Русский Лад

Избирательность памяти?

Чем провинилась история?

Буквально  на днях во всем мире отмечалась трагическая дата начала Первой мировой войны. Войны, с которой началась серия катастроф, на протяжении всего ХХ века потрясавших земной шар. На Поклонной горе был открыт памятник русским солдатам, павшим на полях сражений – и на территории России, и во Франции, и в Греции…
Poklonnaja Gerokam 1 mir
Особо было отмечено, что это – первый за почти век памятник воинам той поры. И я уже не раз слышал по самым разным каналам в передачах, посвященных Первой мировой, как от ведущих, так и от самых разных «специалистов» снова и снова повторяемое скорбно-заклинательное: «К сожалению, в советские времена об этой войне предпочитали не говорить…»
Ну не знаю. В 20–50-е годы «не говорить» о ней было трудно, потому что не имелось ни единой семьи, где бы кто-то не поучаствовал в той войне. Многие фронтовики Великой Отечественной носили на гимнастерках рядом с наградами Советской власти Георгиевские кресты – награды власти… скажем так, совсем не советской. И такое ношение было разрешено официально. Позже… тоже не знаю. Лично я почти все, что мне известно о той войне (я имею в виду научные и технические данные), почерпнул из книг, издававшихся в СССР. Отмечу – тиражами, несравнимыми с нынешними. И без непременно почти прилагающегося к современным «трудам» «авторского видения проблемы», занимающего чаще всего большую часть такой книги и сплошь и рядом навязчивого и неумного.
Да, о той войне не снимали фильмов, почти не пели песен и очень скупо упоминали в научно-популярной литературе, особенно детской. Хотя опять же – о знаменитом Брусиловском прорыве я узнал в шесть лет из великолепной книги Митяева «Книга будущих командиров». Так что и здесь не срастается.
Georgievskie kavalery 1mir vojna
Ну а что войне не пели дифирамбов… Так, как ни крути, была она войной империалистических государств, да еще и закончившейся для нашей Родины гибелью империи. Странно было бы, если бы в советском государстве начали воспевать те времена, согласитесь?
Ага, закричат критики. Вот мы и поймали за язык этих лживых совков! В угоду своей низменной картине видения мира они, как могли, старались стереть из людской памяти…
…Тпррр, лошадки. Стой. Охолоните. И давайте-ка переберемся на несколько лет вперед по ступенькам истории…
…В 1922 году на территорию Кирсановского района в маленькое село Ира, бывшее имение княгини Оболенской, приехали очень странные люди. Многие из них не говорили или почти не говорили по-русски, непривычно одевались и держали себя, а главное – были откровенно веселы. Как те, у кого исполнилась давняя мечта.
Это были граждане Североамериканских Соединенных Штатов и Британской Империи (из Австралии), грубо говоря, удравшие от наступавшего кризиса, повальной нищеты, голода, безработицы и засилья капиталистов в страшную Советскую Россию. Где людям бесплатно раздавали землю для работы на ней.
Так, 22 апреля 1922 года началась история 1-й Ирской сельскохозяйственной коммуны. Уже 9 ноября 1922 года коммуну признали образцовой. А 3 февраля 1924 года ей официально присвоили имя В.И. Ленина.
Надо сказать, тогда подобные начинания были нередки. Люди приезжали в сказочную страну, где даром позволяют брать землю и работать на ней, со всех концов земного шара. Вот и здесь прибывшие привезли с собой тракторы, сеялки, молотилки и передовые технологии обработки земли и разведения скота. А первым председателем коммуны избрали-таки русского. Им стал Богданов Карп Григорьевич. Впрочем, как и многие из переселенцев, он был «русский американец» – один из тех, чьи предки когда-то эмигрировали в САСШ, теперь решивший вернуться на родину.
Коммунары заложили замечательный сад, отстроили жилища по собственным чертежам… В бывшем имении князей Оболенских бывали такие люди, как писатель Бернард Шоу, английские лорды Астор и Лотни, знаменитый гипнотизер Вольф Мессинг, комдив Будённый (в коммуне разводили лошадей буденновской породы для армии).
В селе Ленинском (так стала позже называться Ирская коммуна) в 1967 году был создан и по настоящее время существует народный музей. Главным организатором и хранителем музея была учитель истории Ленинской школы Желудкова Мария Николаевна. Она была одной из первых учениц Ленинской школы еще при коммуне, затем сама стала учительницей, и вся история села проходила у нее на глазах. Всю свою жизнь она посвятила сбору и систематизации собранных материалов. В советские времена село Ленинское входило в сеть туристических маршрутов, поэтому в селе побывали тысячи людей. В 2001 году М.Н. Желудковой не стало, но благодарные ей ученики и односельчане увековечили память о ней памятной плитой, установленной на Ленинской средней школе.
А не столь давно в хозяйстве проведена большая реорганизация – и бывшая коммуна, бывший колхоз стали открытым акционерным обществом «Ленинское».
***
И вот с этого места поподробнее, дорогие товарищи. Потому что тут как раз и начинаются чудеса с историей.
Открытое письмо ко всем,
кто неравнодушен к истории России!
Уважаемые граждане России!
Уважаемые руководители всех уровней!
Уважаемые историки!
История России немыслима без периода правления Советской власти!
В 1924 году в село Ира, бывшее имение княгини Оболенской, приехали первые коммунары из Америки. Так началась история Ирской коммуны, так началась история села Ленинское.
Много времени прошло с тех пор. Многие поколения успели вырасти за это время. Для многих это стало малой родиной! Менялись названия: имение княгини Оболенской, Ирская коммуна, колхоз имени В.И. Ленина, село Ленинское...
Сегодня в угоду коммерческим постройкам ломаются старые дома, дома коммунаров, но ломаются не только дома, рушится история и первая коммуна, в которую приезжали Бернард Шоу, леди Астор, Будённый.
Первая коммуна стала последним уголком истории, которую мы могли бы помнить, не будь коммерческой застройки на месте старых домов первых поселенцев.
Просьба ко всем, кто имеет реальную возможность сохранить историю, всем, кто может помочь не ломать ее, – давайте сделаем всё возможное, чтобы оставить этот памятник для будущих поколений!
 
