескольких радикальных националистов в состав хунты вошли «новые люди из старой управляющей команды».
Исполняющий обязанности президента А. Турчинов – бывший депутат Верховной рады в течение 10 лет, бывший глава Службы безопасности Украины, бывший первый заместитель Совета национальной безопасности и обороны Украины, бывший первый вице премьер Украины. Он также давний друг и «правая рука» Ю. Тимошенко, первый заместитель главы Всеукраинского объединения «Батькивщина».
Премьер - министром Украины стал А. Яценюк, который ранее занимал посты министра экономики, министра иностранных дел и председателя Верховной рады Украины, руководителя фракции Всеукраинского объединения «Батькивщина» в Верховной раде Украины.
Начальником службы безопасности Украины вновь стал бывший председатель СБУ В. Наливайченко, который был завербован ЦРУ ещё в 2003 г.[27].
Ложь №2 – Майдан принёс декриминализацию элит, отсутствие коррупции, социальную справедливость. «Новыми лицами» якобы декриминализированной управляющей элиты Украины стали олигархи: губернатор Днепропетровской области И. Коломойский (состояние $2,4 млрд.), губернатор Донецкой области - С. Тарута (состояние $2,65 млрд.), губернатор Одесской области - В.Немировский (состояние $26 млн.). Ещё 3 украинских миллиардера (из общего числа - 14) зарегистрированы как кандидаты на пост президента Украины. Как зарабатывали миллиарды долларов «непосильным трудом» бескорыстные и честные бизнесмены на постсоветском пространстве – общеизвестно.
Администрация США готова использовать в своих целях и криминал, и религиозных фанатиков и радикальных националистов - лидеры Запада с готовностью признали в выбранных на площади лидерах хунты «законно избранную власть» и «демократов».
Ложь №3 – враги Украины. Для создания хаоса надо объявить ложных врагов. Новая майданная власть под руководством США немедленно объявила внешним врагом, виновным экономических провалах Украины, Россию в лице Российской империи, Советского Союза и Российской Федерации. Тот факт, что России Украина обязана самим фактом своего существования в её нынешних границах был забыт. Забыто и многолетнее дотирование экономики Украины Россией за счёт льготных газовых поставок.
России была назначена и роль внутреннего врага, виновного в расстреле снайперами людей на Майдане и в сепаратизме Юго-Востока и даже в создании «Одесского крематория».
Для создания хаоса пропаганда хунты разрывала народ Украины на истинных украинцев и их врагов – русских. После государственного переворота 22.02.2014 г. вопрос о создании единой украинской политической нации даже не стоял. Он был подменён тезисом об исключительности украинского этноса, особенно его западного варианта. Одним из первых нормативных актов хунты стало принятие Радой 23.02.2014 (на следующий день после государственного переворота!) законопроекта об отмене официального двуязычия в регионах, где численность нацменьшинств превышает 10%[28]. Отрыв от славянских основ неизбежно должен был вызвать хаос противостояния вплоть до гражданской войны.
Оголтелая русофобия всей официальной пропаганды хунты призвана сделать украинцев пушечным мясом в войне США против России.
Ложь №4 – друзья Украины. Украине была предписана политическая ориентация исключительно на Запад.
Разрушение экономики - метод создания управляемого хаоса
Составляющая часть процесса создания управляемого хаоса – разрушение экономики. Майдан сорвал на Украине сев, дезорганизовал работу предприятий, в частности из-за разрушения кооперации с Россией. Хунта слепо исполняет приказы из Вашингтона, действует исходя из политической, а не экономической целесообразности, например, дезорганизует авиационное и железнодорожное сообщение с Россией.
