Продолжая публиковать очерк Егора ВЫТЕГОРОВА в виде «Писем товарищу», содержащий полемику нашего автора с доктринерствующими начетчиками, редакция сайта, вместе с тем, с удовлетворением напоминает нашим читателям и сторонникам, что в конце декабря минувшего года принято Постановление Президиума ЦККПРФ, в котором отмечена созидательная, творческая роль членов КПРФ в ВСД «Русский Лад». Движение оценивается, как надежный союзник КПРФ.
Дорогой Алексей! Первое письмо я тебе написал сразу же по возвращении из вытегорской лесной трущобы. А сейчас вот терзаю клавиши ноутбука, прислонившись спиной к теплой обмуровке котла советской эпохи. Судя по дате на чугунном фронтоне, лет на тридцать старше тебя.
Да, Алексей, я получил последние, предновогодние сообщения по «электронке». Ну, хорошо, поговорим об атеизме, об отношении к Православию, к Библии, наконец, грядет Рождество, может и уместно. Как уже отмечалось в предыдущем письме, я прочитал рекомендованную тобой атеистическую статью Бор-кова. Цитаты хоть куда. Глыбы крепости ацтеков. Вечные истины на вечные времена.
Похоже, в нашей городской парторганизации решили реанимировать доктрину воинствующего атеизма, пусть и под благозвучными названиями «воинствующего, сражающегося материализма» или «научного атеизма». А между тем я, Алексей, ищу ответ на вопрос: «Как нам сегодня выстраивать отношения с верующими?».
Не буду тебе пересказывать содержание словарей, поясняющих это слово, «атеизм», сам найдешь. Скажу кратко: а-теизм – буквально: «без-божие». Тоже, своего рода вера, как бы конфессия, никак не наука.
Воинствующие атеисты, как правило, доктринеры. Например, находясь под влиянием старшего брата, в школьные годы, я был отчаянным атеистом, мало-мальски знакомый с Библией, считал ее сборником древних басен. Однако же, углубляясь в русскую литературу, узнал, что библейские сюжеты широко использованы классиками. Пожалуй, даже и так: в Библии нет сюжета, который бы не встречался нам в нашей русской жизни. Вчера открыл Библию просто так, наугад, читаю: «Разинули на нас пасть свою все враги наши. Ужас и яма, опустошение и разорение – доля наша». Иди, Алексей, с этими словами в пикет, и тебя поймут, из десяти городских обывателей девять поймут. Закрыл священный фолиант, снова открыл, как придется: «Между тем, одни кричали одно, а другие другое; ибо собрание было беспорядочное, и большая часть собравшихся не знали, зачем они собрались…» Да это же наши собрания! В Священном писании есть и хорошие советы партийцам, активистам «Русского Лада»:
«Будем внимательны друг к другу, поощряя к любви и добрым делам».
«Ночь прошла, и день приблизился: итак, отвергнем дела тьмы и облечемся в оружие света…».
В этой великой книге вижу и некоторых наших (питерских) товарищей. Во время разброда и шатаний в нашей парторганизации (я лишь напоминаю известное тебе), активные приверженцы бывшего секретаря горкома клялись, что будут до смертного одра «защищать честь и достоинство нашего товарища В.И. Федорова», иные ударились в партийный блуд, стали записываться в некую «аврору» во главе с тем же Фёдоровым. Но потом многие авроровские волонтеры отступились от своего патрона, переставшего быть депутатом ЗакСа, отрясли от своих ног прах «авроры». Стало быть, блудные сыны вернулись к родным партийным очагам, и были вознаграждены кто чем: высоким партийным знаком, должностью помощника, продвижением по партийной лестнице вплоть до проходного депутатского списка! А те, кто яростно, непрерывно штурмовал в горкоме фёдоровские твердыни в течение ряда лет, как говорится, остались при своих интересах. Да это же библейский сюжет в чистом виде с возвращением блудного сына!
Тот же пример Савла, ставшего Павлом. (Правда, нынче вроде как опять ставшего Савлом)…В конце письма поймешь, о ком речь, если уже не догадался.
Полезно, ей-богу, полезно читать Библию партийцам!
