Характер повреждений и общая картина произошедшего свидетельствует о том, что малайзийский лайнер рухнул после атаки истребителя типа Су-25 или Миг-29
Boeing 777 «Малайзийских авиалиний» перед отправкой из Амстердама. Фото: Reuters
«Российский союз инженеров» провел собственное расследование причин катастрофы малайзийского лайнера под Донецком 17 июля. Главный вывод — Boeing был сбит не ракетой «земля-воздух», а истребителем с применением скорострельной пушки и ракеты класса «воздух-воздух». По версии экспертов, истребитель дежурил в облачном слое, а затем внезапно атаковал пассажирский самолет. Рассматривать данное исследование как истину в последней инстанции, разумеется, нельзя. Но их версия любопытна и вполне имеет право на существование. Предлагаем читателям самим судить, насколько обоснованы выводы экспертов.
Общая картина трагедии
Самолет Boeing 777 авиакомпании Malaysia Airlines (рейс MH17 Амстердам — Куала-Лумпур) вылетел из амстердамского аэропорта Схипхол в 10:14 UTC (14:14 МСК) и должен был прибыть в пункт назначения в 6:10 по местному времени (22:10 UTC/2:10 MSK).
По сведениям авиакомпании, связь с самолетом пропала в 14:15 GMT, примерно в 50 км от украинско-российской границы. По данным же портала Flightradar24, лайнер прекратил передачу данных над Снежным после 14:21 (17:21 МСК, 16:21по местному времени).
Впоследствии останки самолета обнаружили горящими на земле на территории Украины. Boeing упал в районе села Грабово (неподалеку от города Торез). Никто из пассажиров и членов экипажа не выжил.
Эшелон 330, включая высоту в 10 километров, в котором шел разбившийся Boeing, был открыт для международных транзитных рейсов над территорией Украины. В это время там также находились еще два гражданских самолета — рейс из Копенгагена в Сингапур в 17:17 и рейс из Парижа в Тайбэй в 17:24.
Кроме того, по данным Минобороны РФ, российские средства контроля воздушной обстановки зафиксировали набор высоты самолетом украинских ВВС, предположительно Су-25, в направлении малазийского Boeing 777. Его удаление от Boeing 777 составило от 3 до 5 км.
Как сообщают авторы доклада, самолет типа Boeing 777 не является сложной воздушной целью для систем ПВО. Он имеет очень большую ЭОП (эффективная отражающая поверхность) — не менее 10 метров (у самолета типа Су-25 ЭОП составляет 0,5—0,6 м), то есть легко обнаруживается средствами радиолокационного слежения. Кроме того, воздушные суда этого типа имеют ограниченную маневренность, у них нет средств противодействия ПВО (постановщики активных и пассивных помех). Поразить его можно используя боевые самолеты (истребители-перехватчики или другие типы самолетов, действующих в этом же диапазоне высот и скоростей), а также применяя комплексы ПВО.
«Мы изучили те основные версии, которые уже были высказаны экспертами различных стран. Если рассматривать техническую сторону вопроса, то можно утверждать, что Boeing 777 был уничтожен средствами противовоздушной обороны — либо путем применения зенитной ракеты запущенной с земли, либо другим самолетом с использованием ракетно-пушечного вооружения этого самолета», сообщил первый вице-президент Российского союза инженеров Иван Андриевский.