«Друзья» и «советники» с Запада из «геополитических» соображений ввергли Украину не только в политический кризис, но и в экономическую ситуацию, из которой нет выхода (таб. 2). Украина имеет в настоящее время более $38 млрд. внешнего и $36 млрд. внутреннего государственного долга[29]. В эту сумму входит более $2.35 млрд. долгов России за газ и $3 млрд. по евробондам. К этому надо прибавить претензии России на сумму $11 млрд. упущенной выгоды в результате скидки на газ «по харьковским соглашениям 2010 г. об аренде базы Черноморского флота» - Россия осуществляла по денонсированному в настоящее время договору авансовые платежи[30].
Украина должна оплатить в текущем году в счёт погашения общего государственного долга $9,78 млрд. из них по внешним долгам $6 млрд. Среди кредиторов государства Украины российские банки - VTB Capital PLC, ВЭБ, Газпромбанк и Сбербанк России[31]. Средств для платежей по обязательствам у государства нет[32]. Согласно принятому Верховной радой 27.02.14 «реалистичному» проекту бюджета предусмотрен доход 482 млрд. гривен, из них 193,2 млрд. должны составить предполагаемые дополнительные госзаимствования, а платежи по обслуживанию кредитов государства - 109,1 млрд. гривен. Рост внешних заимствований идёт на фоне резкого уменьшения золотовалютных резервов страны – с $34,58 млрд. на 1.01.2011 до $17,8 млрд. на 1.02.2014 (в 1,94 раза) [33].
Таблица 2. Динамика внешнего государственного долга и валового внешнего долга Украины с 2010 по 2014 годы (в млн. долл. США) [34]
Внешний государственный долг |
Валовой внешний долг |
||||||
на 01.01.2010 |
26518,7 |
|
|
|
103396,0 |
|
|
на 01.01.2011 |
34759,6 |
+8240.9 |
+31.1% |
|
117343,0 |
+13947.0 |
+13.5% |
на 01.01.2012 |
37474,5 |
+2714.9 |
+7.8% |
|
126236,0 |
+8893.0 |
+7.6% |
на 01.01.2013 |
38658,8 |
+1184.3 |
+3.2% |
|
135065,0 |
+8829.0 |
+7.0% |
на 01.01.2014 |
37536,0 |
-1122.8 |
-2.9% |
|
142520,0 |
+7455.0 |
+5.5% |
Даже если Запад выполнит свои обещания, что сомнительно, по кредитованию Украины МВФ в объёме до 20 млрд. евро, США – до $2 млрд., внешние кредиты не решат ни одной стратегической проблемы в экономике страны. Этой суммы явно недостаточно для инкорпорации экономики Украины в Евросоюз на кабальных условиях договора об Ассоциации с ЕС. По оценкам украинских экономистов только для удержания страны от банкротства необходимо привлечение кредита на сумму $35 млрд. (при условии, что деньги не будут разворованы). Но кредиты Запада даются не для того, чтобы поднять экономику, а для того, чтобы посадить должника на «финансовую иглу» мировой финансовой системы. Пример тому - Греция, общий государственный долг которой превысил в конце 2013 г. 318,7 млрд. евро[35], а общий долг - $568,7 млрд. ($52 776 на душу населения[36].) Но, при этом в стране остаются стабильно отрицательными годовой рост ВВП (6 -7 %) и текущий платежный баланс (дефицит более 21 млрд. евро[37]). В какие же кредиты надо влезть Украине, население которой почти в 5 раз больше, чем в Греции, чтобы при существующих условиях кредитования и экономической ситуации в Европе осуществить стратегическую перестройку экономики? И это при невыполнимом при нынешней власти условии, что кредиты не будут разворованы олигархами и бюрократией. Путь, который предлагают Украине её западные «друзья», партнёры и советники ведёт страну в пропасть.
Никто из участников Майдана естественно не читал 1000 страничный договор об Ассоциации Украины с ЕС[38] и не представляет, что ждёт экономику и граждан. Зачем – если новые фюреры и «друзья» Украины с Запада думают за нас?
Представление о глубине требуемых изменений экономики дают ограничения, которые должны будут соблюдаться в рамках соглашения ассоциации Украины с ЕС дают примеры перестройки украинского сельского хозяйства.
