Русский Лад

В.Ю. Катасонов. Первая мировая война и современный «экономический аутизм»

Исполняется  сто лет с начала первой мировой войны. Мы всматриваемся в события вековой давности и находим много параллелей и аналогий с нынешней ситуацией в мире и России.  Из той мировой войны  мы можем и даже обязаны извлечь много полезных уроков.  Промыслительно вековой юбилей первой мировой войны совпал с  драматическими событиями на Украине.  Есть  надежда, что под влиянием указанных событий уроки первой мировой войны будут нами лучше усваиваться.

 

Российская империя накануне войны: атмосфера благодушия и ее причины

Даже люди, далекие от истории знают, что Российская империя была крайне неважно подготовлена к мировой войне как в экономическом, так и военном отношении.   В немалой степени потому, что в обществе и в верхах Российской империи царила атмосфера благодушия. Причин такого благодушия  было много. Историки говорят о кризисе верхов,  о том, что государственная бюрократия была не на высоте положения, не обладала необходимым профессионализмом, была лишена патриотизма и в целом была крайне беспечна. Что народ был неграмотен и не мог оценить в должной мере международной ситуации. Что русская буржуазия была увлечена деланием денег и дальше денег ничего не видела. Что многие российские газеты были агентами влияния Германии и сознательно и целенаправленно дезориентировали общество и т.п. Со всем этим можно согласиться. Можно лишь добавить, что такая же атмосфера благодушия и беспечности царила не только в России, но и в странах Европы.

mirovaja_1_ross_plakat.jpg

О грядущей войне предупреждали очень немногие, но их голос был плохо слышен. Так, русский мыслитель Константин Леонтьев еще в 1882-1883 гг. в своих «Письмах о восточных делах» оценивал вероятность войны Германии с Россией как высокую.

Удивительно, но человек совершенно другого мировоззрения и политических взглядов, Фридрих Энгельс предсказывал в 1887 году большую  мировую войну, которая должна начаться именно с Германии: «Для Пруссии-Германии невозможна уже теперь никакая иная война, — писал он, — кроме всемирной войны. И это была бы всемирная война невиданного ранее масштаба, невиданной силы. От восьми до десяти миллионов солдат будут душить друг друга и объедать при этом всю Европу до такой степени дочиста, как никогда еще не объедали тучи саранчи. Опустошение, причиненное Тридцатилетней войной, — сжатое на протяжении трех-четырех лет и распространенное на весь континент, голод, эпидемии, всеобщее одичание как войск, так и народных масс, вызванное острой нуждой, безнадежная путаница нашего искусственного механизма в торговле, промышленности и кредите; все это кончается всеобщим банкротством; крах старых государств и их рутинной государственной мудрости, — крах такой, что короны дюжинами валяются по мостовым и не находится никого, чтобы поднимать эти короны; абсолютная невозможность предусмотреть, как это все кончится и кто выйдет победителем из борьбы; только один результат абсолютно несомненен: всеобщее истощение и создание условий для окончательной победы рабочего класса" (Энгельс Ф. Предисловие к брошюре Сигизмунда Боркгейма "На память немецким убийцам-патриотам 1806-1807"). Но даже многие последователи Маркса-Энгельса в России и Европе забыли эти пророческие слова своего учителя в начале ХХ века. Возобладали благодушие, беспечность и пацифизм. 

 

Сейчас мне хотелось бы обратить внимание еще на один источник благодушия и  беспечности, роль которого нельзя недооценивать.  Речь идет о части интеллектуальной элиты тогдашнего общества, которая, безусловно, имела сильное влияние на умонастроения людей. Эта часть элиты была носителем идей так называемого «экономического пацифизма». Это не обычный пацифизм, который строится на моральной проповеди зла войны и носители которого апеллируют к совести людей и политиков. Это пацифизм «интеллектуальный», «научный», базирующийся на анализе и апеллирующий к логике, рациональному мышлению людей.

 

Впрочем, в истории до этого уже была одна версия «интеллектуального» пацифизма. Ее условно можно назвать «правовым пацифизмом», а его основоположником называют немецкого философа Э. КантаОсновные идеи «правового пацифизма» были изложены философом в его трактате "К вечному миру" (1795). Впрочем, трактат возник не на пустом месте. К концу XVIII века уже существовал целый корпус текстов, выражавших искренние намерения европейских интеллектуалов (политиков, правоведов, священников, философов) положить конец вечному кровопролитию в Европе. Кант предлагал меры международно-правового характера, пытался интегрировать нравственно-моральные принципы в международное право. В трактате немца были даже намеки на целесообразность мирового правительства. Наполеоновские войны и последующие войны XIXвека посрамили идеи великого германского философа.

 

Суть «экономического пацифизма» начала ХХ века.