Наконец, Алексей, обратимся к образу Христа, только не будем спорить по поводу его историчности. Тов. Б-в, наш партийный гуру, в своих публикациях и в речах на форумах любит употреблять слова: «Самоотречение, самопожертвование, самоотдача…» (в партийной практике не всегда так, но сейчас речь не о том). Всё то, к чему так хорошо на словах призывает наш партийный Вивекананда, уходит в глубь тысячелетий, всё это от Христа, от апостолов, пострадавших за Веру, и не отступивших от Веры (кроме кратковременного малодушия апостола Петра). Отстаивать Веру, зная, что тебя заплюют, побьют камнями, затопчут. Потратить лучшие годы своей жизни на проповедь учения, и ничем не быть вознагражденным, кроме презрения, гонений и даже позорной смерти.
Нас этот пример не сближает с христианами первых веков? Нет же никакой уверенности, что не только мое поколение «детей войны», но и дети «детей войны», не доживут до социализма. А мы все же проповедуем социализм у станций метро, в подъездах домов.
Разумеется, чтец Библии не становится сразу же верующим, таковым человек становится по причине каких-то особенных жизненных обстоятельств или вследствие сильных проповеднических внушений. Да, конечно, - еще и воспитание, хотя и не всегда. Фидель Кастро, с детства воспитывавшийся в религиозной обстановке, получивший классическое образование в иезуитском колледже, стал, однако, партизаном, революционером. Да, конечно, и Сталин тоже - закончил курс духовной семинарии. Религиозными людьми люди становятся никак не вследствие пресловутого «попустительства распространению религиозных взглядов», выявленного бдительным Вивеканандой, а именно это вменяется в вину некоторым нашим товарищам в горкоме.
Надо ли нам демонстрировать атеизм? Да ведь есть же среди нас и верующие, они-то как? Об этом еще скажу два слова.
Ты, Алексей, человек начитанный (пусть и не дотянулась твоя рука до очерков Герцена «Былое и думы»), знаешь, каким гонениям у нас в России подвергались члены революционных партий – каторга, ссылка в самые глухие уголки Сибири. Что в глазах людей, прежде всего верующих, - делало революционеров мучениками, они почитались борцами за справедливость, их атеизм для верующих масс был не столь очевиден и губителен, как, например, во времена апофеоза Троцкого и троцкистов, печатавших громадными тиражами издания под названием «Безбожник», недемократично и навсегда закрытые Сталиным. То есть революционеры, будучи атеистами (впрочем, не все, были и такие, как Иван Каляев), воспринимались народом в духе христианского учения – мучениками, страдальцами за ВЕРУ, хотя это и не была вера в Бога. И некоторые старообрядцы сочувствовали большевикам, что выражалось даже и в материальной помощи. Впрочем, большевик Сталин не атеистической же пропагандой занимался на бакинских нефтяных промыслах!
Сегодня миллионы верующих (и, прежде всего, православные) находятся под прессом телеканалов, средства массовой информации: верующим постоянно напоминают, что коммунисты несут ответственность за разрушение храмов (только в Москве было, якобы, разрушено что-то около 400 храмов), о расстрелах священников во время гражданской войны, в 30-х годах каждый день и каждый час твердят. Зачем еще нам своим показным атеизмом убеждать верующих в том, в чем их убеждают: коммунист и верующий – несовместимы, более того – они враги? И товарищи-доктринеры, возможно, сами того не понимая, соумышляют в том же русофобскому либеральному агитпропу. Мы это видим в статьях-цитатниках с рассуждениями о «вирусе поповщины».
И надо помнить, что олигархи - столпы российского капитализма (сужу по их поведению, по их откровениям), а также большинство тележурналистов, - как раз закоренелые атеисты, отъявленные безбожники в самом худшем смысле этого слова. Не удивительно, что гнусные антиправославные выходки глупышек «Пусси…» на телеканалах преподносят как протест против режима; безбашенные распутницы стали участницами телешоу, телеканалы (и отечественные, и западные) из них лепят героинь
Да, Алексей, я слышу заявления доктринеров: «Мы должны развивать и защищать наше атеистическое мировоззрение, вносить его в пролетарскую среду», «пресекать попустительство распространению религиозных взглядов».
Между тем, научное мировоззрение формируется не чтением атеистических брошюрок, а научным постижением материи во всей ее сложности, изучением научно-естественных открытий, философским осмыслением сущего мира во всей его страшной сложности и противоречивости. А нам предлагают упрощенные пропагандистские схемы, цитаты. Что любопытно: твой Бор-ков в своей статейке не упомянул Сталина, не указал на его отношение к Православию, к атеистическим изданиям (негативное).