· Переход на Евростандарты по всем видам сельхозпродукции.
· Запрет на продажу мяса, сала, масла и молока, солений, мочёных яблок и других продуктов, произведённых в домашних хозяйствах.
· Ликвидация традиционных сельскохозяйственных рынков.
· Запрет на выращивание любых традиционных сортов сельскохозяйственных растений, не вошедших в общий каталог разрешенной Евросоюзом сельхозпродукции.
Таковы в общих чертах экономические характеристики евроудавки для Украины, которую готовит созданный ныне в стране управляемый хаос
Парадоксы Майдана - уроки для США
Что же получила в результате Майдана Украина?
· Нелегитимную власть на основе временного совпадения интересов радикальных националистов, коррумпированной бюрократии и криминальной олигархии.
· Разрыв экономических связей с Россией и финансовый коллапс, поставивший страну на грань банкротства.
· Межнациональный раскол страны, радикальный национализм и экстремизм в идеологии.
· Развал системы госуправления, разрушение силовых структур и армии.
Майдан не решил ни одну из задач, стоявших перед Украиной.
· Консолидация украинской политической нации и укрепление национального государства.
· Модернизация экономики, в первую очередь промышленности и сельского хозяйства.
· Декриминализация экономики и устранение коррумпированной бюрократии.
· Повышение жизненного уровня и уменьшение социального расслоения граждан.
Более того, Майдан не привёл к созданию предпосылок для их решения. Он, по определению, не мог осуществить требуемые системные изменения, поскольку они противоречат интересам организаторов хунты и их зарубежных наставников. Поэтому Украину в ближайшее время ждёт политический и экономический кризис и дальнейший рост социальной напряженности.
Для Украины Майдан угрожает полным разрушением государства. Такую же угрозу создаёт Майдан и для США.
Впервые за постсоветские годы международные события развиваются вопреки геополитическим планам США – сначала провал силовой акции в Сирии, а теперь сбой щедро оплаченные Вашингтоном сценария на Украине. Россия бескровно и без единого выстрела вернула Крым вопреки интересам США. Это было возможно только при широкой поддержке украинского, русского и татарского населения Крыма, которое «достал» Киев. Затем произошёл всплеск политической активности в самых ценных для бандеровского режима промышленных юго-восточных регионах - у США возникли проблемы с легализацией хунты и постановкой под полный западный контроль украинского общества и даже армии республики.
Хунта и её зарубежные наставники не учли того, что основная часть населения постсоветской Украины за партнерство с Россией и за участие в постсоветской реинтеграции. Майдан стимулировал общественную активность - антимайданные настроения, желание отделиться от фашизированного центра, требования расширения прав автономий стали быстро расползаться по стране. По заявлению кандидата в Президенты Украины от восточных регионов О. Царёва киевские власти боятся, что вместе с Юго-востоком Украины против Майдана «встанет Центр и Запад страны»[39].
Не помогли ни пряники, которые помощник госсекретаря США по делам Европы и Евразии В. Нуланд раздавала на Майдане, ни обещания финансовой помощи со стороны США и Европы, ни визиты в Киев и «разнос» нерадивых исполнителей шефом ЦРУ Джоном Бреннаном[40] и вице-президентом США Джозефом Байденом[41]. Не в силах изменить ситуацию и многочисленные агенты спецслужб США во всех верхних эшелонах власти Украины.
Белый дом вынужден совершенно откровенно перейти на «ручное управление» своими киевскими вассалами: решение о начале операции на Юго - востоке хунта приняла на следующий день после визита Дж. Бренна, а о её возобновлении в день визита Дж. Байдена.
