Из-за чего обострились польско-украинские отношения
Вадим Трухачёв 09.02.2017
Польша обещает перекрыть Украине все пути евроинтеграции, пока та не откажется от культа Бандеры.
Причем поляки говорят с позиции сильного, ссора с которым может стоит украинцам очень дорого.
Отношения между Украиной и Польшей, которые ещё недавно считали друг друга ближайшими союзниками, предельно обострились. Виной тому – спорные вопросы истории двух государств и народов. В то время, как на Украине продолжается героизация Степана Бандеры, Романа Шухевича и других руководителей ОУН и УПА (организаций, запрещённых в России),Польша смотрит на это с нескрываемым раздражениеми грозит восточному соседу оргвыводами.
«До сих пор неясно, пойдёт ли Украина в сторону, которая неприемлема для Польши, будет ли опираться на легитимацию традиции УПА, на традицию организаций, которые допустили отвратительные преступления против поляков, или откажется от этого пути», – сказал лидер правящей партии «Право и справедливость» Ярослав Качиньский. Он добавил, что из-за героизации украинских националистовбудущее двусторонних отношений находится под вопросом.
В дальнейшем пан Ярек дал понять, что под вопросом оказываются не только двусторонние отношения, но и европейское будущее Украины.«Это дело выбора Украины. Я четко сказал Порошенко, что с Бандерой они в Европу не войдут», – подчеркнул Качиньский.
По его словам, нельзя строить культ личности человека, который «осуществлял такой геноцид, который, хоть и трудно было бы сравнить по жестокости с немцами, но ему это удалось». «Польша продемонстрировала огромное терпение, но и ему есть границы», – заключил он.
В унисон со своим однопартийцем выступил и президент Польши Анджей Дуда.«Мы имеем право твёрдо требовать, чтобы была показана историческая правда, а историческая правда означает абсолютный запрет на прославление тех, кто был убийцами», – отметил президент. Дуда рассказал, что лично просил Петра Порошенко изменить принятый в апреле 2015 года закон, признающий ОУН и УПА героями Украины. «Эти вопросы в значительной мере влияют на польско-украинские отношения. Они не будут хорошими, пока эти дела не будут решены», – подчеркнул глава польского государства.
Примечательно, что украинские руководители словно воды в рот набрали… НиПорошенко, ни премьер Владимир Гройсман, ни обычно словоохотливый до исторических высказываний председатель Верховной Рады словно воды в рот набрали. Ничего не сказали и руководители крупнейших «майданных» партий – Юлия Тимошенко, мэр Львова Андрей Садовой. Даже вечно кричащий радикал Олег Ляшко – и тот публично не высказался. «Отдувались» за всё люди рангом пониже.
«Это абсолютно шовинистическое заявление. Всё равно, если бы мы говорили полякам, что они должны исключить из своей истории Пилсудского или кого-то из их королей. Это абсолютно невозможно и говорит о том, что Польша остаётся на шовинистических позициях… Они пытаются нас ещё зацепить, чувствуя нашу определённую слабость», – ответил польским политикам лидер добровольческого движения ОУН, комбат Николай Коханивский.
А вот украинский посол в Польше, бывший и.о. главы МИД Андрей Дещица в эфире польского ТВ пытался оправдываться. «Во времена Второй мировой войны или на Волыни… Нужно осудить те военные подразделения, которые причастны к убийствам гражданских. Это нужно сделать», – сказал Дещица. Он отметил, что о резне поляков на Волыни в1943 г. народ Украины не знает. «Нам нужно время, чтобы украинские историки над этим поработали. Мы за то, чтобы говорить правду», – произнёс он.
Но если Украине надо ещё над чем-то поработать – Польше всё ясно. В июле прошлого года Сейм приняли резолюцию, где трактовал как геноцид события 1943 года, когда УПА под командованием Романа Шухевича сожгла несколько сот польских сёл на Волыни.Жертвами тех событий стали, по разным оценкам, от 50 до 130 тысяч человек. На сей счёт у поляков существует полное единение и правых, и левых, и евроскептиков, и проевропейских деятелей.
Давно всё понятно Польше и со Степаном Бандерой. Для поляков он – террорист, ставивший целью отделение Западной Украины от довоенной Польши, и убивавший польских политических деятелей. К тому же он сотрудничал с нацистами и идейно вдохновлял этнические чистки на Волыни. В Польше с особым вниманием относятся к истории, болезненно реагируют на каждую «неправильную» её трактовку, и исключения делать не собираются ни для кого.
В данном случае украинские любители (а точнее, профессионалы) поспекулировать на истории столкнулись с себе подобными. И в данном случае противник значительно сильнее.
Польша – страна с тысячелетней историей государственности, с устоявшимся языком и менталитетом, с устойчивым историческим мифом и пантеоном героев, воспринимаемых таковыми подавляющим большинством населения. Региональные отличия в ней куда меньше, чем на Украине. Король Казимир Великий, Тадеуш Костюшко или Юзеф Пилсудский – герои и в Люблине, и в Гданьске.