Более того, скажу. Известно, «Материализм и эмпириокритицизм» Ленина в советское время труд непременно включался в программы вузов. Даже, якобы, юные дарования Ленинградской консерватории штудировали этот мировоззренческий «сопромат» (перебор, конечно). К сожалению, всё сводилось к выписке и заучиванию цитат, тетради же имели вид цитатников, способствовавших успешной сдаче экзаменов и зачетов, но не способствовавших постижению содержания этого труда. Студенты, слушатели курсов политпросвета даже и поверхностно не были знакомы с трудами тех, на кого в своем сочинении ссылается Ленин – Беркли, Маха, Авенариуса и др. А без этого, как мне кажется, невозможно глубоко понять не только труд Ленина, но и постановку проблем.
Надеюсь, Алексей, тебе понятен пафос моих писем: постигая сложные труды великих мыслителей, их последователей в наше время, не уйти в крайность – в доктринерство, начетничество, догматизм, схоластику…
И не пора ли нам, Алексей, вспомнить опыт коммунистов Кубы, никогда не расточавших свои силы, а также деньги и народные средства на атеистическую пропаганду? (Читал об этом в «Размышлениях…» Ф. Кастро). Я об этом, – о Фиделе и Кубе, - еще скажу два слова, но прежде – о Бразилии, в которой побывал товарищ В.Ф. Рашкин (первый зам председателя ЦККПРФ – ред. «РЛ»). В Компартии Бразилии более 340 тысяч членов. Коммунисты страны представлены в органах управления более чем 3000 городов, а 40 коммунистов избраны мэрами городов. Коммунисты входят не только в парламент, но также и в правительство. Наверное, бразильские коммунисты не спорят с верующими на тему: «Есть ли Бог на Марсе, нет ли Бога на Марсе…». В противном случае представителей Компартии просто не было бы в органах управления городов, ведь латиноамериканская Бразилия – один из оплотов римско-католической церкви в Южной Америке. В пространной беседе обозревателя «Правды» с Рашкиным ничего не сообщается об атеизме. В БКП есть секретарь по вопросам экологии, а вот атеистического отдела, судя по всему, там нет. В огромной публикации на разворот двух полос «Правды» даже и слова такого нет – «атеизм». А наш хлопотливый Вивекананда, вместо того, чтобы поддерживать конкретные экологические инициативы коммунистов, предлагает партийцам атеистический семинар. Вместо экологии – атеизм. И в партийцы теперь спорят, до умоисступления спорят: есть ли Бог на Марсе, нет ли Бога на Марсе? Справедливости ради надо отметить: ничего подобного не было в питерских организациях КПРФ с момента ее создания, я справлялся об этом у ветеранов партии. Да ведь и непостижимый Вивекананда еще не так давно показывавший иное умонастроение, заявлял: «И я тоже, как Геннадий Андреевич – и я тоже человек православной культуры», даже и христосовался с товарищами по партии в Святое Воскресение…
Наконец, Алексей, коммунисты все же должны уяснить влияние Русской православной церкви на русское общество. Наш партийный гуру порицая и обличая на страницах партийного издания тех, кто «попустительствует распространению религиозных взглядов», уверяет, что это влияние некоторыми коммунистами, погрязшими в фидеизме («поповщине») преувеличивается, что верующих на самом деле не так много, даже называет какие-то проценты. Возможно, товарищ Б-в тут имеет в виду воцерковленных прихожан, то есть тех, кто не только постится (как, например, это делают в моей семье), но и регулярно ходит в храм, бывает на исповеди, а потом бывает допущен к причастию. Таких верующих, наверное, и в самом деле не так много.
Нам же, однако, надо признать, что в День 7 ноября у «Авроры», во время нашего «престольного» праздника, членов партии и наших сторонников было меньше, чем верующих в одном храме во время Рождества или Пасхи. Да ты, Алексей, возможно, и сам видел: в почитаемые народом праздники верующие не вмещаются в храмы. Я же в этом не однажды убеждался, видел толпы верующих, стоящих вокруг храма Дмитрия Солунского, когда ездил святить куличи и пасху в канун дня Святого Воскресения, даже и за церковной оградой стоят.