Можно только удивляться непрофессионализму хунты и их иностранных советников. Они до сих пор не могут понять, что независимое государство Украина в созданном ими нынешнем формате нежизнеспособно даже для того, чтобы обслуживать интересы США. На вершину политической власти якобы независимой Украины с подачи Запада вынесены люди, совершенно не отвечающих нынешним украинским реалиям. Попытки создать из них новую жизнеспособную управляющую элиту даже марионеточную, заведомо обречены на провал – хунта вызывает в обществе только массовое раздражение.
Среди управляющих элит США началась опасная для мирового сообщества истерика. Они пытаются твёрдо отстаивать принцип «если кто и способен поддерживать мировой порядок, то только США.… в международном сотрудничестве практически ничего не добиться без лидерства или, как минимум, активного участия США»[42].
Американская пропаганда от двойных стандартов перешла на тройные и просто запредельную ложь. По поводу проведения Россией на своей территории военных учений в США был поднят крик о военной агрессии против Украины - одновременно американцы проводили «демонстрацию силы» - свои военные учения на чужой территории вблизи границ России - в Литве, Польше, на Чёрном Море. В попытке объединить мировое сообщество против России Б. Обама и его окружение, не считаясь с международными нормами, оказывает беспрецедентное давление на своих «союзников» в Европе.
Под давлением США правительства Европы публично поддержали государственный переворот на Украине, обещая финансовую помощь, приветствуя намерения хунты вступить в ЕС и в НАТО, угрожая России страшными экономическими санкциями. Но обещать и осуществить – разные вещи. Украина в нынешнем варианте Европе не нужна – у неё нет денег на содержание еще одной страны–банкрота с колоссальными внешними и внутренними политическими проблемами. А вот расширение экономических санкций против России опасно для Европы – оно может привести к ответным действиям России с совершенно не предсказуемыми для ЕС последствиями.
Хунта, ЕС и США сами принципиально изменили ситуацию на Украине в пользу России. Если в конце 2013 г. Украина медленно, но упорно скатывалась в объятья Запада, то сегодня действия хунты, ведущие Украины в тупик, всё больше расширяют общественную поддержку России. США вынуждены занимать заведомо проигрышную позицию - поддерживать хунту, приравнявшую требование народного референдума к терроризму, использующую войска и радикальных националистов против собственного народа, убивающую мирных людей фашистскими методами «одесского крематория».
Остаётся только один вопрос – хватит ли у Запада ума сменить тон переговоров – от бряцания оружием и угроз экономическими санкциями к конструктивным мерам. Америке стоит отказаться от старых, самоубийственных стереотипов: «Соединенным Штатам не нужны союзники… нужны вассалы…Они не готовы сотрудничать на равных ни с Европой, ни с нами <Россией>»[43]. Америке пора отойти от принципов внешней политики времён холодной войны, обратиться к нынешним реалиям.
Майдан - уроки для России
Майдан инициировал события, которые можно расценивать как геополитический успех России - возврат Крыма и консолидация русской нации.
Но этот успех скорее тактический, а не стратегический. Для сохранения государственности и динамично развивающейся экономики недостаточно патриотической риторики и укрепления вертикали власти. Эти действия могут лишь отложить решение социальных, политических и экономических проблем России, дать власти короткое время для разработки стратегии развития страны.
В результате развития событий вокруг Украины Президент В.Путин получил невиданный ранее рейтинг доверия – его работу одобряет более 80% граждан[44]. Но этого нельзя сказать об оценке гражданами бессистемной деятельности некомпетентного правительства (таб. 3). По данным ВЦИОМ его даже нельзя назвать «правительством троечников» - граждане оценивают работу 2/3 российских министров ниже 3,0 баллов по 5-ти бальной шкале. Наиболее низкий рейтинг у министра образования и науки Д.Ливанова - 2,49[45]. Но многие эксперты полагают, что не только «тройка», но и «двойка» - это много для оценки работы правительства в целом. Оно давно уже заслужили кол. Некоторые считают, что осиновый[46].
