Русский Лад

Идентичность как проблема Российской цивилизации

Многие ученые и философы отмечают, что современное человечество живет в кризисную эпоху. В чем это проявляется? Карл Ясперс считал, что это крушение культуры – «образование подменяется пустым знанием, душевная субстанциальность – вселенским лицедейством жизни понарошку, скука заглушается наркотиками всех видов и острыми ощущениями, всякий духовный живой росток подавляется шумом и грохотом иллюзорного духа, все говорят, но никто никого не слышит, все разлагается в потоке слов, все пробалтывается и предается».

rozhkova annaФридрих Ницше показал в своем творчестве пустыню, в которой идут безумные гонки за прибылью, показал смысл нарождающегося явления – массы. До него Константин Леонтьев писал о среднем, несложном, стандартном человеке, при всех видимых атрибутах прогресса, это не просто продукт упадка цивилизации, а «орудие разрушения красоты, поэзии, религии, государства, нации, самой природы, то есть опаснейшим в своей катастрофической упрощенности монстром, если иметь в виду существование человечества».

Масса – это что? «Это ни род, ни нация, ни класс, ни народ, скованный традициями и историей. У массы новая психология и идеология». И этот человек в рядах массы якобы свободен. Но это свобода «от», но не свобода «для» творчества, свершений, открытий.

Крайняя свобода, то есть дезорганизация, обернулась вседозволенностью и в итоге привела к бездуховности и экзистенциальному вакууму. Свобода как абсолют, свобода как фетиш – это «проявление крайности индивидуализма, когда лишенная уз личность гибнет, не связанная ни с чем, она ничем уже не отграничена от подобных раскрепощенных пленников».

Почему это происходит? В целом, с уверенностью можно сказать, что человек стал сам для себя проблемой из-за утраты собственной идентичности.

И если говорить о нашей Родине, то Россия должна представляться не страной, а особой цивилизацией, цивилизацией восточнославянской, самостоятельным культурно-историческим типом. И в этом ключе русская идентичность – это идентичность цивилизационная. Ее распад начинается с базовых ценностей и смыслов бытия, человеческая жизнь вне цивилизационной идентичности обессмысливается. Мы теряем себя, свою историю, общность с такими же, как мы. Живем в России, стесняясь этого, критикуем, не прилагая никаких усилий для улучшения жизни, ненавидим прошлое, не реализуемся в настоящем, не имеем будущего.

Хотя «русские – это государствообразующий народ, и от его целостности и духовного здоровья зависит дальнейшее существование России». Но парадокс в том, что русские перестали быть единой нацией не только перед лицом малых народов России, не только для тысяч гастарбайтеров, но и для самих себя, а утрата своей идентичности лишает нас сил, уверенности в правильности целей, правоте поступков, а главное – желания жить и действовать, ориентируясь на интересы своей страны, своей цивилизации.

Как начать позитивные изменения в индивидуальном и общественном сознании? Здесь важен процесс идентификации, понимаемой как «способ связи человека с коллективными сущностями своей истории, как акт отождествления себя с главными ценностями своей культуры».

Идентификация, по мнению Н.Г. Козина, решает ряд насущных проблем:

Человек обретает себя в своей идентичности через идентификацию. Идентификация – это своеобразное зеркало, в нем человек видит самого себя, соотносит при этом с коллективными сущностями всего общества, то есть она задает границы с коллективом, человек осознает себя уникальным элементом, но элементом внутри сложной системы. Человеку важно обрести свое существование, идентичное своей сущности, и вслед за этим – духовные и социальные основания этой идентичности.

Человек преодолевает свое одиночество среди других людей. Идентификация способствует нахождению общего в межличностном общении, то есть мы находим в других продолжение себя, оказываясь в коллективе себе подобных, живущих в мире взаимодополняемых способностей. Люди, живя для себя, начинают жить еще и друг для друга.

Идентификация удовлетворяет потребность в исторических корнях, придавая бытию прочность и безопасность. Без истории мы – ничто. «Сохранить идентичность – значит, сохранить основы социальности, культуры, жить позитивно усвоенным прошлым так, чтобы оно стало частью нашей современности. Через преемственность мы должны укреплять целостность своей истории – временной, смысловой ее связанности».

Идентификация строит систему социально значимых ориентиров, стандартов, ценностей, идеалов. «Идентичность – важнейший акт самосознания обществом и в нем любой личностью самих себя, сущностных основ своего бытия в истории, она вооружает нас сознанием глубинных, архетипических оснований бытия души, это и глубокая рефлексия над неосознанными представлениями о себе». Человек должен знать, кто он, в чем примерно его назначение. А это невозможно, если он не обрел себя в обществе, если он не погрузился в коллективную реальность и ценности.

Больше 20 лет продолжается кризис идентичности. Что мы и наблюдаем: разрушение коллективных сущностей и связей, идентификационных основ общества, самого социума и его истории, в конечном счете, цивилизации. Сейчас мы живем не только в конфликте с собой, но и с миром, с самим временем. Человек, таким образом, маргинализируется, оказывается на обочине истории, безвестно гибнет духовно и физически.

Есть два пути решения идентификационного вопроса:

Цивилизационная модернизация, лучше сказать сохранение, когда на основе своей культуры, государственности мы строим будущее, опираясь на исконные цивилизационные ценности и смыслы бытия, или цивилизационный переворот, когда мы рушим вышеупомянутое и пытаемся с нуля создать новую цивилизацию, – попытка заведомо провальная.

Стабильность, жизнеспособность любого общества зависит от людей, его составляющих: связывают они себя со своим народом, со своей исторической судьбой или нет.

В данный момент нас уничтожают, но не оружием, а с помощью спаивания, оболванивания, стравливания этносов и непрекращающейся информационной войны. «Еще Аллен Даллес призывал в 1945 г. бросить все золото, все материальные ресурсы на одурачивание, одурманивание русских людей, культивирование национальной вражды и прежде всего к русскому народу». В итоге, уничтожив нас как сверхдержаву, они продолжают нас уничтожать как цивилизацию.

Нам русским людям пора осознать, принять и полюбить свою самобытность, укреплять ее, транслировать подрастающему поколению, в конце концов, гордиться тем, что мы русский народ. И, на мой взгляд, многие злободневные вопросы сдвинулись бы с мертвой точки в своем решении. Например, вопрос политической, экономической, информационной независимости России, этнические конфликты, но главное, у нас бы появилась уверенность в своих силах, возможность противостоять атомизации общества, идеологии потребления, одномерности человека, навязанным рабством ложных потребностей.

Анна РОЖКОВА, аспирантка БГУЭП
(доклад на молодёжной конференции «Российская цивилизация: история, проблемы, перспективы»)

Сайт КПРФ-Иркутск

Лица Лада

Никитин Владимир Степанович

Тарасова Валентина Прохоровна

Панкова Алла Васильевна

Pankova Alla Lica

Куняев Сергей Станиславович

Kunjaev Sergej 2

Тарасов Борис Васильевич

Tarasov B V small

Воронцов Алексей Васильевич

voroncov big 200 auto

Самарин Анатолий Николаевич

 

Страница "РУССКИЙ ЛАД"

в газете"Правда Москвы

Flag russkii lad 3