А еще и такое дело сообщу тебе, Алексей. Наша соратница, Елена Михайловна Черноскутова, да ты ее знаешь, не по указанию секретаря партъячейки, а по велению своей партийной совести почти каждую неделю выходит в пикет с нашими сторонниками к станции метро, обязательно с каким-нибудь жгучим плакатом. Однажды к пикетчикам подошла верующая, внимательно прочитала содержимое плакатов, постояла несколько минут молча. И вдруг бухнулась на колени перед «безбожниками» с красными флагами, с плакатами, а, восстав, заявила: буду молиться за вас, правду народу говорите! Конечно, к нам в пикетах подходят и осатанелые клерикалы. Я знал одного батюшку, о. Владимира, говорят, в молодости был кришнаитом, а потом стал таким клерикалом, что ни приведи Господи! В 1993 году он в «Невской станице» выявлял «краснопузых казаков», принимавших участие в защите Верховного Совета, указывал на них пальцем. Казаки, возмущенные поведением о. Владимира, вызвавшем нестроение на сходе в «черном октябре», даже написали жалобу митрополиту, владыке Иоанну… Православная община, однако, как видно из эпизода, о котором рассказала Е.М., в городе состоит не из одних клерикалов. Тебе известно, Алексей, что в наших рядах есть верующие, надежные товарищи, я не замечал, чтобы они занимались прозелитизмом, они добросовестно выполняют партийные обязанности, атеистам бы у них поучиться. Они достойны того, чтобы их также ценили, как и других товарищей. Так нет же, наш Вивекананда чугунным голосом язвит товарищей, попустительствующих распространению религиозных взглядов.
Ну, разумеется, Алексей, партийные организации не должны быть местом прозелитизма какой-либо конфессии, то есть местом вербовки новых членов, скажем, в ислам или в иудаизм. Между прочим, Алексей, был случай, телеканалы широко вещали, когда какая-то деревенька на рязанщине приняла иудаизм. (Во времена Ельцина дело было, - колхозы разрушали, люди в одночасье оказывались без средств существования, тут сионистские организации и подсуетились, организовали помощь, только, конечно «истинным иудеям»). Запомнилось, как прозелит-иудей, деревенский мужик, жаловался корреспондентам НТВ, что его теперь «обзывают явреем». Если бдительный Вивекананда имеет в виду такие факты, то я тоже против «попустительства распространения религиозных взглядов».
Цитаты, слова, потоки слов, громоздкие «теоретические» построения нашего Вивекананды во всю газетную полосу большого формата, утомляющие вязким многословием, не уверен, что даже члены партии по обязанности дочитывают их до конца. Да и сам автор печаловался на страницах партийного издания, что жестоковыйные секретари партъячеек уклоняются от обсуждения его статей.
Алексей, я уже признавался тебе в первом письме, что публичные заявления тов.Б-ва сковали душу, пригнетили партийный энтузиазм, я даже перестал ходить в пикеты. Ты же знаешь, Алексей, я не могу стоять в пикете пугалом огородным, мне же обязательно надо говорить с человеком. А что я скажу питерскому обывателю, который, возможно, спешит на вечернюю службу в храм? Атеистический семинар посоветовать? Он протянет руку, а ему – газету, где неумолимый Вивекананда вразумляет попустительствующих, поповствующих, впавших в фидеизм партийных секретарей… Жаждущий правды человек протянет руку в чаянии, что ему дадут хлеб насущный, хлеб истины, а я ему положу в руку камень…
Какое это несчастье - всюду господствует цитата! Ожидаешь от автора публикации исследование русского общества, путей национально-освободительного движения, а нам - цитатник. Вместо глубокого анализа – цитата, вместо живой мысли – мёртвая буква.
У коммунистов, даже если они атеисты, с православными, конечно же, много общего. Сравни, Алексей, «Моральный кодекс строителя коммунизма» с Нагорной проповедью Христа, убедишься, что прав Зюганов, а маргинальные невежественные «коммунисты» с левотроцкистским загибом напрасно зубоскалят по поводу заявлений лидера партии.