Таблица 3. Индекс эффективности правительства, 2012 г. (макс.=100) [47]
|
США |
Германия |
Франция |
Швеция |
Россия |
Украина |
Эффективность правительства |
90 |
93 |
88 |
99 |
41 |
32 |
Эффективность контроля коррупции |
89 |
94 |
90 |
99 |
16 |
16 |
О каком рейтинге доверия правительству может идти речь, если оно ассоциируется в представлении граждан с «неприкасаемым» Сердюковым, на днях окончательно оправданным, с «непотопляемыми» Шуваловым и Дворковичем? Как должны относиться граждане к экономическому блоку правительства, твёрдо ведущему курс на удушение отечественного малого и среднего бизнеса и упрямо отстаивающего приоритет интересов крупного бизнеса и приватизацию стратегических отраслей экономики?
Россия в 1991 г. имела среди стран СЭВ самый большой интеллектуальный, промышленный, оборонный и сырьевой потенциал. Она занимала лидирующее место в мире по душевой составляющей природного богатства (таб. 4). Но управляющая элита, озабоченная удовлетворением собственных финансовых и политических амбиций, разрушила советское наследие. Темпы развития экономики оказались ниже среднего значения по странам бывшего СЭВ (таб. 5). В результате Россия из мировых лидеров скатилась в разряд «развивающихся» стран с сырьевой экономикой и с коррумпированной бюрократией. Она занимает лишь 77 место в мире по дешевому ВВП (2013 г.)[48].
Таблица 4. Природная составляющая национального богатства в пересчёте на душу населения. Величина для России принята за 100[49]
Страна |
Относительный показатель |
Россия |
100 |
США |
16 |
Германия, Великобритания, Франция |
5 |
Япония |
2,6 |
Китай |
1,25 |
Таблица 5. Рост душевого ВВП в долларах США по официальному текущему обменному курсу[50]
Страна |
Душевой ВВП, |
Изменение ВВП 1990 – 2012 г.г., разы |
|
1990 г. |
2012 г |
||
Таджикистан |
496 |
953 |
1,921 |
Молдавия |
972 |
2037 |
2,096 |
Грузия |
1611 |
3500 |
2,173 |
Украина |
1570 |
3857 |
2,457 |
Узбекистан |
651 |
1717 |
2,637 |
Болгария |
2377 |
6977 |
2,935 |
Белоруссия |
1704 |
6685 |
3,923 |
Россия |
3485 |
14037 |
4,028 |
Чехия |
3787 |
18690 |
4,935 |
Румыния |
1651 |
8437 |
5,110 |
Казахстан |
1647 |
12120 |
7,359 |
Польша |
1694 |
12710 |
7,503 |
Туркменистан |
881 |
6798 |
7,716 |
Как граждане должны относиться к системе власти, которая по уровню коррупции в 2013 г. заняла 127 место в мире в списке из 175 стран[51]?
Экстремальная криминализация и неэффективность экономики дополняется тем, что власть создала из России мирового лидера по неравенству в распределении богатства (сбережения, акции, вклады в пенсионные фонды, стоимость недвижимости, основные фонды, патенты и т.д.). На долю 110 российских миллиардеров приходится 35% богатства всей страны, а на долю 1% самых богатых россиян приходится 71% всех богатств[52]. Для сравнения в США 1% самого богатого населения владеет 37% всех богатств, в Китае и Европе - 32%, в Японии - 17%.
В обществе растёт раздражение неэффективной, коррумпированной и самовлюблённой властью. Но складывается впечатление, что правительство России не собирается извлекать уроков из событий у соседей и примерить на себя ситуацию с Майданом. Как и на Украине, власть России предпочитает вести диалог не с народом, а с бюрократией, олигархами и «назначенными»ею многочисленными общественными организациями, имитирующими демократию.
Власть не хочет понять, что если не будет изменений в экономической и политической стратегии, то в Москве будет свой Майдан (Болотная, Сахарова)?
