Русский Лад

Гнойный, Хаски и другие

Небывалый ажиотаж вокруг так называемых рэп-исполнителей подогревается неумелыми, а подчас и неубедительными действиями представителей исполнительной власти и правоохранительных органов, пытающихся их запретить. Ряд имён, прежде известных лишь в узких кругах фанатов, раздуваются с участием федеральных СМИ до масштаба всероссийского. Что это — нашедшее отклик самовыражение маргиналов-недоучек, дорвавшихся до большой сцены, или новое слово в музыкальной масс-культуре? А может, новомодная разновидность молодёжного музыкального андеграунда? Или мы всё же имеем дело с хорошо срежиссированными пиар-провокациями, имеющими целью коммерческую «возгонку» определённого типа поп-музыкантов?

ДАДИМ СВОЙ ОТВЕТ на поставленные выше вопросы сразу: да и ещё раз да! Всё выше сформулированное, на наш взгляд, и есть смысл происходящего вокруг рэп-исполнителей и хип-хоп музыкантов («хип-хоп» — так ещё именуется данный «вокально-инструментальный» жанр). Правда, существует немаловажное «но»: ни о какой революционной новизне, творческом «прорыве в неизведанное» тут и речи не идёт.

И даже умеренно-эмоциональное слово «оригинальность» абсолютно неуместно. Всё уже давно, как говорится, жёвано-пережёвано и даже кое-где засижено мухами, а нам выдаётся за некое наиновейшее слово. Мошенники и провокаторы — и те, кто пропагандирует сей весьма экстравагантный и чуждый российскому языку и уху жанр, и те, кто на нём зарабатывает. Особенно стоит отметить политических мошенников, заигрывающих с рэперами и толпами их поклонников. Впрочем, и сами рэперы, как мы покажем ниже, не прочь поиграть в политику.

Эстетика беспросветного дна

Сразу извинимся перед читателем за не совсем парламентские выражения, которые придётся употреблять: предмет разговора и действующие лица требуют для адекватности и информативности соответствующих им языка и интонации. Итак, нам говорят, что русский рэп — это «круто», а мы утверждаем, что и русский и всякий другой рэп — «отстой». Любой желающий из открытых источников может удостовериться, что первые рэперы появились аж полвека назад в кварталах пригорода Нью-Йорка Бронкса — самом криминальном районе США в 1970-е, заселённом «цветными» американцами. В те годы из-за постоянных поджогов было уничтожено более 80% зданий района, и часть населения покинула свои дома. А по данным на 2010 год, 38% населения Бронкса находилось за чертой бедности.

Именно отсюда есть пошёл рэп (англ. rap, rapping) — ритмичный речитатив, обычно читающийся под бит перкуссий и ритмичное «кваканье» разнообразных инструментов или просто под серию примитивных компьютерных музыкальных сэмплов (шаблонов). Данный стиль в Бронкс завезли ямайские чернокожие диджеи в 1970-х. Это к слову о якобы суперновизне рэпа. Ритмизованные, не обязательно рифмованные тексты произносятся исполнителем в довольно высоком темпе и настолько занудно, что понять их с первого раза весьма проблематично. Вспоминается классик: «Читай не так, как пономарь, а с чувством, с толком, с расстановкой». Сказано двести лет назад, но звучит остро актуально — как будто про рэперов.

Вот пример исполняемого текста одним из отцов рэпа по кличке The Sugarhill Gang (из композиции «Восьмое чудо света» в переводе от amalgama-lab.com): «А! Понимаешь, я встретил эту девушку и сказал ей: «Дорогуша, / Если хочешь быть моей малышкой, отдай мне свои деньги!» — / И пошёл. Я не хотел её обидеть. / Я просто сразил её своим дьявольским шармом. / Я сказал: «Нет, нет, детка. Всё не так. / Видишь ли, я весь нацелен на то, чтобы зашибать бабки». / Я начал молоть чепуху, начал морочить ей голову, / И, конечно же, она сразу захотела уйти [свисток]. / Но ведь чтобы завести меня, ты должна быть самой лучшей / Ведь я Master G, мне не нужна всякая ерунда. / Я как транснациональный террорист, я динамит. / Я буду кувыркаться с тобой до рассвета, / А когда ты проснёшься утром, ты обнаружишь, что я ушёл…» И т.д. и т.п. В английском оригинале кое-где в тексте прослеживаются рифмы.