Говорят: батюшки, якобы в своих проповедях убеждают не верить заявлениям о лимите на революции, поскольку у всякого настоящего коммуниста все равно революция на уме. Тут батюшки правы. Ибо и в программе российских коммунистов, как и в документах ООН, зафиксировано право народа на восстание против тирании и угнетения, пусть и с некоторыми дипломатическими оговорками. А если мы обратимся к философу и богослову Фоме Аквинскому, почитаемому в христианском мире, то и в его трактатах найдем нечто, похожее на программный текст коммунистов: право народа восстать против тирана, систематически извращающего справедливость. Что интересно: он человека представлял как общественное существо. Вот ведь сколько точек соприкосновения с верующими! Так и говори в пикете, Алексей: «А вот Фома Аквинский! А вот Христос, даже с рождения Христа мы вместе с христианами!»…
Порой так забавны нынешние умопостижения Вивекананды: «Её заигрывание с католицизмом, - пишет он на страницах партийного издания, рассуждая о судьбе Итальянской Компартии, - стало одной из причин ее гибели… Генсек ИКП Э.Берлингуэр демонстративно сопровождал свою жену на мессу в католический собор, желая, чтобы об этом знала вся Италия.». Короче говоря: «Ищите женщину!».
Но в Испании же тов. Каррильо, возможно, не увлекался благочестивыми демонстрациями подобно тов. Берлингуэру, тем самым, якобы, погубившими партию итальянских коммунистов? Нет, Каррильо не был столь экстравагантен, отвечает Вивекананда, но и он «также толкал испанских коммунистов в объятия католической церкви». Конечно же, и о КПСС нам сообщает партийный гуру, указуя при этом на «трагический пример преждевременного окончания битвы за марксизм-ленинизм в коммунистической партии, а значит за воинствующий материализм». Подчеркиваю, Алексей, выделенные мною слова – всего лишь стыдливый эвфемизм воинствующегоатеизма.
Сколь восхитительны все же все эти измышления нашего хитроумного Вивекананды! Только вот тов. Б-в, почтенный гуру, почему-то не упоминает Кубу, а ведь и кубинские коммунисты туда же - «толкают народ в объятия церкви», и не на словах, а на деле «попустительствуют» - помогают строить храмы, и католические и православные. А уважение великого Команданте, Фиделя Кастро, к вере, религиозным чувствам людей, известно.
«И мы на Кубе даже видим идею сотрудничества с церквами», - прямо и открыто пишет Ф. Кастро. «Христос был великий революционер», - добавляет Команданте.
Возможно, этого не знает наш товарищ с суровым левым загибом, открывший, что Итальянскую компартию подвела под монастырь благочестивая жена тов. Э. Берлингуэра.
Но, может, и в самом деле они там, - на Кубе и в Бразилии, - и не коммунисты, а что-то вроде оппортунистов (нечто мне приходилось слышать в партийном подвале), а мы вот, Алексей, – настоящие, правильные, - в День 7 ноября у трапа «Авроры», собрали аж тысячу человек… Ну, если с полицией и сотрудниками спецслужб, то и побольше.
Непостижима высота мыслей нашего Вивекананды, но согласиться с его выводами о причинах поражения итальянских и испанских коммунистов никак не возможно. В годы крушения СССР, когда КПСС дискредитировала себя в глазах миллионов отступничеством самых правоверных, подчеркну также, наиболее атеистически подкованных марксистов-доктринеров (в предыдущем письме назывались «теоретики» КПСС, приводились и цитатки многознающего Вивекананды, громившего в оно время «горбостройки» сталинские «деформации социализма», «казарменный социализм»), когда не в тумане среди просторов Атлантики, а на глазах всего мира тонул коммунистический титаник с названием «СССР», и коммунистические организации на Западе тогда тоже терпели поражения.
Верно и то, Алексей, что еврокоммунисты в то время слишком увлеклись парламентской деятельностью, слишком хорошо освоились в кабинетах и коридорах власти, что сказалось не только на выборных результатах, но и на судьбе партий. Как бы и нам не скатиться в пропасть парламентского соглашательства. Сам видишь, Алексей, «народный депутат» коммунистической фракции К. Смирнов, пропихивающий законопроекты «едросов» в ЗакСе, встретил Новый год с партийным билетом в кармане. Но будем оптимистами: может всё же бюро горкома и примет давно ожидаемое питерскими коммунистами радикальное решение, - пусть вопреки желанию цекиста тов. Б-ва (или всё же при его поддержке)… Ну, например, хотя бы в день открытия зимней олимпиады в Сочи…
Для наших доктринеров, вероятно, представляет малую ценность опыт Гоминьдана в Китае, движение Фиделя Кастро на Кубе, реформы Уго Чавеса в Венесуэле, трагический опыт правительства народного единства в Чили, опыт коммунистов Бразилии сегодня. Вместо этого – затхлый атеизм, доктринерские поучения, репрессивная лексика: «искоренять», «решительно пресекать», «давать суровую отповедь»… И даже желание посадить оппонента-товарища в клетку рядом с австралийским кенгуру. В таких условиях просто невозможно развитие общественной, политической мысли внутри партии.