 

И вот в начале ХХ века на сцену выходит «экономический пацифизм».   Суть его проста: война в грядущем веке уже невозможна по экономическим причинам. Данное положение большая часть общества воспринимало очень серьезно, потому что оно было обосновано научно.  А в начале ХХ века люди могли сомневаться в существовании Бога, но перед авторитетом «науки» они трепетали.  Так вот, народу объясняли: в мировой экономике в последние десятилетия XIX века  произошли серьезные изменения.  Суть этих изменений – ускорение концентрации и централизации капитала, массовое образование на этой основе монополий (картели, синдикаты, тресты, концерны) и   превращение так называемого «рыночного» капитализма в монополистический капитализм. Еще одним важнейшим экономическим явлением стала интернационализация хозяйственной жизни: бурное развитие внешней торговли,  резкая активизация международного движения капитала,   образование международных картелей и других видов международных монополий.

 

Какие же выводы делали представители «экономического пацифизма» из анализа этих новых явлений? Они утверждали, что там, где появляется монополия, уже нет места конкуренции, а если нет конкуренции, то исчезает экономическая основа для использования таких варварских средств завоевания рынков и источников сырья, как оружие и войны. А интернационализация хозяйственной жизни настолько усиливает экономическую взаимозависимость государств, что любая война вызовет  неисчислимые имущественные (материальные) потери для всех участников войны, не будет ни победителей, ни проигравших. Аргументация несколько похожая на  аргументацию  современных авторов, которые говорят, что мировая война в XXI веке невозможна из-за наличия у многих стран ядерного оружия. Мол, в такой войне не будет ни победителей, ни проигравших.

 

Подобного рода идеи «экономического пацифизма» создавались не в России, а за рубежом. Но тогдашняя российская интеллигенция, в значительной своей массе смотревшая в рот европейским интеллектуалам, немедленно подхватывала идеи «экономического пацифизма» и занималась их пропагандой.

 

Представители «экономического пацифизма».

 

А кто же в Европе генерировал такие идеи?

 

Назову лишь двух, наиболее известных современным читателям. Первый из них - Норман Энджел (1872–1967), английский публицист и пацифист. Между прочим, лауреат Нобелевской премии мира 1933 года. В 1909 опубликовал небольшую книжку «Европейская иллюзия» (Europe's Optical Illusion), в которой исследовал экономические корни войны. В 1910 переписал и расширил Иллюзию, сменив название на «Великую иллюзию» (The Great Illusion). Книга разошлась двухмиллионным тиражом, ее перевели на 25 языков. Она заложила основы теории, получившей по имени автора популярное название «Норман Анджелизм». Во введении книги Н. Энджел писал, что «военная и политическая власть не приносят нации никакой коммерческой выгоды, экономически невозможно одной нации покорить или уничтожить богатство другой, или одной нации нажиться за счет подчинения другой». На протяжении всей книги автор повторяет в разных вариациях одну и ту же мысль: «Торговля между крупнейшими странами Европы наконец-то сделает войну устаревшим инструментом».

 

Между прочим, Н. Энджел в 1933 году получил Нобелевскую премию мира за ряд своих пацифистских публикаций. А о том, какой вклад этот английский пацифист внес (надеюсь, неосознанно) в подготовку и развязывание первой мировой войны, никто в Комитете по Нобелевским премиям не задумался.

 

Второй – Карл Каутский (1854-1938), известный немецкий социалист, почитатель К. Маркса, пропагандист и продолжатель идей классика марксизма. Идеи Каутского, относящиеся к «экономическому пацифизму», разбросаны по разным его работам. В наших советских учебниках эти идеи были названы теорией ультраимпериализма. Создание единого всемирного картеля, по утверждению Каутского, приведёт к устранению межимпериалистических противоречий и тем самым устранит опасность мировых войн между капиталистическими странами. Первая мировая война  опровергла правильность выводов немецкого социалиста. Но его это не смутило.  По его мнению, война началась по тому, что капитализм немного не «дозрел» до состояния ультраимпериализма.   Каутский  продолжал развивать и углублять теорию ультраимпериализма и после окончания первой мировой войны. Однако и вторая мировая война посрамила идеи немецкого социалиста. Но он немного не дожил до этого времени.

 

Сокрушительная критика теории ультраимпериализма Каутского была дана В.Лениным в его известной работе «Империализм, как высшая стадия капитализма» (1916). В ней он на основе тех же самых фактов и цифр, которые содержались в работах начала ХХ века (в том числе того же Каутского), сделал выводы противоположного характера. Выводы о том, что в условиях монополистического капитализма и интернационализации хозяйственной жизни (вывоз капитала становится преобладающим над вывозом товаров, мир делят союзы монополистов разных стран и др.) конкуренция не исчезает, а с национального уровня переходит на уровень региональный и даже мировой. А это, в свою очередь, наоборот, увеличивает вероятность межгосударственных войн и даже мировой войны. Особенно учитывая неравномерность экономического и политического развития ведущих стран Запада (Великобританию – «мирового гегемона» -  стали теснить Америка и Германия). Империализм порождает войны за передел рынков сбыта и источников сырья, сферы приложения капитала. Подобные выводы были сделаны и некоторыми другими авторами, не только социалистического толка, но также буржуазными. Но, к сожалению, выводы были сделаны postfactum, когда Европа уже лежала в руинах.  Впрочем, Сталин подобного рода выводы хорошо усвоил, у него не было никаких иллюзий относительно военных устремлений Запада. Уроки первой мировой войны  позволили Советскому Союзу своевременно подготовиться ко второй мировой войне.