Помнится, когда-то подобное «творчество» называлось акынством: что вижу — то пою. Нередко рэпер на ходу придумывает слова, которые тут же произносит. Понятно, что ни о какой эстетике, ни о каких «творческих взлётах» здесь речи идти не может. Рэперу по большому счёту не нужны никакие таланты — ни петь он не обязан уметь, ни качественные стихи сочинять, ни музыку писать, ни на музыкальных инструментах играть. Звонкий голос, наглость, умение держаться на публике, чувство ритма, способность, пританцовывая, зажечь аудиторию — вот всё, что требуется от рэпера. Пожалуй, рэпером можно сделать каждого, было бы желание.

А оно, похоже, у большого шоу-бизнеса появилось не сразу. Хотя коммерческие перспективы жанра были очевидны: не требуется практически никаких финансовых вложений — ни в профессиональных авторов и исполнителей музыки и текстов, ни вообще в каких-либо дорогостоящих профессионалов. Нужен лишь броский зажигательный видеоклип — и можно грести деньги лопатой!

Таки кто из нас негр?

И когда в Штатах созрели политические условия — слово «негр» стало ругательным и даже запретным, а политкорректность превратилась в новую религию, — огромные деньги полились рекой в рэп-музыку. Реклама рэпа (видеоклипы на многочисленных музыкальных и немузыкальных каналах) заполнила и экраны российских телеканалов. Пляшущие рослые негры по сю пору орут со всех экранов свою отнюдь не «прекрасную чушь» (Юнна Мориц: «Когда мы были молодые / И чушь прекрасную несли...»), а бредовый бред, да ещё и на афро-американо-английском. И хочется спросить у тех, кто дирижирует телеящиком: таки кто из нас негр? Те, кто пляшут, или те, кто смотрят? Приучая наших детей к такому вот высокодуховному искюсству, нас попросту держат за негров из Бронкса.

А потом кто-то шибко «вумный» из продюсеров али политтехнологов, видимо, спросил себя: «А пуркуа бы и не па?» Типа, а наши-то лохи-недоросли из полузаброшенных моногородов и вымирающих поселений — они-то чем лучше негров? А давай-ка мы и их подсадим на иглу рэпа! А что? Главное, чтоб было прикольно, чтоб толпу неслухов и неучей можно было собрать до кучи и впаривать им на мозг ценные идейки. Заодно и деньгу можно зашибить на таком вот простеньком шоубизе. А то ведь Навальных да Яшиных на всех не напасёшься, да и не всяк тинейджер их поймёт, а промывать мозг надо регулярно всем и каждому, желательно с детства. На том стояла и стоять будет вертикаль кремлёвская. Школа — она в таком деле помощник не очень надёжный, так как буйной м`олодежи нужны неАрдинарные авторитеты. Так кто же, как не свои доморощенные рэперы?

Придумано — сделано! Вначале тонкой, потом всё более бурной струёй потекла информация о новых небывалых доселе «звёздах» эстрады, о «русских рэперах» на федеральных и местных госканалах ТВ и радио. Апофеозом данной, так сказать, молодёжной политики стал выход на государственном телеканале «Культура» сентябрьской 2017 года программы «Агора» экс-министра культуры Михаила Швыдкого, которую он целиком посвятил рэпу. Среди приглашённых в его эфир оказались весьма продвинутые «челы» — рэперы Гнойный и Хан Замай.

Примерно в те же дни Первый федеральный канал показал достойный хвалебный сюжет про рэперов Оксимирона и Гнойного, где было сказано: «Оксимирон учился в Оксфорде, а затем вернулся в Россию развивать рэп-культуру. Он — король российского рэпа». Как говорится в аналогичных случаях, «лёд тронулся, господа присяжные заседатели»: рэперов освятили «на самом верху». Типа, пущай себе гогочут: чем бы дитя ни тешилось — лишь бы не вешалось.

