Русский Лад

Спица в колеснице

После недавней встречи между президентом Путиным и премьер-министром С. Абэ в Сингапуре, где они обнародовали взаимное стремление «ускорить работу над заключением мирного договора», запретная дверца к теме передачи Японии Курил приоткрылась, и первые ласточки на нас уже полетели.

Обозреватель базирующегося в центре Москвы частного информагентства с интригующим названием «ФедералПресс» С. Спицын с неоправданным апломбом и без внятных аргументов высказался за скорейшую и безоговорочную капитуляцию – за то, чтобы «отдать» Курильские острова Японии, которой они «принадлежат по праву и по истории». При этом вместо обоснования чуть ли не главным доказательством он выдвинул свое собственное мнение и образование, преподнося себя в качестве «специалиста-международника».

Оказывается, по С. Спицыну, Россия уже более 100 лет занимается надругательством над законными правами Японии на острова Курильской гряды. Да даже и не на острова – а на «какие-то несчастные земли на задворках нашей страны». Он пребывает в счастливом неведении – а ведь общая площадь, на которую претендуют японцы, превышает 5 тысяч кв. километров! Так что это совсем не какие-то «несчастные земли».

Автор недоумевает, «по какой же неведомой причине они называются стратегически важными»? Видимо, лень развернуть карту региона, чтобы самому увидеть очевидное: тут и выходы на боевое дежурство в Тихий океан основного компонента ядерной триады России – атомных подводных лодок-ракетоносцев, тут и потенциальные возможности для слежения за активностью у наших границ безраздельно хозяйничающего с берегов Японии американского флота, тут и будущая, обращенная против России, американская система ПРО на японской земле, тут и неслучайно отстроенный нами на острове Итуруп военный аэродром, тут и 200-мильная эксклюзивная экономическая зона России с огромными и разнообразными запасами рыбных ресурсов (28 объектов рыбопромысла), тут и залежи ценнейших полезных ископаемых на самих островах. Только вулкан Кудрявый на о-ве Итуруп выбрасывает ежегодно в виде газов до 20 т ценнейшего и редчайшего металла – рения, стоимость которого превышает стоимость золота (общая добыча в мире 57 т в год: Чили, США, Россия). Кстати, на островах разведаны и запасы золота, и серебра.

Приходится также напомнить С. Спицыну, что Япония – ближайший и послушный военно-стратегический союзник США, которые в результате Второй мировой войны взяли себе право свободно распоряжаться для своих военных нужд территорией этой страны, практически оккупировав остров Окинава, не говоря уже о том, что сама конституция Японии была составлена американцами, а Акт о капитуляции Японии намеренно, чтобы унизить гордых японцев, был символично подписан на борту авианосца «Мидуэй».

Кстати, об авианосцах – недавно был обнародован японский план приступить к созданию двух авианосцев, на которых будут базироваться американские истребители-бомбардировщики пятого поколения F-35В. А ведь авианосец не является оборонительным оружием, которое разрешено иметь Японии по ее Конституции… Впрочем, в Японии уже идут вовсю разговоры об изменении Конституции ради изъятия из нее ограничений по строительству полноценных, технически оснащенных вооруженных сил. Как открыто стали писать, Токио не скрывает намерения вновь превратить страну в военно-морскую державу. Но и этого мало –речь идет даже о создании собственного арсенала крылатых ракет дальностью до 900 км, способных наносить удары по территории сопредельных государств. Нетрудно с линейкой в руках увидеть, до каких городов на Дальнем Востоке России эти ракеты будут добивать.

***

У автора вообще своеобразный, излишне драматичный, а потому искаженный взгляд на нынешнее состояние отношений между Россией и Японией, которым «не дают спокойно жить какие то квадратные километры» суши. А в чем, собственно, проявляется эта ненормальность, которая, как признается С. Спицын, день и ночь так волнует его разум? Мы-то как раз живем спокойно – у нас территориальных претензий к Японии нет, мы в полном объеме исходим из неоспоримых и зафиксированных официально итогов Второй мировой войны. Присоединение, а правильнее сказать, возврат Южного Сахалина и всех Курил – один из них. Совместной советско-японской Декларацией 1956 г. состояние войны юридически прекращено. Хотя и это было не так уж нужно – Япония полностью и безоговорочно капитулировала, как и Германия, а полномасштабная капитуляция в международно-правовых нормах одновременно означает прекращение состояния войны с поверженным противником.

