Москвич Александр Пушкин с горечью написал в давние года: «Ныне нет в Москве мнения народного; ныне бедствия или слава отечества не отзываются в этом сердце России…» Сегодня этот вздох великого поэта и историка еще злободневнее звучит в не очень-то русской столице…
История России знавала немало фигур, которые власть и «элита» возносили, навязывали всей стране, а мнение народное, которого, как заметил еще Пушкин, совсем не осталось в Москве, эту фигуру отвергало. Ярче всего это проявляется сегодня в связи со 100-летним юбилеем Солженицына – указ президента о широком праздновании был подписан загодя, на год раньше, чем подобный, но пожиже, указ о праздновании 200-летнего юбилея великого Тургенева – мол, у нас есть юбиляры покруче. Сравните! «Памятник одному из величайших русских писателей Александру Солженицыну установят в центре Москвы до конца года», – такой вот эпитет подобрала официозная «Российская газета» – величайший!
Так нельзя выражаться, даже если готов следовать за гуру на политическом поприще, ведь писатель он неважный. Правда, протодьякон Владимир Василик на сайте «Русской народной линии» излишне суров: «Надеюсь, любой литературовед поддержит следующий тезис: большинство солженицынских произведений является чудовищной циничной халтурой или продукцией графомана. Недостойной того, чтобы загружать и пачкать мозги наших несчастных школьников, и так перегруженных до невозможности. Наши дети достойны лучшей участи и лучших текстов».
Эта резкость оттого, что власть не признается: она обожает А.И. не как художника с сомнительными неологизмами, а как близкого по духу антисоветчика-политикана. Но народ-то не проведешь! Потому планы увековечить память Солженицына в граните были восприняты москвичами (да и ростовчанами), мягко говоря, неоднозначно. А многими – в штыки.
Довольно бурные дискуссии развернулись и в столичном парламенте, и в соцсетях. В конце концов большинство народных избранников осенью прошлого года под определенным давлением одобрило установку памятника. Критики идеи снова подчеркивали, что людей – не спрашивали, что широкого обсуждения проекта – не проводили, что даже муниципальные депутаты приняли постановление против (и наша газета – писала!).
Тогда, в апреле этого года, власти провели поспешное собрание населения Таганского района. Что характерно – встреча проходила именно в Доме русского зарубежья им. Солженицына. По итогам тайного голосования решение установить памятник было принято окончательно. Кто имел право голоса, кому раздавали бюллетени, кто утверждал счетную комиссию? – «демократическая» тайна! Представительница общественности Ирина Романова написала мне в открытом послании: «Так ломают через колено! Таганский муниципальный совет и жители проголосовали против, мы прошли несколько судов, везде одно и то же: мнение народа никого не интересует, это, мол, указание федерального уровня. Собрание – это вранье в стиле Солженицына, там было собрание из «своих», написали 300 человек, но зал в ДРЗ столько не вмещает, а мы проводили собрания и голосования на улицах, опрашивали именно жителей (кстати, Совет ветеранов тоже высказался против»). Но – продавили…
Таким образом, на Таганке появится не только монумент, но и целый культурно-исторический маршрут, связанный с именем Солженицына, – и улица, названная с нарушением московского закона, где долго разбивали указатели, и расширяющийся центр с библиотекой. Теперь вот и памятник за бюджетные средства. Руководит работой именитый скульптор Андрей Ковальчук, народный художник РФ, председатель правления Союза художников России, член Совета при президенте РФ по культуре и искусству и пр. Проект памятника, как сказано в документах, предусматривает «гранитное мощение прилегающей территории». Точное выражение с эхом почитания мощей – гранитное мощение, в котором и тяжесть пропаганды, и попытка попрания памяти, подавления того самого народного мнения, упомянутого Пушкиным.
Ясно, что речь идет не о писателе Солженицыне, который являлся одним из основоположников не только лагерной, но и так называемой деревенской прозы («Матренин двор» был спокойно выпущен в издательстве «Советский писатель»), а о политической фигуре – символе новейшего времени. У революционной России был Буревестник, у советской – Маяковский, у нынешней – Солженицын. Каждое время выбирает себе символ: то ли гений из народа, то ли яркий горлан-главарь, то ли…
Многие москвичи (далеко не только левых взглядов) крайне недовольны установкой памятника человеку, считавшему США «самой великодушной и щедрой страной в мире» и взывавшему к коллективному Западу: «На нашей перенаселенной планете не существует больше никаких внутренних дел. Коммунистические лидеры говорят: «Не вмешивайтесь в наши внутренние дела. Позвольте нам тихо и спокойно душить наших граждан». Но я говорю вам: вмешивайтесь более и более. Вмешивайтесь настолько сильно, насколько вы можете это сделать. Мы просим вас – прийти и вмешаться!»
До сих пор по его мольбе все наглее вмешиваются! А Кремль стоит в странной позе: с одной ногой в отчалившей лодке – кричит об информационной войне по рецепту Солженицына, а другой ногой цепляется за берег – призывает к патриотизму и борьбе с происками Запада. Доколе? Раздвоенность позиции еще и в том, что на практике отвергается все здравое, что предлагал вермонтский затворник: сбережение народа, признание приватизации преступной, укрепление земства. Взят и выпячен только оголтелый антисоветизм! А это мнение народное тоже отвергает.