С такими обращением не только к землякам, но и ко всем жителям России обратилась инициативная группа из с. Ленинское Тамбовской области Кирсановского района. Суть дела вот в чем. Уникальный во всех отношениях комплекс Ирской коммуны – несколько двухэтажных жилых домов, уже почти век стоящих на мощно построенных фундаментах-подвалах с микроклиматом, сложенных из особым способом пропитанных бревен, большой сад-парк, в котором еще видны следы дорожек, танцевальной площадки, искусственного пруда, ансамбль хозяйственных построек – сейчас находится на грани разрушения. И виной тому даже не время – со временем плоды коммунарского труда успешно и упрямо борются.
История Ирской коммуны стала неугодна власти после катастройки. До этого Ленинское входило в международные (!) туристические маршруты, его посещали иностранные туристы и делегации. Сейчас из трех сотен трудоспособного мужского населения 200 человек работают в Москве. В родном «открытом акционерном обществе» – всего тридцать. А народный музей официально не существует. Да-да, не удивляйтесь. Он держится старыми заделами и энтузиазмом нынешних жителей села. Тех самых, которые написали открытое письмо. Официально же НЕТ такого места, как «народный музей».
Нет, и всё. А зачем он нужен – напоминающий о том, как своими руками группа энтузиастов на голом месте воплотила коммунистическую мечту? Зачем нужны напоминания о том, как на территории коммуны строились – я не оговорился, не собирались из готовых запчастей, не ремонтировались – а строились с нуля! – трактора новейших по тем временам образцов? Зачем нужны напоминания о красной тамбовской породе коров, о трех мельницах, об обмене опытом и делегациями с Венгрией? Не-не-не. Это мрачное прошлое. Совок... Зачеркнуть и не вспоминать!
Но если музей выкинуть на улицу как-то не поднимается рука (его экспозиция во многом богаче городского краеведческого музея!), то уникальному историко-краеведческому комплексу, тем самым домам коммунаров, грозит в скором времени гибель. Сейчас эти дома более-менее поддерживают в жилом состоянии несколько обитающих там семей вынужденных переселенцев. Но в настоящее время для них строится новое жилье. Я могу только порадоваться за людей, которые скоро переедут в благоустроенные дома. Пусть им там будет хорошо, они заслужили.
Но есть опасение – а точнее, твердое убеждение, высказанное мне местными жителями, – что на следующий день после переезда коммунарский комплекс Ирской коммуны пойдет под бульдозеры. Во-первых, чтобы не мозолил глаза. А во-вторых… уже и сейчас кто-то потихоньку разбирает по ночам несокрушимые фундаменты из практически вечных кирпичей. Строит свой индивидуальный рай за счет общей исторической памяти, так сказать…
…Я там был. Приходя на территорию Ирской коммуны, как будто попадаешь в… (так и хочется сказать) рай. Но это на самом деле совершенно особое место со своим микроклиматом. Тихое, зеленое, полное благородства (видимо, оставленного старыми хозяевами – князьями Оболенскими) и в то же время твердой убежденности в праве человека труда хозяйствовать на земле. Это прямо-таки читается в контурах построенных коммунарами зданий. Чистый воздух. Спокойная и чуть грустная тишина…
Сколько я поездил за последние годы по белу свету! Люди трясутся над каждым кусочком своей истории. Фестивали, костюмированные представления, съезды любителей старины проходят практически
возле каждого мало-мальски значимого памятника прошлого. Люди гордятся «вчера» своих родных земель. Пиарят,
если так можно сказать, – бывает, что и на ровном месте, почти без оснований. Выдумывают легенды, устраивают костюмированные представления для туристов…
А на восточной окраине Тамбовщины тихо погибает вековой рукотворный исторический памятник человеческой мечте и упорству. И не то что никому нет до этого дела – создается мерзкое впечатление, что власти не прочь и ускорить кончину Ирской коммуны. Хотя кто мешает расчистить парк, отремонтировать пару зданий, перевести в один из домов правление, тот же народный музей, в другом – сделать небольшую гостиницу в стиле 20-х годов ХХ века для туристов и охотников (рядом отличные охотничьи угодья), остальные дома просто-напросто законсервировать, если уж до такой степени «нет денег в бюджете»? Что ж за люди такие руководят моей родной районной глубинкой, на что они вообще способны, кроме попила бабла?
Только плюнуть и остается. Тьфу!..
***
…28 февраля 2014 года все та же инициативная группа, видимо, отчаявшись «сыскать правду» на месте, предприняла следующий шаг:
Обращение инициативной группы
к О.И. Бетину
Сообщение № 19666 28.02.2014
Обращение
В ЗАЩИТУ ТАМБОВСКОГО
ИСТОРИЧЕСКОГО И КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
«Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия,
беречь памятники истории и культуры», статья 44.3 Конституции
Российской Федерации.
 