Кто будет играть роль «западенцев» не важно. В нынешней России кандидатов на их роль достаточно. Помимо внутренних центробежных процессов, Россия испытывает достаточно мощный дезинтеграционный прессинг со стороны внешних сил. В России в начале 2013 г. действовали 654 неправительственных организации, получивших из-за рубежа только в течение 4 месяцев около $1 млрд[53] По заявлению Нуланд, помощника государственного секретаря, начиная с 1992 года США вложили в Россию $20 млрд., «желая содействовать ее переходу к мирному, процветающему, демократическому государству».[54]
Естественно, большая часть этих организаций обслуживала интересы финансирующей стороны. А интересы Запада понятны – в соответствии с хорошо известным выводом К. Клаузевица: Россия может быть побеждена лишь действием внутренних раздоров[55]. А идеолог американской геополитики 3. Бжезинский не стесняется заявить, что самораспад России на конфедеративные государства должен привести «к процветанию страны».
Эксперты выделяют в России более 30 точек этнотерриториальных напряжений[56]. Помимо северокавказского региона, серьёзные сепаратистские движения проявлялись в таких субъектах РФ как Тува, Татарстан, Башкортостан, Саха, Бурятия, Удмуртия. Угроза дезинтеграции вполне реальна и в отношении традиционно этнически русских субъектов федерации, в числе которых «Уральская республика», «Дальневосточная республика», и даже «Балтийская республика». По некоторым оценкам, идею создания в Калининградской области суверенной территории разделяет около трети населения региона[57].
В обществе хватает потенциальных участников московского Майдана (криминала, коррупционеров, бюрократов, олигархов), которые, без сомнения, захотят принять участие в разделе финансового и политического наследия России.
Хватает и тех, кого можно использовать в борьбе с властью втёмную (радикальные националистические движения) и за деньги (либеральная пятая колонна).
Примитивное укрепление вертикали власти, силовое подавление проявления недовольства и ужесточение наказаний за оппозиционную деятельность не ведёт к повышению доверия к власти – эти действия загоняют противоречия вглубь, создают потенциальные возможности для последующего социального взрыва. В обществе вызывает сильное недоумение и раздражение арест «врагов народа» «за организацию мятежа и содействие терроризму» - военных пенсионеров, полковников в отставке Владимира Квачкова и Леонида Хабарова, якобы намеревавшихся с десятком сообщников захватить власть в России с помощью нескольких спортивных арбалетов, коллекционных патронов и туристических ножей.
События на Майдане поставили Россию перед выбором – сохранить национальное государство и последовательно отстаивать геополитические интересы или в очередной раз отступить перед притязаниями «крутых парней» c Запада на мировое господство.
Чтобы суметь противостоять внешней агрессии, правители должны иметь поддержку народа. И пока неясно, смогут ли они эту поддержку завоевать без кардинальных изменений самой системы власти в России, её стратегии и системы ценностей.
[1] World Bank. World Development Indicators. http://databank.worldbank.org/data/views/variableselection/selectvariables.aspx?source=world-development-indicators#s_g
[1] http://www.be5.biz/makroekonomika/gni/gni_ukraine.html
[1] World Bank. World Development Indicators. http://databank.worldbank.org/data/views/variableselection/selectvariables.aspx?source=world-development-indicators#s_g
[1] Энди Никлауса "Социальные последствия независимости Украины". "World Socialist Web Site". 15.11.2001. Цит. по http://cccp.narod.ru/work/book/niklaus.htm
[1] World Bank. World Development Indicators. http://databank.worldbank.org/data/views/variableselection/selectvariables.aspx?source=world-development-indicators#s_g
[1] ООН. The 2013 Human Development Report. https://data.undp.org/dataset/Table-1-Human-Development-Index-and-its-components/wxub-qc5k
[1] М. Топилин, министр труда и социальной защиты РФ. 17 января 2014 г. http://medportal.ru/mednovosti/news/2014/01/17/388/
[1] Минфин Украины. http://index.minfin.com.ua/index/average/
[1] http://www.gks.ru/bgd/free/B13_00/IssWWW.exe/Stg/dk12/6-0.htm
[1] http://appsso.eurostat.ec.europa.eu/nui/show.do?dataset=earn_nt_net&lang=en
[1] А. Лукашенко: Януковичу нужно было использовать власть, а не бежать из страны. 14.04.2014.