Попутно заметим, что между СССР и Германией мирный договор не заключался, так же, как и с Японией, но не считать же поэтому, что мы продолжаем находиться в состоянии войны с Германией?! А между тем фактически все атрибуты нормальных отношений между Россией и Японией налицо уже десятилетия: существуют посольства, консульства, происходят визиты и обмены по различным линиям, развивается туризм в обе стороны, идет своим чередом торговля: от подержанных японских автомобилей – от них, до нефтепродуктов, угля, сжиженного газа, рыбы, пиломатериалов – от нас. Правда, Япония послушно присоединилась к антироссийским санкциям и в дежурном режиме голосует за их продолжение (что вряд ли можно считать добрососедским отношением или проявлением доброй воли), но наивно считать, что передача островов разжалобит этого главного на Дальнем Востоке союзника США и он начнет проводить совершенно не зависимую от патрона линию. При этом, отставляя в сторону весомые военно-стратегические соображения, задумаемся о том, что от передачи островов мы навсегда потеряем и полезные ископаемые на них, и зону развития экологического туризма, и свою эксклюзивную 200-мильную экономическую зону – источник прибыли от рыболовства. К слову сказать, район островов Малой Курильской гряды, на который претендуют японцы, в этом смысле уникален – он исключительно богат ценными породами рыб и грандиозными их запасами.

***

С. Спицын уверен, что «вопрос о Курилах давно назрел для взаимовыгодного решения». Жаль, что он не удосужился поведать, какие же выгоды получит Россия от такого щедрого подарка. С военными обстоятельствами, направленными против России, все вроде бы ясно – они будут только нарастать, судя по планам и действиям Токио. Торговая сфера? Но японцы ведут с нами торговлю не потому, что питают к нам особо теплые чувства, а потому, что им это выгодно. И что бы политики в Токио нам ни обещали, японский бизнес государству и его посулам не подчиняется. Почувствует возможность прибыли и ее наращивания – и так придет. Инвестиции? Неужели С. Спицын хочет сделать нас настолько меркантильными и сам всерьез верит в золотой дождь, который Япония в знак благодарности щедро прольет на Россию?! Ну построят где-нибудь в регионе (но на материке) современный офисный центр, или супермаркет, или медицинское учреждение, или спортзал, чтобы показать, как они умеют ценить российское великодушие. Наверняка и пообещают что-то еще в таком же роде, но, как известно, «обещать – не значит жениться». Может быть, даже наведут чистоту в родном С. Спицыну Кемерове, о чем он мечтает. А разве мы сами не в состоянии создать все то, что требуется? Это ведь вопрос даже не денег, а политической воли и даже престижа.

Все мы можем при желании делать сами, особенно при должном внимании федеральных властей. А под «взаимовыгодным решением» С. Спицын имеет в виду банальную торговую сделку – фактическую продажу нашей территории, которую он, впрочем, считает исконно японской. А о том, что она наша, говорят исторические документы еще со времен Екатерины или, если не хочется глубоко копать – хотя бы договоренности между союзниками по антигитлеровской коалиции, официально заключенные на Крымской (Ялтинской) конференции в 1945 г.

А говоря о проявлении «доброй воли» к Японии, которая должна была бы выразиться еще и в передаче островов, нелишне напомнить, что мы, выполняя свои союзнические обязательства, понесли на Дальнем Востоке многотысячные военные жертвы, а затем спасали японское население и сдавшиеся гарнизоны Сахалина и Курильских островов от голодной смерти, направляя туда десятки тысяч тонн риса, сои – всего того, что с успехом могло пойти на обеспечение не слишком упитанного собственного послевоенного населения.

Но почему же именно России надо проявлять добрую волю, а не наоборот?! Мы заботились с 1945 г. о населении и военнопленных, репатриировали всех местных жителей, желавших перебраться в Японию, поддержали вступление Японии в ООН (о чем нас просили японские политики), отпустили всех военнопленных, даже отказались от репараций.

Вообще, строго говоря, у нас к Японии имеется достаточно объемный счет еще с Русско-японской войны 1904 г., но мы его не предъявляем. Токио в отношении России давно уже следовало бы пойти по стопам своего бывшего союзника – Германии, которая в самых различных формах выражала и продолжает выражать былым противникам покаяние за причиненные бедствия. А по С. Спицыну получается, что это Россия должна расшаркиваться и извиняться перед бывшим и неоднократным агрессором – Японией. А вот США и не думают извиняться перед японским народом, даже в формальном порядке доброй воли выражать сожаление за безжалостное и неоправданное уничтожение гражданского населения Хиросимы и Нагасаки. Не думают они и освобождать территорию Японии от своего военного присутствия, направленного против России, а теперь уже и Китая, Вьетнама и Северной Кореи.