Уважаемый Олег Иванович!
Мы обращаемся к Вам с просьбой о включении в перечень объектов исторического и культурного наследия Тамбовской области дома коммунаров первой в России Ирской коммуны, расположенные на территории Кирсановского района. Об этой коммуне знают и слышали во всем мире...»
Далее – аргументы об исторической ценности.
«По программе переселения из ветхого и аварийного жилья жителям, проживающим сегодня в коммунарских домах, будут предоставлены благоустроенные жилые помещения, а уникальные дома первых коммунаров будут разрушены, таково на данный момент условие программы. Предлагаем на основании нескольких домов коммунаров (например, коммунарская столовая, бывшее имение княгини Оболенской) сделать музей истории первой коммуны России, присвоить им статус исторического памятника. Также эти места можно было бы включить в туристические маршруты Тамбовской области, снабдив должной инфраструктурой (например, сделать музей, а рядом гостиницу, воссоздав там коммунарский быт).
Необходимо объединить усилия властей всех уровней по спасению нашего культурно-исторического наследия и сделать все возможное, чтобы оставить этот памятник для будущих поколений! Результатом бездействия могут стать невосполнимые потери.
Администрация сельсовета Ленинского также в курсе ситуации и поддерживает инициативу о сохранении истории Тамбовской области. Также подобное письмо будет направлено в районное управление культуры, но именно на областном уровне так важны информирование и содействие в данном вопросе. Будем очень признательны и благодарны за реальное содействие, помощь в данном вопросе. Ведь главное – не быть равнодушными к истории наших Тамбовских достижений!
Инициативная группа
сел Ленинское, Ира, поселка Мельничный Кирсановского района
Тамбовской области
 
