Владимир Бояринцев
2016-й год войдёт в историю Российской Федерации как год большой административной победы − год освобождения Академии наук от чиновников, которым запретили занимать места членов-корреспондентов и академиков.
Во время заседания Совета по науке и образованию 23-го ноября его председателем В.Путиным был поставлен перед президентом страны В.Путиным вопрос о недопущении 14-ти вновь избранных членов Академии к получению их званий.
Кстати, чиновники составляют примерно 3% от вновь избранных членов-корреспондентов и академиков.
Президент страны своим решением избавил Академию от попадания туда этих 14-ти чиновников, которые в противном случае могли стать той самой «ложкой дёгтя», которая испортила бы академическую бочку мёда.
Что это было, забота об Академии наук? Но в это не верится, принимая во внимание действия президента по её «реформированию». Или это было наказание перебежчиков, которые могли использовать свои административные способности против танка − объединённых институтов Ковальчука и бывшего министра Фурсенко?
Остался недоработанным также другой вопрос: «Что делать с учёными – кандидатами и докторами наук, просочившимися правдой и неправдой в ряды чиновников?»
Действительно, у чиновников и руководителей различных чиновничьих структур считается «престижным» иметь степень кандидата или доктора наук, а получают они эти степени, зачастую, в период своей огромной занятости на важных государственных постах.
Парадокс: чем больше в правительстве учёных и чем больше экономистов в правительстве, тем хуже идут дела в экономике страны.
Юрий Корчагин, доктор физико-математических наук, Воронеж, отмечает:
− Докторские диссертации и академические звания приобрели в РФ дополнительный новый статус как бы некого доказательства наличия повышенного интеллекта у чиновника. Отсюда и спрос на них. И одновременно стали объективным мерилом повышенных амбиций, морали, нравственности и культуры чиновника.
Совершенно очевидно, что добросовестный чиновник, тем более губернатор, совершенно не имеет времени для серьёзных занятий наукой, требующей всего человека, всего его ума без остатка.
По данным независимых экспертов, более четверти губернаторов и более 40% депутатов Госдумы имеют учёную степень. Проверка диссертаций высоких чиновников и депутатов показала, что они в основном вторичны, представляют собой компиляции других работ.
Филолог Иван Бабицкий считает: «Что касается прихода чиновников именно в академическую сферу, то в массовом порядке это началось в середине нулевых и стало реакцией на попытки братьев-бизнесменов Ковальчуков установить контроль над финансовыми потоками РАН…»
Иными словами, стервятники почувствовали возможность поживиться свежатинкой.
Расплодилось множество псевдоучёных, организованных чуть ли ни в ОПГ, изготавливающих липовые диссертации за деньги всем, кто за них заплатит…
В этом нет ничего удивительного, так как высший чиновничий аппарат в демократической России комплектуется не с учётом уровня профессионализма того или иного чиновника, а с учётом степени приближённости его к «петербургскому землячеству».
Но может быть, отсутствие профессионализма у наших чиновников и спасает страну от полного разрушения? Ибо, ни одно начатое дело они не могут довести до конца.
Есть один положительный момент: наши чиновники защищают диссертации по экономике, юриспруденции, философии, политологии, истории, педагогике, то есть по таким специальностям, которые не нужны на Западе, следовательно, учёные-чиновники худо-бедно, но будут работать в России, хотя, и не исключена возможность для некоторых из них работать в интересах Запада.
Может быть, стоит в связи с рекомендациями президента страны, отправить учёных из Совета министров в отраслевые НИИ?
Армия только гражданских чиновников у нас составляет более 1 600 000 человек, а вместе с представителями силовых ведомств количество чиновников превышает 3 миллиона, а при тех расценках, которые всё чаще внедряются в дело защиты диссертации, скоро только чиновники и бизнесмены смогут себе позволить израсходовать деньги на «научную» работу.
И уже проще ответить на вопрос: «Кто из высоких чиновников НЕ имеет кандидатских и докторских степеней?»
Множество учёных представлено в правительстве. Правительство, в основном, и прочие руководящие и направляющие органы, объявляющие своей целью инновационное развитие страны, состоят, в основном, из дилетантов: кандидатские и докторские степени получены ими, в подавляющем большинстве, за «исследования» в области гуманитарных наук.
В действующем правительстве Медведева из 32-х министров более 50% (19 человек) имеют учёные степени:
− член-корреспондент РАН − 1 (Скворцова), она же доктор медицинских наук;
− докторов наук − 5, один из них (Мединский) – дважды доктор наук;
− кандидатов наук − 12;
− магистров − 1 (Дворкович), получивший степень в США.
Учёными в каких областях знаний являются члены правительства?