***

Рецепты С. Спицына в отношении Японии проецируются на его общую философию поучений, как надо России себя вести в современном мире, чтобы войти в одну семью так называемых «цивилизованных» государств. Эта философия примитивна до неприличия, она бросает вызов умственным способностям людей, теряющих впустую время за чтением его «кулинарной книги». Тем более что во времена творцов новой «перестроечной» внешней политики Горбачева–Шеварднадзе, а затем и Ельцина–Козырева мы все это уже проходили.

Мы тогда шли с улыбками навстречу, радостно жали руки, заискивающе заглядывали в глаза, подстраивались, уступали, надеясь, что это оценят, а в ответ получали и унижение, и надменность «партнеров», и их жесткие требования, доходящие до ультиматумов, и прямой обман. Так было по содержанию, а внешняя форма могла оказаться для недалеких политиков, поверхностных журналистов и несведущей публики вполне дружелюбной. Отсюда и «друг Билл», и «друг Гельмут», и «друг Рю», и «встречи без галстуков», но и хитрые улыбки-усмешки в ответ от наших «партнеров». На самом же деле рассчитывать, что нам кто-то будет делать подарки за то, что мы начнем под них приспосабливаться, стараться понравиться, заискивать, всячески извиваться – верх политической наивности и близорукости.

Как тут не вспомнить мемуары бывшего госсекретаря США Дж. Бейкера, где он приводит разговор с премьер-министром Великобритании Маргарет Тэтчер. «Горбачев идет к нам навстречу, нам следовало бы поощрить его чем-то с нашей стороны на продолжение этих шагов», – говорила она Дж. Бейкеру. «А зачем, возразил тот, – он же и так к нам идет, пусть и продолжает, нам и не требуется делать никаких дополнительных усилий, а то еще он попросит что-нибудь лишнее».

Международные отношения на самом деле гораздо жестче, а подчас и циничнее, чем хочется видеть С. Спицыну, в них страны руководствуются своими интересами и возможностями, а не куртуазными эмоциями и реверансами. И то, что плохо лежит, те самые «цивилизованные» страны подбирают и присваивают, не спрашивая, чье это, а часто и отбирают. И не отдают свое, кровное. К неугодным применяют бомбежки, блокады, санкции. А показывать зубы не считается дурным тоном, этот трюк с завоевания Америки прекрасно освоили в Вашингтоне и разместили на приоритетном месте, всегда под рукой, в своем внешнеполитическом инструментарии.

«России надо забыть все противоречия», призывает С. Спицын, «жить дружно, без военных парадов, не придумывать высокоточного оружия, не демонстрировать милитаристские мультфильмы» – вот путь к тому, чтобы нас оценили и горячо полюбили, не видели в нас, по словам С. Спицына, «агрессора» или как минимум «крайне противоречивого компаньона». А все же, это чтобы нас усовестить и перевоспитать, бывший агрессор – Япония озаботилась созданием дальнобойных крылатых ракет и наращиванием своего военного потенциала?

«Меня уже тошнит от всей этой бравады», – жалуется автор на патриотически настроенных сограждан, кому не по нраву торговля, а тем более уступка национальных интересов, достояний и земель. Есть для С. Спицына ласковый совет, который пишут на задних бортах грузовиков: «Устал – отдохни!». Или, как рекомендовал Лев Толстой: «Если можешь не писать – не пиши». Зато высвободится много времени, которое лучше использовать на углубленное изучение хотя бы новейшей истории международных отношений и причинно-следственных связей в них, а значит и результатов непоправимых безответственных шагов в ущерб основополагающим интересам своей страны.

 

В.С. МИКОЯН

Источник: «Советская Россия»

Лица Лада

Никитин Владимир Степанович

Тарасова Валентина Прохоровна

Панкова Алла Васильевна

Pankova Alla Lica

Куняев Сергей Станиславович

Kunjaev Sergej 2

Тарасов Борис Васильевич

Tarasov B V small

Воронцов Алексей Васильевич

voroncov big 200 auto

Самарин Анатолий Николаевич

 

Страница "РУССКИЙ ЛАД"

в газете"Правда Москвы

Flag russkii lad 3