«… Родной русский язык не предаст нас…»
Ю.В. Бондарев
«В жизни народа первое – язык –
невидимый корень его жизнеспособности».
Б.Ю. Троицкий
Родное слово, русское слово, как много оно значит для человека, и как много оно ему даёт. Ребёнок, появляясь на белый свет, может произносить только отдельные звуки, по которым трудно определить его желания и стремления. Но идёт время и, общаясь с родителями, он сначала произносит отдельные слоги. И сколько радости он доставляет матери, когда скажет самое заветное, самое нежное, самое ласковое, которое станет главным в его жизни, слово «МАМА».
И с этого первого слова у него начинается путешествие в сказочно красивый мир слов – русский язык, русскую речь, русскую словесность. Мы настолько свыклись, владея разговорной речью, определённым запасом слов, что забываем об этом главном отличии нас от всех иных живущих существ на Земле. Да, «оружие слова» связывает «весь род людской взаимными согласиями и несогласиями, обременив страстями и обязанностями, добродетелью, несчастиями и борьбой» (Ю.В.Бондарев).
Но только владение членораздельной речью позволяет человеку вида Homo sapiens развиваться духовно. Да, «…духовное развитие ребёнка представляет собой лишь более сокращённое повторение умственного развития тех же предков, - по крайней мере, более поздних» (Ф. Энгельс «Диалектика природы»). В словах, в языке закодирована вся информация о познании мира нашими предками, и зная родной язык, нам не надо каждому «изобретать велосипед». И не только этим важен язык, в той же работе Ф. Энгельс указывал на связь, человека с природой так: «Нашей плотью, кровью и мозгом принадлежим ей и находимся внутри её, что всё наше господство над ней состоит в том, что мы, в отличие от всех других существ, умеем познавать её законы и правильно их применять».
Кому-то покажется, что автор говорит совсем не о том. Нет, без познания законов природы и умелого их применения человечество давно не только бы перестало существовать, но и не превратило бы группы людей в единое общество. И со временем не последнюю роль в этом играет литература, ибо благодаря ей развивается и совершенствуется язык.
Во всемирной литературе русская литература во всех её ипостасях: древнерусская, классическая, советская - занимает особое место. Она – « …всегда была одной из тех святынь, в общении с которой человек становится чище и лучше», «всегда была кафедрой, с которой раздавалось учительное слово». Она – «центральное проявление русского духа, фокус, в котором сошлись качества русского ума и сердца» (С.А.Венгеров).
Русская литература, её произведения сегодня последний оплот, последний бастион защиты русского языка и русского народа. Ведь главные претенденты властвовать думами наших современников: телевидение, радиовещание, да и кино, по справедливому замечанию профессора В.Я. Троицкого:
«Наш русский эфир
опаскудили
грязью,
В нечистых словах
телешоу увязли.
И лгут без конца
закулисе в угоду:
Мол, это и нужно
такому народу.
Нас учат бесстыдству.
И всё это значит,
Что свиньи хотят
и людей освинячит».
Но более того чинуши от образования, выполняя заказы своих забугорных хозяев, лютых русофобов разработали и насаждают в школах такие программы по литературе, которые, по мнению В.Ю. Троицкого:
«… достойны не просто осуждения, но наказания: в них нагло ограблено поколение русской молодёжи, у него отняты законно принадлежащие ему сокровища русской национальной культуры, получившей всемирно признание, в них включено то, что к программам обязательного изучения классики - не имеет отношения. При этом они обнаружили неприятие «русского духа», «русского ума и сердца», то есть того, на чём держалась и держится вся русская культура. Не плохо бы министерским «полицаям мысли» понять, что «без русского духа», «русского ума и сердца» - нет русской культуры, а без русской культуры - не может быть и культуры в России».
Не думаю, что они не осознают всю пагубность своих действий по искоренению русской литературы, а значит и русского самосознания в головах подрастающего поколения. Привыкшие всё продавать, они сознательно продают и свой народ. А это лишь отягощает их вину перед русским народом. Член-корреспондент РАН Н.Н. Скатов предупреждает: «...Тесня русскую классику, мы лишаем доверенное нам молодое поколение не только прошлого, мы лишаем его и будущего».
И ведь не только наши отечественные мыслители подчёркивают одну из ведущих ролей литературы в жизни общества, в жизни нации. В.Ю. Троицкий указывает на то, что ещё: «Полстолетия назад верховный советник по делам образования США Морис Стерлинг писал: «Сила нации заложена в её искусстве, музыке и литературе в такой же степени, как в её физике и электронике. Тот, кто полагает, что великая поэзия или знание классической литературы не являются существенными не только для качества, но и для жизнеспособности нации и её культуры, пренебрегает уроками прошлого». Морис Стерлинг напоминает, что нельзя пренебрегать прошлым.
Нам тоже не надо забывать, что в 30-е годы прошлого столетия, принятое по инициативе И.В. Сталина, возвращение к истокам русской культуры, русской литературы, равно как и к истокам культуры других народов СССР, позволили создать духовно монолитное советское общество. А вот, когда в хрущёвскую «оттепель-слякоть» начали преклоняться перед западной литературой, то со временем единое общество раскололось на две непримиримые части: патриотов и русофобов-западников. И в современный период борьба между ними обострилась.