«Мурлин мурло» с мясной начинкой

Не хотел приводить текстов вышеозначенных «звёзд», но не могу всё же удержаться от цитаты. Столь откровенно наглого, хамского, пошлого и циничного бреда вы, уважаемый читатель, возможно, ещё не слышали. Вот отрывок из текста «песни» обласканного Швыдким рэпера Гнойного под названием «Сны»: «Обоссал руки и ни с кем не здороваюсь. / К завтрашнему дню ты будешь здоровый. / Бомжи продают блины с мясной начинкой. / Мои сны прерываются поллюцией и чьей-нибудь кончиной. / Конина оказалась заветренной. / Сломался тазик, потом и кость тазобедренная. / Махаю членом в общественной бане. / Если мочу мешать с пивом — вкуснее не станет. / ЧП с участием камаза и трёхсотого мерса. / На пляже, уздечками, трутся пидерсии. / Но это — всего лишь сон».

Приношу извинения особо чувствительным читателям, но данный кусок — самый приличный из всей «песни». Остальное — уже за пределами наших возможностей для цитирования. Если хотите больше гнойных экзерсисов — это к Швыдкому. Продвижение в массы творческих экскрементов агрессивных бездарных обывателей, настоящих «Мурлин мурло» с щизофренически-графоманскими наклонностями — в этом, вероятно, состоит нынешняя миссия Швыдкого в качестве «специального представителя президента Российской Федерации по международному культурному сотрудничеству». Впрочем, вдумчивый читатель сможет обнаружить в упражнениях Гнойного элементы гей-фольклористики. И можно предположить, что именно данное обстоятельство и привлекло к нему сердце Михаила Ефимовича. Тем более что не так давно многие СМИ растиражировали его весьма афористичную фразу: «Не всякий натурал — Станиславский», сказанную в ответ на реплику народного артиста России Евгения Стеблова: «Не всякий гей — Чайковский». Зацепил Евгений Стеблов Швыдкого, зацепил…

Политика не пахнет

Казалось бы, каким боком рядом со столь откровенной моральной и умственной мерзостью и отсталостью может примоститься политика? Не скажите! Очень даже может. Политические дивиденды, как и деньги, не пахнут. В последние месяцы активно продвигаемые своими продюсерами рэперы стали настоящими ньюсмейкерами в федеральных СМИ. Кому-то из них запретили концерт, кто-то активно протестует и сопротивляется административному произволу — настоящие герои, борцы, «поэты и гражданины» словом! На наш взгляд, подобные конфликты — либо заведомые пиар-акции, организованные продюсерами рэперов, либо используемые и раздуваемые в СМИ продюсерами же незначительные возникающие конфликтные ситуации.

Правда же состоит в том, что власти и прогосударственные СМИ активно продвигают рэперов в незрелые и тёмные молодёжные массы. Программа Швыдкого на «Культуре», сюжеты на Первом тому яркое свидетельство. А на днях молодёжный парламент при Госдуме провёл «круглый стол» с участием депутатов и рэперов. Участвовали Птаха, ST и Рома Жиган, которых пригласили за вполне определённые политические взгляды, высказанные ими ранее. Взгляды такие.

Рома Жиган: «Я рад, что выиграл «Битву за респект», но было бы круто записать с Путиным совместный трек, ведь это человек-легенда, он наш кумир, создайте для него шума — чтобы слышал весь мир!»

ST: «Мне нравится, что с Россией сейчас считаются, что Россия сейчас — медведь».

Птаха (после митинга «Он вам не Димон»): «Странно быть патриотом, но за кэш дяди Сэма. Бежать в другую страну, пока не отправит система».

А вот выдержка из «песни» рэпера по кличке Хаски, который в последние недели сильно пиарится в федеральных СМИ по поводу запрета его концертов в ряде городов России. За высокое искюсство мастера вступился сам ведущий «Вестей недели» Дмитрий Киселёв, заявив буквально следующее: «Арест исполнителей — это край. Хаски в первую очередь патриот. Послушайте его трек «Поэма о родине». Чтоб у читателя не осталось никаких сомнений, о чём идёт речь, цитируем означенную «поэму»:

Наши люди на войне и наши люди

на тюрьме

Я помню поминутно понедельник

в октябре

Как я собирал на взятку розовому

менту

Боясь, что впарит десятку,

как кенту (…..)

Мы выглядим, как ровесники,

в вагоне-ресторане

За соседними столами нечаянные

сотрапезники

Помнишь, ты умерла, и мы твоё

мясо ели

Что пахло как мумия, забытая

в Мавзолее (…..)