[1] Киевский центр политических исследований и конфликтологии. «Украинское правительство приостановило процесс подготовки к подписанию Соглашения об ассоциации с ЕС». 25.11.13. http://www.analitik.org.ua/current-comment/int/52931fea2486b/pagedoc1096_4/
[1] Генри Киссинджер. Бывший советник по безопасности Президента США и Госсекретарь США. Цит. по Шамиль Султанов, руководитель Центра стратегических исследований «Россия – Исламский мир». «Только глухой не слышит барабанов войны». http://wordyou.ru/kolonki/tolko-gluxoj-ne-slyshit-barabanov-vojny.html
[1] Видимо имеются ввиду:Саудовская Аравия, Кувейт, ОАЭ, Ирак, Ливия, Сирия, Иран.
[1] Н.А. Комлева. Профессор. Арабская весна: геополитический аспект. http://znanie-vlast.ru/news/n_a_komleva_arabskaja_vesna_geopoliticheskij_aspekt/2013-03-03-850
Ю. В. Крупнов. Преэмптивная война. США против мира. http://www.pereplet.ru/krupnov/33.html#33
[1] Дж. Буш младший. Цит. по Н.А. Комлева. Профессор. Арабская весна: геополитический аспект.
http://znanie-vlast.ru/news/n_a_komleva_arabskaja_vesna_geopoliticheskij_aspekt/2013-03-03-850
[1] Олег Царев. Народный депутат Рады Украины. За госспереворотом на Украине стоят США. Руководит операциями американец Финк Брайн.
http://www.za-nauku.ru//index.php?option=com_content&task=view&id=8026&Itemid=35
[1] Пол Робертс, экономический эксперт, бывший помощник секретаря казначества США. 29.03.2014 http://www.vestifinance.ru/articles/41088
[1] Dietrich Murswiek Профессор The American Strategy of Preemptive War and International Law. 2003. http://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=397601
[1] Цит. по Ю.Бялый. Управляемый хаос. Концепт Стивена Манна и его проекции на мировую политику. Суть времени. № 6 от 28 ноября 2012 г
[1] Steven R. Mann. Chaos Theory and Strategic Thought. Теория хаоса и стратегическая мысль. Autumn 1992. http://www.dtic.mil/cgi-bin/GetTRDoc?AD=ADA528321
[1] Steven R. Mann. Chaos Theory and Strategic Thought. Теория хаоса и стратегическая мысль. Autumn 1992. http://www.dtic.mil/cgi-bin/GetTRDoc?AD=ADA528321
[1] Си Цзиньпин. Председатель КНР. Телефонная беседа с президентом США Бараком Обамой. "Украина находится на пороге хаоса и развала, спровоцированного Западом". 10 марта 2014 г. http://rus.ruvr.ru/news/2014_03_10/Kitaj-prizivaet-SSHA-k-sderzhannosti-v-ukrainskom-voprose-8426/
[1] С. Шашков. Джин на верёвочке, или Проверка практикой теории «управляемого хаоса». 26.02.2011.
http://www.fondsk.ru/news/2011/02/26/proverka-praktikoj-teorii-upravljaemogo-haosa-2053.html
[1] С.Шашков. Джин на верёвочке, или Проверка практикой теории «управляемого хаоса». 26.02.2011.
http://www.fondsk.ru/news/2011/02/26/proverka-praktikoj-teorii-upravljaemogo-haosa-2053.html
[1] Цит. по С. Шашков. Джинн на верёвочке, или Проверка практикой теории «управляемого хаоса». 26.02.2011.
