Русский Лад

Предисловие к книге А.Е.Стерликова «Под игом осенних ночей»

Вышла в свет новая книга писателя-очеркиста, эколога Анатолия Стерлигова, увлекательное путешествие в мир природы, ещё сохраняющей в некоторых областях стра­ны своё величие и первобытный вид; главы книги также по­казывают уникальный опыт выживания автора в лесах Севе­ро-Запада России. Автор извес­тен, как последовательный защитник природы.. (Издательство «Реноме», СПб, 2015 г.)

Стерликов Анатолий. Под игом осенних ночей. - СПб. 2015.

 

А.Е. Стерликов - член Союза писателей СССР, член Со­юза писателей России, автор книг с «говорящими» названия­sterlikov pod igom knми «За синим барханом», «Камышовые странники», «Куширь болотная», «Горит свеча в платке», «Записки лесного жителя (уроки выживания)», «В дельте Сырдарьи». Эти и другие про­изведения писателя были опубликованы в различных издани­ях С.-Петербурга (Ленинграда), Алма-Аты и Москвы. Лауреат премии «Литературной газеты» (1985 год).

Анатолий Егорович Стерликов – постоянный автор сайта «Русский Лада».

Ниже представляем предисловие к  новой книге писателя, отдельные главы которой помещались нами ранее на прежней версии нашего сайта.  Предисловие написал Максим Швец.

*          *          *

Лесная лирическая повесть Анатолия Стерликова

Начну с того, что я вырос рядом с лесом, и лес был для меня всем, начинался он за нашим деревенским домом.

И дом, и лес остались на прежних местах, правда лес изменился до неузнаваемости, да и я большую часть време­ни живу в городе так же, как Стерлигов - автор книги.

Именно поэтому, рассказы о лесном житье-бытье Ана­толия Егоровича меня тронули, заинтересовали и увлекли.

Только автор повести вовсе не скиталец, коим он сам себя величает (к примеру - см. название). Он часто утверждает, от имени своего лирического героя: «... я, в самом деле, зна­чительную часть своей жизни провёл в скитаниях». Но Стер-ликов (его герой) - странник. 

Наш автор-герой чувствует и понимает ЛЕС. Я бы сказал - чует душу леса, его жизнь, его несгибаемый и непоколеби­мый дух. Однако лес для лирического героя-персонажа оста­ётся словно бы чужим, лес для него, отчасти, - это неудоб­ства, трудности, опасность. Заразившись странствиями, он не может относиться к лесу иначе, возможно, потому что вырос в степи, и лес для него всегда - нечто новое, незнако­мое. И, вместе с тем, в нём живёт огромная любовь к лесу.

А я, как человек выросший в лесу, многому и многому удивлялся, читая его записки.

Анатолий Стерликов, вместе со своим героем лесной повести - патриот, защитник природы, и сам любит и гри­бы-ягоды собирать, и на щуку жерлицы ставить. И описа­ние рыбной ловли на Ясень-озере явилось для меня от­кровением. Я сам - любитель рыбалки. Только ловить щуку предпочитаю на спиннинг, а это - совсем другое.

Или, например, тески на деревьях, как отметки завет­ной, заповедной тропы у нас никто никогда не оставлял.

Возможно, в Вытегорщине существует практика - ставить тески для натаптывания новой тропы, чтобы она была удоб-

ной для ходьбы. У нас все тропы сейчас, наоборот, зараста­ют. В лес идут только старики или лесорубы. Лесных обита­телей - зверей и птиц ночью без огня не встретишь. И рыбы всё меньше в озёрах и речушках. Где браконьеры с динами­том постарались, где с сетями - добытчики, а где - загрязне­ния заводского масштаба и человеческого уровня - тоже.