[Припев]

Моя Родина — моя любовь,

вид из окна:

Моногородок в платье серого сукна

Моя Родина — моя любовь,

и в каждом окне

Солдаты трущоб улыбаются мне…

Что за лозунгом

«Сбросим Пушкина с парохода современности»?

Ну и как вам? По мне — так после прочтения подобного не мешало бы два пальца в рот, чтобы очиститься. На всякий случай, несколько слов для тех поклонников «русского рэпа», которые считают данные проявления чуть ли не продолжением русской бунтарской поэзии двадцатого века. Помните у Маяковского: «Улица корчится безъязыкая». Или: «А вы ноктюрн сыграть смогли бы на флейте водосточных труб?» Так, может, устами Гнойного и Хаски тоже корчатся безъязыкие окраины российские? Именно на это в своих передачах намекает Швыдкой. Не верится? Вот и мне не верится.

А как же манифест «Пощёчина общественному вкусу» (1912 г.) В. Маяковского совместно с А. Кручёных, Д. Бурлюком и В. Хлебниковым? Не «рэпанутые» ли были футуристы Серебряного века? Привожу подходящие к нашей теме выдержки:

«Читающим наше Новое Первое Неожиданное.

Только мы — лицо нашего Времени. Рог времени трубит нами в словесном искусстве.

Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее гиероглифов. Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохода современности. (…)

Всем этим Максимам Горьким, Куприным, Блокам, Сологубам, Ремизовым, Аверченкам, Чёрным, Кузьминым, Буниным и проч. и проч. — нужна лишь дача на реке. Такую награду даёт судьба портным.

С высоты небоскрёбов мы взираем на их ничтожество!

Мы приказываем чтить права поэтов:

1). На увеличение словаря в его объёме произвольными и производными словами (Слово-новшество). (…)

И если пока ещё и в наших строках остались грязные клейма Ваших «здравого смысла» и «хорошего вкуса», то всё же на них уже трепещут впервые зарницы Новой Грядущей Красоты Самоценного (самовитого) Слова».

Огромное удовольствие, уважаемый читатель, цитировать столь великолепный поэтический манифест. «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохода современности» — какой неожиданно прекрасный романтический призыв, одухотворённый напор созидателей нового поэтического мира, а не уничтожителей великой классики. Эпатаж ещё недостаточно признанных гениев, но всё же гениев. Посторонитесь, Пушкин и Горький, дайте и нам слово — вот мы пришли и желаем говорить! Всякий новый гений отрицал и нередко высмеивал своего увенчанного регалиями предшественника: Бетховен — Гайдна, Достоевский — Толстого, Вагнер — Мендельсона…

А что мы имеем в лице рэпа?.. Ещё раз приношу извинения всем читателям за те неприятные минуты, которые пришлось вам доставить, дословно цитируя столь омерзительные тексты. Бездарная и агрессивная графомания и тупость, граничащая с подлостью, — не новость. Но то, что они теперь на службе не только бизнеса, но и у действующей власти, — это, согласитесь, удивляет и изумляет. Нет, мы не призываем ЭТО запрещать, а самих исполнителей арестовывать: подобные действия властей лишь подогревают интерес к рэпу. Мы лишь настаиваем, что надо прекратить рекламировать и развивать рэп за счёт государства, за счёт налогоплательщиков, остановить оглупление и развращение молодёжи Швыдким, Киселёвым и им подобными.

…Сам собой напрашивается ужасный прогноз на ближайшие десятилетия: не станут ли вышеописанные персоналии и распространяемые ими тексты вполне респектабельным «мейнстримом» в федеральных СМИ? И не ожидать ли лет эдак через «дцать» присвоения Гнойному и иже с ним званий заслуженных и народных артистов России? Не дай, как говорится, бог.

 

Александр ДЬЯЧЕНКО

Источник: «Правда»

Лица Лада

Никитин Владимир Степанович

Тарасова Валентина Прохоровна

Панкова Алла Васильевна

Pankova Alla Lica

Куняев Сергей Станиславович

Kunjaev Sergej 2

Тарасов Борис Васильевич

Tarasov B V small

Воронцов Алексей Васильевич

voroncov big 200 auto

Самарин Анатолий Николаевич

 

Страница "РУССКИЙ ЛАД"

в газете"Правда Москвы

Flag russkii lad 3