Калачёв Борис Фёдорович, кандидат юридических наук профессор кафедры уголовноправовых дисциплин Московского ордена Дружбы Народов государственного лингвистического университета, заслуженный сотрудник органов внутренних дел Российской Федерации .
Статья посвящена проблеме возрождения нацизма в странах Оси и внедрения нацистского мировоззрения в общественное сознание граждан государств антигитлеровской коалиции включая Россию.
Рассматриваются информационные и юридические аспекты пропаганды фашизма. Высказывается предположение о проектном характере современного фашизма.
Ключевые слова: фашизм, антифашизм, Нюрнбергский трибунал, пропаганда, экстремизм, Интернет, скрининг.
На протяжении длительного времени напрямую и опосредованно автору приходилось сталкиваться с темой фашизма и носителями нацистского мировоззрения, и начало статьи, при всем своем мемуарном характере, призвано наглядно проиллюстрировать первую тенденцию - сохранение проблемы фашизма в жизни общества после Нюрнбергского трибунала и первую форму пропаганды фашизма - публичность проводимых акций.
21 апреля 1982 года, автор, инспектор Московского уголовного розыска и тогда ещё лейтенант милиции, придя, как обычно, утром на службу, увидел: дежурная часть заполнена не традиционными бродягами, пьяницами, дебоширами и мелкими спекулянтами, а молодыми людьми, прилично одетыми и совершенно трезвыми. На вопрос, что это за публика, дежурный ответил: «Фашисты».
Так я узнал о том, что не изучалось в советских учебных заведениях: оказывается, 20 апреля 1889 года родился Адольф Гитлер, и эту дату публично отметила группа молодежи, собравшаяся на Пушкинской площади города-героя Москвы. Надо было жить в ту пору, чтобы понять, какой сильный эмоциональный шок испытали те граждане Союза ССР, государства-победителя в Великой Отечественной войне над гитлеровской Германией, кому стало известно о мерзком событии, произошедшем в центре Москвы. Кругом красные знамена, октябрята, комсомольцы и вдруг - фашисты! Позднее из скупых сводок выяснилось: столичные неонацисты в основном принадлежали к элитным слоям общества. Само же позорное событие плотно закрыли для какого-либо обсуждения, хотя критические статьи и заметки о деятельности зарубежных неофашистов в советской прессе печатались регулярно. Так в неискушенном политикой сознании автора появилась брешь: оказывается в семьях руководителей советской власти и коммунистической партии, хозяйственных работников, сотрудников правоохранения и специальных служб, не говоря уже о семьях интеллигенции, рабочих и крестьян, могут воспитываться личности, чьё мировоззрение никак не вписывается в политическую схему легально пропагандируемого обустройства общества и государства.
Не успел этот случай «перевариться» в сознании, как 22 июня 1983 года пришлось вместе с работником районного отдела КГБ2, таким же, как и автор, лейтенантом, усердно стирать со стены жилого дома, в одном из дворов улицы Петровка, надпись: «Гитлер умер, но идеи его живы!»... О, автор этого лаконичного лозунга, похоже, был человеком не только начитанным, но и искушенным, использовал вместо малярной кисти пучки газонной травы, заведомо зная, что зеленый сок просто так не отскоблить.
В 1984 году - третий эпизод. В ходе допроса уличного грабителя - фаната «Спартака» и одновременно педофила - выяснилась его приверженность нацистским идеям, изъяты награды Третьего рейха. Меня - сотрудника милиции - с подобными субъектами работать не обучали. Поэтому когда задержанный начал взахлеб рассказывать о каком-то летнем лагере, где проходил боевую и физическую подготовку, о группе фашистов-соратников, о книгах, проповедующих нацистскую идеологию и тому подобном -пришлось осознать полную свою неосведомленность в вопросах такого рода...
Весной 1985 года четвертый эпизод. Теперь уже автора, как «знатока» нацистской тематики, включили в группу захвата - задержать «черных копателей», увлекшихся поисками оружия, оставленного на полях сражений времен Великой Отечественной войны и фашистской идеологией. Приезжаем по нужному адресу на окраину Москвы, врываемся в первую квартиру, а она вся буквально завалена ржавыми минами, снарядами, авиационными бомбами, патронами, стрелковым оружием, военной амуницией... На стене комнаты намалевана надпись, почему-то на английском языке: «Мы должны сделать переворот!» Обыски, проведенные у других членов профашистской группировки, обнаружили такой же взрывоопасный ассортимент.
После четвертого происшествия автор этих строк наконец-то осознал: пережитые ситуации не есть отдельно взятые случайные эксцессы. И сейчас в голову приходят невеселые мысли: если неофашистам того времени исполнилось по 16-20 лет, то сегодня-то они стали на 25-28 лет старше, и вряд ли они коренным образом поменяли раз усвоенное мировоззрение...
С той поры, несмотря на занятость основным направлением своей профессиональной практической и теоретической деятельности - борьбой с незаконным оборотом наркотиков1, - автор стал накапливать материалы о проблеме неонацизма в СССР, и в 1989 г. опубликовал в журнале «Культурно-просветительная работа» большую проблемную статью2. Материал вызвал общественный резонанс. В статье, в частности, анализировались не только очаги неонацизма в прибалтийских советских республиках и Украинской ССР (западной её части), но территориальное распространение неофашизма в РСФСР - нынешней Российской Федерации - в Москве, Ленинграде, Хабаровском крае, Свердловской, Амурской и некоторых иных областях. Впоследствии автор регулярно публиковал итоги дальнейшего изучения данной проблемы, в том числе в изданиях ООН3.
Однако чем больше писалось о фашизме научных и беллетристических работ, тем почему-то масштабнее и агрессивнее анализируемая проблема развивалась и в международном пространстве, и собственно в России. В прошлом, 2010 году она, согласно уголовной статистике, оказалась - в цифровом выражении - напряженнее, чем явление терроризма (см. рис. 1), и автор вполне допускает возможность того, что в недалеком уже будущем фашизм и терроризм переплетутся между собою ещё плотнее, чем прежде.
Таким образом, фашизм как асоциальное политическое явление бесследно искоренить мировому сообществу так и не удалось. Заветы Нюрнбергского трибунала оказались исполненными потомками его организаторов далеко не безупречно.
____________________-
1 Эмпирические и иные сведения заимствованы из бюллетеней и сводок мировых информационных агентств - ИТАР-ТАСС, Рейтер, ЭФЭ, других публичных источников.
2 В описываемое время структура КГБ СССР включала в себя районные отделы. В Москве 1980-х годов функционировало 33 районных отдела КГБ в составе Управления КГБ СССР по Москве и Московской области.
СМ. ДАЛЕЕ ПО ССЫЛКЕ ПОЛНЫЙ ТЕКСТ СТАТЬИ
Научная библиотека КиберЛенинка: http://cyberleninka.ru/article/n/vopreki-resheniyam-nyurnbergskogo-tribunala-novye-tendentsii-i-formy-propagandy-fashizma#ixzz30SJochvQ