http://www.fondsk.ru/news/2011/02/26/proverka-praktikoj-teorii-upravljaemogo-haosa-2053.html
[1] Александр Якименко, бывший глава СБУ. Интервью телеканалу «Россия-24» 14 апр. 2014 г.http://www.youtube.com/watch?v=c6tJ0CO62-Y
[1] http://forbes.ua/business/1364523-dolgi-ukrainy-v-2014-godu
[1] http://www.interfax.ru/business/366300
[1] http://forbes.ua/business/1364523-dolgi-ukrainy-v-2014-godu
[1] Верховная рада приняла "реалистичный" проект бюджета-2014. http://www.rosbalt.ru/ukraina/2014/03/27/1249486.html
[1] Минфин Украины http://index.minfin.com.ua/index/debt/gov/
[1] Минфин Украины. http://index.minfin.com.ua/index/debt/gov/
[1] Eurostat. General government gross debt.
[1] CIA. World Fact Book. https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/rankorder/2079rank.html
[1] Eurostat. Current account balance..
[1] Соглашение об ассоциации между Украиной и ЕС и его государствами-членами.Парафировано 30.03.2012. http://euroua.com/association/
[1] Вашингтон заказывает драку. 14.04.2014. http://www.rosinfonet.ru/politics/141496
[1]Андрей Федяшин, политический обозреватель Вашингтон все-таки сделал Киеву "инъекцию агрессии". 24.04.2014. http://inforos.ru/ru/?module=news&action=view&id=37680
[1] Джордж Сорос. Финансовый спекулянт. Мыльный пузырь американского превосходства
http://royallib.ru/book/soros_dgordg/milniy_puzir_amerikanskogo_prevoshodstva.html
[1] Владимир Путин, Премьер-министр РФ. Выступление на встрече со студентами в Томске 25.01.2012 http://news,mail,ru/politics/7915168/
[1] http://www.mk.ru/politics/article/2014/03/27/1004935-ukraina-podnyala-reyting-putina-vyishe-80.html
[1]ВЦИОМ. 2013. Рейтинг оценки качества работы российских министров. http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=114567
[1] http://newsland.com/news/detail/id/1169018/
[1]World Bank. Worldwide Governance Indicators (WGI). http://info.worldbank.org/governance/wgi/index.aspx#reports
[1] ЦРУ. https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/geos/rs.html
[1] Д. Львов. Академик РАН. Контуры будущей России. Из доклада на секции экономики РАН. 14 ноября 2006 г. http://www.zavtra.ru/cgi/veil/data/zavtra/06/679/31.html
[1] World Bank. World Development Indicators. http://databank.worldbank.org/data/views/variableselection/selectvariables.aspx?source=world-development-indicators#s_g
[1] http://cpi.transparency.org/cpi2013/results/
[1] Credit Suisse Research Institut. The 2013 Credit Suisse Global Wealth Report. https://publications.credit-suisse.com/tasks/render/file/?fileID=BCDB1364-A105-0560-1332EC9100FF5C83
[1] В. Путин. Президент РФ. Интервью немецкой телерадиокомпании ARD. 5 апреля 2013 года. http://news.kremlin.ru/news/17808
[1] Виктория Нуланд, выступление помощника государственного секретаря по европейским и евразийским делам на слушаниях в комитете Сената по иностранным делам. 6 мая 2014 г. http://iipdigital.usembassy.gov/st/russian/texttrans/2014/05/20140507298924.html#axzz318YYtxrt
[1] Клаузевиц К. О войне. М., 1932. Т. 3. http://modernlib.ru/books/klauzevic_karl/o_voyne/read/
[1] Заяц, Дмитрий Викторович. Автореферат диссертации. Территориальные конфликты на современной политической карте мира: Очаги и риски сепаратизма.
[1] Попов А. Нужен ли России Калининград? Независимая газета. 1998. http://www.gassteri.ru/ursa_a/Nuzen_li_rossii_kaliningrad.html