Ответ на обращение последовал достаточно быстро, и не один. На удивление (лично для меня) областные власти выразили готовность сотрудничать с инициативной группой. В переписке содержались следующие намерения власти: «По информации управления культуры и архивного дела области деятельность Ирской коммуны является важнейшим историческим наследием, память о котором необходимо сохранить. Будет предпринят комплекс мер, направленных на сохранение здания общежития первых коммунаров для его дальнейшего приспособления под размещение экспозиции музея села Ленинское. Специалисты Тамбовского областного краеведческого музея готовы оказать помощь в обновлении музейной экспозиции, предусматривающей воссоздание элементов быта и производственной деятельности Ирской коммуны».
Однако до сих пор не сделано самое важное дело – не проведена экспертиза, являющаяся основой для придания объекту статуса памятника исторически-культурного наследия. Хотя эксперты есть, и их услуги областная власть обещает оплатить. Но как-то все это тянется… тянется… Да и музей до сих пор не филиализирован – он по-прежнему «висит в воздухе» на подпорках не бесконечного голого энтузиазма местных жителей.
А сроки переселения людей из «ветхого жилья» близятся.
И бульдозеры могут приехать в любой день.
***
Ну ладно. В конце концов, с коммуной все ясно. Вспоминать о том, что были времена, когда в Россию толпами бежали жители просвещенных и демократических стран, причем не манагеры и юрызды, а люди, желающие работать на земле, – не комильфо, это понятно. Но мне хотелось бы пояснений – а например, чем провинился перед нынешней властью Шаджанский пограничный отряд? Вот вы, читатели, вообще о нем что-то знаете? Не знаете? Ну это-то ладно. А вот наши официальные органы, кажется, и не хотят знать…
Вот что рассказал мне мой знакомый. С горечью рассказал, попросив донести его слова до как можно большего количества людей…
 