На днях к возмущенным гражданам присоединился народный артист РФ Олег Газманов, разместивший в своем официальном Twitter-аккаунте текст: «Солженицын воспевал власовцев и оправдывал бандеровцев. Сегодня памятник Солженицыну – завтра пересмотр итогов Великой Отечественной войны!. Газманов также написал: «Поддерживаю» – под фотографией с девочкой, держащей в руках плакат «Хочу изучать в школе «Повесть о настоящем человеке» Полевого и «Судьбу человека» Шолохова. Не надо «кормить» меня Солженицыным». Школьникам, конечно, никто не прочитает стихи, которые Солженицын писал в 1941 году, когда враг наступал на Ленинград:
Если Ленина город захватят они,
Буду землю от злости кусать.
Если Ленина дело падет в эти дни,
Будет поздно ошибки считать.
Разве время теперь, чтоб талантом своим,
Самой жизнью своей дорожить?
Если Ленина Русь будет отдана им,
Для чего мне останется жить?
Город нынешних правителей отстояли, да вот Ленина – сдали!
***
Не так давно член Совета по культуре и всех жюри и комиссий Наталья Солженицына – вдова писателя и глава его фонда, обращаясь к руководителям РПЦ с высокой трибуны, призвала их не путать патриотизм с фанатизмом. Александр Исаевич, мол, определял его так: «Патриотизм – это цельное и настойчивое чувство любви к своей родине, с готовностью жертвовать ей (в каком смысле: ею или для нее? – А.Б.), делить невзгоды, но со служением не угодливым… а откровенным в оценке ее ошибок, грехов и в раскаянии за них». По какому праву эта дама всех поучает? – от писателей до богословов – совершенно неясно. Сама она окончила Московский государственный университет, механико-математический факультет. Когда я ее слушаю, мне начинает казаться, что исторический реванш взяли наследники эсеров.
Летом 1968 года Солженицын через писателя Илью Эренбурга и его секретаря Наталию Столярову познакомился с Наташей Светловой, ставшей помощницей и женой писателя. Сама посредница Столярова была дочерью Натальи Климовой, которая состояла членом террористической партии эсеров-максималистов, участвовала в покушении на премьер-министра России Столыпина (взрыв дачи на Аптекарском острове). К слову, мать аспирантки МГУ была дочерью Фердинанда Юрьевича Шенфельда (Светлов – псевдоним). До революции он тоже был эсером, в 1918 году вступил в партию большевиков. Перед арестом в 1938 году занимал значительный пост в системе советской пропаганды – заместитель директора ТАСС. Умер в заключении, но дело дедушки-пропагандиста продолжила математик-статист и вдова писателя.
Виктор Аксючиц – бывший коммунист, потом православный публицист, организатор самиздата, еще в качестве кооператора-предпринимателя написал в Вермонт письмо (16.11.1989. Франкфурт-на-Майне), которым гордится, вместо того чтобы запрятать подальше: «Государство сможет издать «ГУЛАГ» только тогда, когда оно перестанет быть коммунистическим. Но «ГУЛАГ» нужен до того, как падет идеологическая власть, и для того, чтобы скорее пала власть этой идеологии». Ну всё вокруг Солженицына на лжи основано: к этому времени в «Советском писателе» при коммунистическом государстве (Горбачев и Яковлев кричали, что они – коммунисты!) начал выходить трехтомник «Архипелаг ГУЛАГ» – «окончательная редакция», как было написано в аннотации. Сигнальный экземпляр, увы, пришлось подписывать мне, поскольку главный редактор был в отпуске. Это была издательская формальность, но все равно сердце кровью обливалось, когда пришлось ставить подпись на титул этой кровавой клюквы.
А сегодня ученик Солженицына Аксючиц утверждает, что он хотел не нажиться, а сковырнуть советскую махину, и продолжает как ни в чем не бывало морозить: «Наше издание в Клайпеде было перекрыто блокадой Литвы, мы вынуждены были доставлять туда бензин, чтобы их машины могли доставить нам отпечатанный тираж. Затем все остановилось из-за недостатка финансовых ресурсов в нашем предприятии… Должен повторить, что я стал богатым задолго до издания «ГУЛАГа», а лишили меня состояния после расстрела Дома Советов в 1993 году». Должен повторить также, что наш серый трехтомник тиражом 180 000 экз. и объемом 1908 стр. вышел до всякого перекрытия Литвы и был представлен на всех выставках! Дальше покатился снежный ком...
К юбилейной дате 11 декабря власти России приготовили Александру Солженицыну невольный «подарок». В голосовании за великие имена для аэропортов он занял предпоследнее место, набрав всего 3% голосов. Наверное, еще и потому пролетел с треском, что он, по заявлению органа правительства России – «РГ», не великий, а «величайший». Подготовка к юбилею началась загодя: 27 июня 2014 г. был подписан Указ президента «О праздновании 100-летия со дня рождения А.И. Солженицына». В нем совершенно недвусмысленно говорится «о праздновании» этого события, «учитывая большое значение творчества А.И. Солженицына для отечественной культуры...». Праздника – не получилось: не злорадствую, а констатирую очевидное.
Александр БОБРОВ
Источник: «Советская Россия»