Меньшая часть, состоящая из русофобов, либералов-западников, захватив все средства информационных коммуникаций, усиленно и беспардонно внедряет в русский язык всевозможные англицизмы, лагерный жаргон, не гнушается и матерными словами. Посредством изменения словарного запаса языка они пытаются сдать русский народ в полон своим зарубежным кукловодам. Ведь давно известно, чей язык того и власть. Передовая в борьбе за сохранение русского народа сегодня лежит в русской словесности, в языкознании. Сохраним чистоту своего языка, будем русским народом, нет - значит и народа не будет.
Один из радетелей за русский народ, председатель Союза писателей России Валерий Ганичев с глубокой тревогой пишет: «Сейчас уже ясно, что беспорядок в языке, его сокращение, замена многих русских слов в языке ведёт не только к невежеству, но и к смуте в обществе. При создании государства Израиль в 1947 году громадные усилия были предприняты для воссоздания древнееврейского языка, на котором говорили 2 тысячи лет назад. Это был тяжелейший лингвистический процесс, но он дал толчок росту национального духа, а мы не только не изучаем древнерусский язык, но нередко сегодня на это наследие наступает темнота незнания, амбиции, бескультурье, да и злой умысел из-за границы и внутри».
А ведь как красив и великолепен древнерусский язык! Как-то в беседе о возрождении русского самосознания с профессором В.И. Замышляевым, он вдруг наизусть начал читать на древнерусском языке строки из «Слова о полку Игореве»:
«Не лепо ли ны бяшетъ, братие,
начяти старыми словесы
трудныхъ повестий о пълку Игореве,
Игоря Святъславлича?
Начати же ся тъй песни
по былинамь сего времени,
а не по замышлению Бояню!
Боянъ бо вещий,
аще кому хотяше песнь творити,
то растекашется мыслию по древу,
серымъ вълкомъ по земли,
шизымъ орломъ подъ облакы».
Слушал, и казалось, что слышу журчание ручья, шелест листьев вековой дубравы. Да, есть прекрасный перевод Николая Заболоцкого, но в нём нет какой-то загадочности, щемящей тоски времени. Жаль, всё-таки утрачиваем мы многое из того прекрасного, что создали наши предки.
Или вот песня-слава «Русская земля», созданная ещё в XIII столетии, не могу удержаться, чтобы не привести её полностью:
«О светло светлая
И украсно украшена,
Земля Русская!
И многими красотами
Удивлена еси:
Озёры многими
Удивлена еси,
Реками и кладязьми
Месточестными,
Горами крутыми,
Холмы высокими,
Дубравами частыми,
Польми дивными,
Зверьми различными,
Птицами бесчисленными,
Городы великими,
Селы дивными,
Винограды обительными,
Домы церковными
И князьями грозными,
Бояры честными,
Вельможами многими!
Всего еси исполнена
Земля Русская,
О правоверная
Вера христианская!»
Как горд был за свою Землю Русскую безвестный сочинитель, с какой любовью он описывает достоинства родимой земли. И не случайно ещё в XIX собиратели фольклора слышали эту песню у русских крестьян. Да, русская деревня была хранительницей чистоты русской речи.
Выше уже указывал на современный языковый раскол в русском обществе, но он произошёл не сегодня. Ещё в XVIII веке, считавшие себя мозгом нации, солью нации, дворяне начали изъясняться на немецком, а потом перешли на французский язык. И как писал И.В. Сталин: «Они кичились тем, что, говоря по-русски, заикаются по-французски, что они умеют говорить по-русски лишь с французским акцентом». Вот и нынче, самоназвавшиеся элитой общества, новые буржуа и буржуазная интеллигенция кичутся англицизмами и насаждают их в наш разговорный и литературный язык. Но ведь русский язык намного богаче, разнообразнее и красивей других языков, более того внимательный языковед найдёт в нём и их достоинства, на это обращал внимание ещё гений русского народа М.В. Ломоносов.
Думается, не каждый русский человек знает то множество однокоренных синонимичных слов, которые приводит профессор В.Ю. Троицкий: «девочка, девушка, девка, дивчина, дева, девчонка, девчурка, девчушка, девчулечка, девчушечка, девчонушка, девонька, девица, деваха, девулечка». При этом он подчёркивает: «Всё это - слова разные «поймавшие» тот или иной оттенок предмета. А в англйском одно слово - girl...» Красноречивый пример, и таких примеров множество.
Литераторы братских народов всегда высоко отзывались о русском языке. Валерий Ганичев вспоминает, что «…на одном из пленумов Союза писателей народный писатель Якутии Николай Лугинов, блестяще владеющий русским языком, но пишущий на русском и якутском, сказал: «Нам невозможно без русского слова, как и родного слова. Поэтому мы с лёгкостью переходим с одного языка на другой, оставаясь коренными якутами, — и, улыбаясь, закончил, — я до 3-го класса считал, что А.С. Пушкин – якутский поэт».
Вот какова магия русского слова, вот как он очаровывает людей других национальностей. Так будем же и мы, русские люди, любить и беречь свой родной, поистине великий русский язык, его чистоту и неподражаемую красоту, и вслед за А.В. Суворовым, великим сыном русского народа, повторять: «Слава Богу, что мы – РУССКИЕ».
Иван Стефанович Бортников – член правления Красноярского регионального отделения ВСД «Русский Лад»