…29 сентября 2013 года в самом центре Таджикского Памира – поселке Мургаб – состоялся небольшой митинг. На центральной улице, рядом с мемориалом землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны, проходило открытие мемориальной доски. Казалось бы, обычное явление, да и какое дело русским людям до событий в далекой горной стране на границе с Китаем? Всё так. Но на мемориальной доске – двуглавый державный орел России, эмблема памирского дома и символ русской общины Ульяновской области – купол церкви с православным крестом. Это было открытие мемориальной доски памяти Шаджанского пограничного отряда Российской империи, стоящего здесь в 1892–1893 годах.
Увы, но это не было официальным мероприятием МИД России, министерства обороны или командования пограничных войск России, хотя, наверное, именно эти ведомства обязаны хранить память о русских солдатах, чьи могилы волею судеб оказались за границами Родины. Инициатива поиска места стоянки первого пограничного отряда на Памире и установки там памятной доски принадлежит простому лесничему из русской глубинки – жителю Ульяновской области Николаю Захарчеву. В 1984 году он служил в учебном пункте Памирского погранотряда и с тех пор увлекается изучением истории русско-памирских отношений.
Практически каждый год, когда его коллеги отпуска проводят на заграничных пляжах и курортах, Николай берет рюкзак и едет на ставший уже родным Памир. Его хорошо знают в Рушане, Емце, Хороге, Вахане и других районах далекого горного края. Многие памирцы полушутя называют его русским памирцем, и эти слова во многом правда – очень много времени Н. Захарчев уделяет пропаганде знаний о русской истории Памира. А история эта очень богата и до сегодняшнего дня еще малоизвестна в России. Именно в России, потому что простые памирцы, от ребенка до седого старца, до сих пор считают себя подданными «Белого царя» и помнят фамилии русских офицеров, которые 120 лет назад освободили их край от геноцида афганцев.
История Памира – это история противостояния великих держав. Памир, находясь на перекрестке евразийских дорог, всегда был в центре внимания России, Китая и Британии. В 1876 году легендарный генерал М. Скобелев со своим отрядом, завоевав Ферганскую долину, вышел к Алайскому хребту и, перейдя через него, дошел до перевала Ак-Байтал. Перед оренбургскими казаками лежали седые вершины Памира – это были владения Кокандского ханства, присоединенного теперь к России.
Памирцы исповедуют уникальную религию – памирский исмаилизм – и афганцы, считая их неверными «кафирами», целиком вырезали кишлаки, угоняли детей и женщин в Кабул. И тогда памирские ханы и духовные лидеры – пиры – обратились к «Белому царю», императору России, с просьбой спасти их от афганского геноцида и принять в свое подданство. И эти слова были услышаны.
В мае 1891 года туркестанский генерал-губернатор барон А.Б. Вревский приказал полковнику М.Е. Ионову произвести рекогносцировку Памира и «восстановить права России» на эту область. Солдаты Ионова прошли весь Памир с севера на юг, минуя труднопроходимые прежде перевалы высотою около 5000 метров. Но это был еще не весь подвиг! 26 июля 1891 года отряд полковника Михаила Ионова перешел через Гиндукуш и… вошел на земли Британской Индии. Впервые русские солдаты прошли военным маршем по Индии около ста верст. Своим походом Михаил Ефремович доказал возможность похода в Британскую Индию по кратчайшему пути – через Памир.
В сентябре 1892 года Ионов вернулся в Ферганскую долину, а в урочище Шаджан, на реке Мургаб, остался зимовать Шаджанский отряд во главе с Генерального штаба капитаном П.А. Кузнецовым.
В конце 1893 года на смену Шаджанскому отряду пришел Сменный Памирский отряд под командованием капитана В.Н. Зайцева. Шаджанский отряд являлся временным укреплением, а на долю В.Н. Зайцева выпала судьба поставить на Памире постоянный военный пост — пост Памирский.
Прошло много лет. За советское время Памир во многом изменился. В 30-е годы там построена самая высокогорная в СССР дорога – Памирский тракт, связывающий Горный Бадахшан с Душанбе и киргизским Ошем. В Хороге построены аэропорт и университет.
История основания пограничной стражи на Памире постепенно забывалась. Так уж получилось, что связана она была с именами офицеров, многие из которых воевали с советской властью. Но памирцы эти имена помнили и передавали из уст в уста.
– В 2010 году, – рассказывает Н. Захарчев, – в кишлаке Емц, что на Бартанге, я искал место, где впервые в бою, под командованием капитана С. Ванновского, была применена винтовка Мосина, легендарная трехлинейка. Местный житель М. Ватаншоев, узнав цель моего приезда, повел меня к огромной скале, лежащей на берегу реки. Мы забрались на вершину этой скалы, и убеленный сединами памирец стал рассказывать, что именно здесь более ста лет назад стоял русский военный лагерь, из которого во время боя с афганцами и полетели во врага пули легендарной винтовки. «Я сам этого не видел, и отец мой этого не видел, но ему об этом его дед рассказывал».
Занимаясь историей Памира, Николай Захарчев нашел много исторических фактов, которые еще ждут своих исследователей и о которых практически нет сведений в исторической литературе. Исследуя историю создания Шаджанского погранотряда, Н. Захарчев установил, что его местоположение никто не может указать. В исторической литературе укрепилось мнение, что город Мургаб Республики Таджикистан возник в 1894 году на месте, где стоял пост Памирский, основанный капитаном В.Н. Зайцевым. Но где тогда стоял Шаджанский отряд?
И Николай Александрович начал поиски. Начал он их с изучения записей Б. Тагеева, оставленного им во время Памирских походов. Борис Леонидович подробно описывает, как инженер А.Г. Серебренников, находясь в Шаджанском отряде, искал место для расположения поста Памирского: «Капитан взял карту и стал мне объяснять географическое и стратегическое положение будущей крепости».
Другие подробности жизни первых пограничников Памира описаны писателем Б.Г. Белоголовым. Борис Георгиевич – один из немногих российских писателей, увлеченных темой Русского Туркестана. Его перу принадлежат произведения, рассказывающие о судьбах офицеров, стоящих у истоков погранстражи России в Центральной Азии. Им же были опубликованы письма капитала В.Н. Зайцева о строительстве Памирского поста, которые он писал своей супруге с Шаджана. В этих письмах есть строки, в которых содержатся приметы, по которым можно определить местоположение Шаджанского отряда.
Большую помощь в поисках оказала внучка выдающегося русского геополитика и этнографа Андрея Снесарева Анна Андреевна, которая поделилась уникальными архивными документами и фотографиями из архива своей семьи, переданными в архив Института востоковедения Академии наук, ныне Институт восточных рукописей РАН. Среди фотографий было много фото поста Памирского и только две, сделанные в урочище Шаджан. Но и они были огромным подспорьем, так как на них четко видны контуры гор, по которым с большой долей вероятности можно будет определить место.
Экспедиция простого русского лесничего увенчалась успехом – было установлено, что первый пограничный отряд России на Памире – Шаджанский – стоял на том самом месте, где сейчас расположен поселок Мургаб, а место дислокации Памирского поста, построенного капитаном В.Н. Зайцевым, – в кишлаке Куни Курган. Там до сих пор стоят останки пограничной казармы…
В Хороге есть русское кладбище. Пирамидки с красными звездами и деревянные православные кресты стоят под седыми вершинами Рушанского хребта. И посреди этого умиротворения – огромный камень, на котором кто-то в годы перестроечного лихолетья, покидая эти места, неумело, но твердо вывел белой краской большой русский православный крест. Огромный камень с православным крестом стоит в центре Памира, на границе с Афганистаном. Русский камень. Этот камень для многих русских и является символом Памира – он, словно осколок Великой Империи, хранит могилы своих солдат и стоит на страже границ этого уникального края, бывшего много лет назад достойной частью Российской империи.
 