Сравнение по экономическим показателям тоже получается в пользу Польши. Доход на душу населения (исходя из покупательной способности) в ней примерно в 2,5 раза выше, чем на Украине. Недаром около миллиона украинцев всеми правдами и неправдами работают в соседнем государстве. Это для Германии поляки – нищеброды, а для Чехии – бедняки. Для Украины они – богатеи, до которых тянуться, как до неба. А раз так – то поляки на правах богатого и будут диктовать условия.
В Польше существует миф о несостоявшейся великой державе, которая включала в себя как минимум западную часть Украины. Поляки хотят встать в один ряд с Германией и Францией, для чего им нужна своя сфера влияния. Они и пытаются её создать. Но если втянуть в свою орбиту куда более богатую Чехию затруднительно, то слабая и переживающая разброд и шатания Украина выглядит как отличная добыча. Особый интерес вызывает Львов – город, сыгравший значительную роль в развитии польской культуры и науки.
Исходя из желания взять исторический реванш на Востоке, Польша строила свою политику в отношении Украины, стремясь максимально привязать восточную соседку к себе. Вступление в Евросоюз и НАТО видится полякам как отличный способ достичь своей цели, утвердить Украину в качестве составляющей польской сферы влияния. Поэтому украинские «евроинтеграторы» воспринимаются Польшей как люди, способные помочь в достижении цели.
На протяжении последних 25 лет поляки очень активно работают на Украине. За счёт польского бюджета в вузах Польши обучается до восьми тысяч польских студентов ежегодно. На территории Украины работают десятки польских организаций, крупнейшие из которых – орден Св. Станислава, фонд Стефана Батория, фонд помощи полякам на Востоке, Институт Центральной и Восточной Европы. И эти действия приносят свои плоды – опросы показывают, что Польшу как друга воспринимает минимум половина украинцев.
С середины 2000-х Польша стала раздавать в соседних странах «карту поляка», дающую право учиться, лечиться и работать в Польше. Её обладателем может стать любой, кто докажет, что у него есть польские корни. Таковых на Украине немало. По некоторым данным, на начало 2017 года её обладателями стали свыше 200 тысяч человек. Если учесть, что войне в Донбассе конца пока не видно, желающих заполучить вожделенную карту явно не уменьшится.
Учитывая нежелание поляков идти на уступки в вопросах прошлого, закрыть на это глаза украинцам не удастся. А если они хотят сблизиться с Европой, войти в Евросоюз (кто же им даст, но мечтать не вредно), им придётся добиваться согласия Польши даже на введение безвизового режима – не говоря уже об умозрительном членстве ЕС. И Качиньский с Дудой ясно обозначили правила игры, изменить которые Украине не под силу.
Впрочем, от восхваления Бандеры, Шухевича и иже с ними Польша тоже не проиграет.Прославляя союзников нацистов, Украина сама себя выводит из числа стран-победительниц во Второй мировой войне.
Поляки же среди победителей останутся – Армия Крайова, которую в Польше считают героями, была антисоветской, но то же время неотъемлемой частью антигитлеровской коалиции. А значит, у Польши появляется больше возможностей требовать что-то от соседей.
На уровне общественных организаций поляков, чьи предки жили на Волыни и в Галиции, эти требования давно выставлены. Среди них значится не только признание геноцида, но и возмещение утраченного имущества. Если учесть, что до войны в том же Львове поляки составляли большинство населения, речь идёт об очень больших суммах. Со стороны государства-победителя этого требовать нельзя, а от потомков союзников Гитлера – можно.
А если денег нет – тогда остаётся расплачиваться территорией или выполнять любую прихоть Польши. Тогда и вопрос о принадлежности Львова может встать на повестку дня. Сейчас, конечно, до этого далеко, и официально поляки этого не требуют. Но вечных границ не бывает. Слабостью какого-либо государства более сильные соседи всегда пользовались, и нет никакой гарантии, что в один не очень хороший день Польша не поступит с Украиной именно так.
Особая трудность для киевских властей заключается в том, что время работает на поляков. Образ Польши в сравнении с Украиной с каждым годом становится всё более привлекательным. А раз так, то с каждым годом всё больший процент украинцев будет воспринимать польские требования как минимум нейтрально, а то и вовсе благосклонно. Для части «евроинтеграторов» Бандера и даже Львов – те вещи, которыми можно поступиться. Поступился же Галицией и Западной Волынью в 1920 году Симон Петлюра, когда вступал в союз против Советской России с маршалом Пилсудским… Так что имеется в истории и такой «героический» пример.
В любом случае, поляки не проиграют. Если случится чудо, Украина откажется от героизации Бандеры, её втянут в Евросоюз, они выиграют. Если Украина продолжит славить Бандеру – Польша имеет все шансы этим воспользоваться.
Если состав Украины покинут Донбасс, а вслед за ним и остальной Юго-Восток – поляки снова не останутся в накладе.С «усечённой» Украиной они начнут разговаривать ещё жёстче.
Польские «бандеровские капканы» для украинских евроинтеграторов расставлены почти везде, и они уже начали в них попадать. Для Польши же игра стоит свеч, потому что она почти беспроигрышна, ибо нынешняя Украина ничего ей противопоставить не может. Вопрос лишь в том, сколько получит Польша.
https://news-front.info/2017/02/09/banderovskij-kapkan-vadim-truxachyov/