И почему бы, наконец, Алексей, не пригласить на 2-ю Советскую (по указанному адресу в Петербурге находится горком КПРФ – ред. «РЛ») известного учёного А.И. Субетто? Да, мы его слышим на патриотической радиоволне «Слово», но пусть он и на семинарах популярно объяснит биосферную теорию Вернадского, растолкует нам мировоззренческие особенности этого великого представителя русской цивилизации, пусть ведет семинары, пусть ему оппонируют наш партийный гуру и тот же Бор-ков, если они не утратили способность к живой дискуссии. А мы послушаем, сделаем выводы.
И я совершенно не понимаю, Алексей, отчего наш партийный гуру, выражаясь поэтическим языком минувших эпох, преисполнен козней различных в отношении «Русского Лада», и, наверное, по этой причине сурово нарекает в попустительстве товарища из горкома, принимавшего участие в конференции «Русского Лада» в Петербурге.
Уже и Вернадский не угоден, взгляды его, якобы, «противоположны марксистско-ленинским взглядам», ладно, может, и так, - противоположны. А может и нет. Не будучи искушенным в теории, я обратился к «Философскому энциклопедическому словарю», изданному в эпоху СССР: нет даже намека на то, что мы читаем о Вернадском в истязательных публикациях тов. Б-ва. Не знаю, как ты, Алексей, а я вот не могу понять методологию нашего Вивеканады, например, он положительно оценивает теорию этногенеза и некоей «пассионарности» Л.Н. Гумилева (читал в его книге «Ради идущих вослед…»), в то же время он превратно трактует учение Вернадского. В чем же марксизм? Тут, скорее, банальный субъективизм. Я, Алексей, ничего не имею против Гумилева. Уже с университетским дипломом я ходил на лекции этого оригинального ученого, обладавшего редкими знаниями. Тут я лишь хочу подчеркнуть, что враждебные Б-ву по какой-то причине сегодня идеи, например, ноосферного социализма, а также идеи, собственно, Вернадского, популярные в движении «Русский Лад», он грубо утрирует. Это, хотя и деликатно, но весьма основательно доказал в своей публикации тов. А.И. Субетто на страницах сайта «Русского Лада». Открой материал, Алексей, сам увидишь.
И клерикалы-антикоммунисты, и доктринёрствующий Вивекананда, хотя и сидящие на разных кочках зрения, но, фактически, говорящие одно и тоже, утверждают раскол в русском обществе, - вот что я тебе скажу, Алексей.
Но, возможно, мы слишком прямодушны и просты, чтобы понять партийное и теоретическое величие тов. Б-ва, нашего гуру, нашего Вивекананды, может, наш удел стоять в пикетах, распространять на улицах и в подъездах партийные издания, а не влезать на трибуны форумов, даже не пытаться дерзновенно состязаться в дискуссиях с тем, кто нам учительствовать откуда-то свыше определен.
Извини, Алексей, и на этот раз получилось ужасно длинное письмо
Пролетарский привет тебе, Алексей, с ул. Чугунной, строение 2,
Егор В., оператор газовой котельной 5-го разряда.
г. Петербург.
P.S. Отвлекись от хлопотливых дел помощника депутата – нажми на кнопку, посмотри в Интернете («Русский Лад», другие Интернет-ресурсы) лесные видео Григория Чаги (А.Е. Стерликов, Т. Краснов и др.). Названия сообщаю в «сопроводиловке». Да ты, говорят, в контрах с Г.Чагой?… Ну что вам делить? Партия много потеряет, если расплюетесь, что мы, ветераны, без вас, что партия без вас?!
Прим. ред.. Вивекананда – индийский общественный деятель, почитаемый гуру, мыслитель.