Товарищ-памирец совсем недавно сообщил Н. Захарчеву: «Я звонил и писал в Русское географическое общество по поводу столетия экспедиции Зарубина. Ответили, что им это неинтересно…»
Я даже скажу, почему неинтересно. По крайней мере – на мой взгляд. Кажется мне, что власть не хочет подпитывать пресловутый «русский национализм» в отношении «восточных народов». Какие-то памиры, туркестаны, индии, казаки, солдаты-«великороссы», русские (не российские) офицеры, камни с православными крестами на границе с Афганистаном… Как бы не обиделись наши соседи с Востока! Как бы у русских не появился очередной предмет для горд… для национализма!
М-да. Весьма избирательная штука – историческая память наших властей. Она делит историю на «удобную» и «неудобную». Причем, судя по всему, – в частности, по этим двум несхожим историям – всего-навсего по сиюминутным, мизерным на том же историческом фоне симпатиям и антипатиям. Даже не по идеологии!..
…Выстрелишь в прошлое из пистолета – и оно выпалит в тебя из пушки. Помните, господа власть имущие, такую аксиому?
На календаре – 2014 год.
Через три года – 2017-й.
 
"Советская России"

Лица Лада

Никитин Владимир Степанович

Тарасова Валентина Прохоровна

Панкова Алла Васильевна

Pankova Alla Lica

Куняев Сергей Станиславович

Kunjaev Sergej 2

Тарасов Борис Васильевич

Tarasov B V small

Воронцов Алексей Васильевич

voroncov big 200 auto

Самарин Анатолий Николаевич

 

Страница "РУССКИЙ ЛАД"

в газете"Правда Москвы

Flag russkii lad 3