− техника представлена одним доктором технических наук и одним кандидатом; был ещё один, но его
заменили на доктора исторических наук;
− экономика − один доктор наук, 8 кандидатов, один – магистр;
− юриспруденция − один доктор наук, 3 кандидата наук;
− исторические науки − 2 доктора наук;
− философия − один кандидат наук;
− политология − один доктор (он же – доктор исторических наук);
− медицина − один доктор наук (член-коррепондент РАН).
По данным журнала «Newsweek» (3-9 ноября 2008, № 45), который опубликовал сведения о «50 самых талантливых учёных, уехавших из России», среди уехавших: физики, биологи, геологи, химики, математики. Перечисленных выше «чиновничьих» специальностей в этом списке нет.
А, может быть, стоит значительно упростить дело? Помните: «Нормальные герои всегда идут в обход»?
Вожди демократии не могут определиться с вопросом об учёных степенях чиновников, так в марте 2013-го года Д.Медведев заявлял, что чиновникам диссертациине нужны. По его словам, в России защита диссертаций превратилась в элемент государственной карьеры, и не имеет научного значения.
Но, с другой стороны, разработкой новых учёных степеней специально для чиновников и депутатов летом 2013-го года занялась рабочая группа при Высшей аттестационной комиссии по поручению премьер-министра Дмитрия Медведева.
Согласно подготовленному правительством проекту программы по развитию государственной гражданской службы на 2015-2018 годы, госслужащим высшей категории предстоит пройти программы переподготовки. Чиновники должны будут освоить программы MPA (мастер по государственному и муниципальному управлению) или DPA (доктор государственного управления). Предполагается, что без этих степеней чиновник не сможет занимать руководящую должность (https://lenta.ru/news/2014/11/20/mba/).
Настало время из категории«гуманитарные науки»выделить ряд специальностей и присвоить им классификацию«чиновные науки», куда войдут, например: политология, юриспруденция, экономика, философия, частично история и педагогика (определённые их разделы), список этот может быть расширен. А присваиваемые степени надо именовать: «кандидат чиновных наук», «доктор чиновных наук».
Начать же можно с главного: необходимо уже сейчас организовать Чиновную Академию Наук (ЧАН) с выбором соответствующих верховных органов и введением званий: член-корреспондент ЧАН и академик ЧАН, президент ЧАН. Избрание в ЧАН должно быть платным, а плата тем выше, чем более высокий пост занимает чиновник-претендент. Такая практика сделает невозможным коррупцию в рядах академиков-чановцев.
И это будет справедливо, так как подчёркнёт необходимость для страны, до сих пор не понимающей своего счастья, учёного чиновничества!
Ещё один важный момент волнует вождей демократии – избрание родственников действующих членов Академии.
Читаем статью Павла Котляра «По числу избранных родственников мы поставили рекорд», где говорится, что Российская академия наук пополнилась 176-ю новыми академиками, 323-мя членами-корреспондентами и 63-мя иностранными членами
Автор статьи, ссылаясь на «собеседника» отмечает:
− Только из фамилий, которые на слуху, это медики Ольга Бокерия и Ирина Чазова − дочь знаменитого кремлевского кардиолога, вслед за отцом возглавившая кардиоцентр Минздрава…
«Мы тут прикинули, что таких случаев десять-двенадцать на пятьсот, то есть на уровне 2%. Мы не можем этого запретить, это нелогично и неправильно, поскольку ставит детей академиков вне научного поля», − ответил президент РАН корреспонденту «Газеты.Ru» на просьбу прокомментировать этот тренд.
А теперь вспомним И.А.Крылова:
«Чемкумушексчитатьтрудиться,
Нелучшельнасебя,кума,оборотиться?»…
Действительно, достаточно посмотреть, какие посты и где занимают родственники наших высших чиновников?
Здесь вице-президенты, члены совета директоров банков, государственных и частных компаний, посты, занимаемые родственниками чиновников, только-только закончивших учебные заведения:
«Был вчера ещё студент,
Думал о дипломе,
Нынче − вице-президент
В банке при “Газпроме”»...
При этом, чтобы попасть в члены Академии наук необходимо пройти процедуру из пяти- шести слушаний кандидата и голосований, то для занятия важного чиновничьего или бизнес-поста необходимо иметь только важную фамилию.
Если у детей учёных выбор должностей ограничен семейной специальностью, то у родственников высших чиновников, не имеющих подготовки по специальности, этот выбор разнообразнее, а занимаемый пост тем выше, чем выше должность папы, мамы, дяди, тёти. Но главное, все претенденты на хлебные посты, получившие гуманитарное образование, являются гениями, способными со студенческой скамьи руководить страной с целью возвращения её передового научно-технического потенциала.
И недаром крупные чиновники рады тому, что живут не при советской власти, где подобная семейственность была невозможна, хотя при настоящем положении страны, она просто преступна, но это никого не «напрягает».
Создаётся впечатление, что поднимая «жгучий» вопрос о соотношении академик-родственник вожди демократии оказались в положении унтер-офицерской вдовы, которая сама себя высекла (по Н.В.Гоголю).