 

Запах пороха и «экономический аутизм» в сегодняшней России.

 

Почему я   вспоминаю об этих уже сильно подзабытых идеях «экономического пацифизма» более чем столетней давности? – По той причине, что такая же атмосфера благодушия (которая царила в Российской империи за несколько лет до войны) захватила наше сегодняшнее российское общество. Кому-то из наших соотечественников в 90-е годы прошлого века стало мерещиться, что НАТО не сегодня-завтра превратится в организацию по борьбе с   ликвидацией последствий техногенных катастроф, а другие функции этой организации начинают атрофироваться за ненадобностью. Кто-то уже пребывал в состоянии грез, полагая, что он – житель «общеевропейского дома».  Кто-то считал, что после 11 сентября 2001 года у человечества остался один враг – «международный терроризм» и война может быть лишь с терроризмом. А если удастся победить международный терроризм, то человечеству останется воевать только с марсианами и прочими инопланетянами, которые, судя по всему, «положили глаз» на нашу планету. 

 

Я не шучу. Именно такие выводы можно было сделать, знакомясь с «исследованиями» нашей общественной науки в 1990-е гг. и в «нулевые» годы. Самым любимым словом наших обществоведов (особенно с «международным уклоном») было слово «глобализация». Также как век назад твердили, что интернационализация хозяйственной жизни кладет конец  войнам, точно также до недавнего времени твердили, что глобализация – «прогрессивный» процесс, делающий невозможным войны. И в то же время я  не могу вспомнить  ни одной «академической» работы, в которой бы автор честно и обоснованно сформулировал бы вывод (или хотя бы намек), что глобализация – некая ширма, используемая для продвижения в мире интересов небольшой кучки финансовой олигархии. Что такая глобализация несет реальную угрозу войны для всего мира, включая Россию. За «академические» работы (диссертации, статьи и монографии) наши «интеллектуалы» получали дипломы кандидатов и докторов наук, профессоров и даже академиков.

 

Боюсь, что такая «общественная наука», которая прочно утвердилась у нас в России с начала 1990-х гг., никакой видимой пользы стране не принесла,  зато ущерб вполне ощутимый. Общество оказалось не готово к событиям на Украине. И в этом немалая вина нашей «общественной науки». Вот и сегодня наши «яйцеголовые» интеллектуалы тщательно высчитывают те потенциальные убытки и издержки, которые Европа может понести в результате ее вовлечения в экономическую войну. И утверждают, что ее вовлечь ни в «холодную», ни тем более в «горячую» войну против России нельзя. Мол, Европе экономически невыгодно. Что ж, опять мы имеем дело с «экономическим пацифизмом».   Нам подсовывают грабли, на которые мы уже наступали.  

 

Современный «экономический пацифизм» - это не просто интеллектуальные ошибки. Это уже из области психологии и даже психиатрии. Правильнее сегодня говорить: «экономический аутизм». Напомню: аутизм –   заболевание, относящееся к разделу психиатрии. Суть его в том, что восприятие мира через «розовые очки»,  вполне естественное для детей дошкольного возраста, сохраняется у человека во взрослом состоянии.   При аутизме желаемое выдается за действительное. Причем нередко «на научной основе», с кучей цифр, диаграмм и графиков. Рекомендую всем нам поскорее избавляться от «экономического аутизма». Особенно следует  осторожно относиться к высказываниям  представителей нашей «официальной науки», для которых аутизм, вероятно, является уже профессиональным заболеванием.  Впрочем, события на Украине и вокруг Украины являются очень эффективным лекарством,   избавляющим человека от самых тяжелых форм аутизма, в том числе экономического. 

 

В.Ю. Катасонов, проф, д.э.н., председатель Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова

 

 

 

 

Лица Лада

Никитин Владимир Степанович

Тарасова Валентина Прохоровна

Панкова Алла Васильевна

Pankova Alla Lica

Куняев Сергей Станиславович

Kunjaev Sergej 2

Тарасов Борис Васильевич

Tarasov B V small

Воронцов Алексей Васильевич

voroncov big 200 auto

Самарин Анатолий Николаевич

 

Страница "РУССКИЙ ЛАД"

в газете"Правда Москвы

Flag russkii lad 3