Так что идёт «потребительская цивилизация» в наступ­ление на лес. Этим-то и озабочен автор книги, это его и угнетает, а не осенние ночи, как указано в названии. Пола­гаю, именно это он имеет в виду под словом - «иго». А может быть, иго - необходимость уходить осенью из леса в городскую суматошную и неприглядную жизнь, где и воздух не тот, и вода невкусная.

Лес, к сожалению, и не только в нашей области катастро­фически уничтожается. И дело даже не в том, что его выру­бают государственные и другие организации по лицензии, или воруют организованно и просто так - частным поряд­ком. Дело в том, что никто не занимается восстановлением леса. Ничего не предпринимается для того, чтобы лес вы­жил, пережил эти вырубки и повсеместные расхищения.

Делаются санкционированные и несанкционированные просеки для вывоза леса, иногда настоящие дороги.

Вместе с тем, вырубленные, негодные на продажу де­ревья (и стволы, и целиком), не говоря уже о сучьях, пнях, коре и т.п. бросаются прямо на месте в полном беспоряд­ке. И не только на дорогах-просеках, но и на самих выруб­ках. Валят всё подряд, чтобы достать только нужные дере­вья. Через эти завалы трудно пройти человеку. Такие кар­тины есть и в книге, они являются предметом горестных размышлений и «яростных агиток» автора.

Лес стал непроходимым. Но это не всё. Поваленные ство­лы и спиленные деревья тянут за собой те, которые не трону­ла бензопила. Лес - единое целое. Кроны деревьев сплете­ны, а корни переплетены под землёй и даже на поверхности.

Лес - как один организм, в нём каждое дерево и каждый куст, и все его обитатели взаимосвязаны. Гниющий пень, конечно, не сможет удержать соседнее живое дерево, а павший ствол легко обрушит стоящие на пути падения деревца поменьше. Упавшие и не убранные стволы вместе с ветками, сваленные в хаотическом беспорядке ещё долго не перегниют. В такой ситуации молодой подлесок не скоро пробьётся к солнцу. Я сам - житель леса и знаю, о чём говорю.

Книга Анатолия Стерликова не просто уместна и зло­бодневна в настоящее время, она животрепещущее напо­минание о безвыходном положении лесов в нашей России.

Анатолию Егоровичу удалось перешагнуть через свой журналистский профессионализм. Он перешёл, как сей­час говорят любители компьютерных игр, на новый уро­вень. Стерликов создал из журналистских очерков худо­жественное произведение, повесть, цельную и оригиналь­ную книгу о сегодняшней судьбе нашего родного леса и о своей страннической миссии.

Книга Стерликова заинтриговала меня и, как обыкновен­ного читателя. Исключая авторское предисловие и «после­дний аккорд», она построена на почти обратном хронологи­ческом порядке событий. То есть - сначала читатель узнаёт о том, что существует, а потом автор объясняет - откуда это взялось. Так было, например, с изобкой, построенной в лесу.

Эта «обратная» интрига и делает повесть захватываю­щей и целостной.

И лирики в повести немало. Рассказы о Талом ручье и о роднике, изображения Ясень-озера, и поведения петуха-глухаря, ночные часы в лесу, поединок с глубоководной щукой - всё это запоминается в связи с лиричностью, ду­шевностью и простотой изложения.

Автору от читателей и патриотов русского леса - спасибо!

Максим Швец

С полным текстом книги можно ознакомиться в читальном зале нашей электронной библиотеки по следующей ссылке из ее каталога:

http://audio-depodzvon.webasyst.net/files/2d6ed8e4


Лица Лада

Никитин Владимир Степанович

Тарасова Валентина Прохоровна

Панкова Алла Васильевна

Pankova Alla Lica

Куняев Сергей Станиславович

Kunjaev Sergej 2

Тарасов Борис Васильевич

Tarasov B V small

Воронцов Алексей Васильевич

voroncov big 200 auto

Самарин Анатолий Николаевич

 

Страница "РУССКИЙ ЛАД"

в газете"Правда Москвы

Flag russkii lad 3