Не могу молчать по поводу статьи Ю.П. Белова «Русский мир и трудящийся класс»
Прочитал и перечитал с карандашом в руках статью публициста Юрия Белова «Русский мир и трудящийся класс», опубликованную в газете «Правда» за 26 сентября 2014 г. и размещенную на официальном сайте ЦК КПРФ.
Впечатления у меня смешанные. Статья, на мой взгляд, явно тенденциозна.
Во избежание кривотолков отмечу следующее. Полностью разделяю позицию автора о необходимости классового подхода при анализе русского мира, будь то прошлое или настоящее. Воздаю должное историческому экскурсу (хотя здесь и сохраняется простор для дискуссии). Аргументированы оценки социально-политических реалий в современной России.
Вместе с тем не все в публикации Ю.П. Белова бесспорно. Например, вызывает серьезные возражения ее общая направленность, так как автором практически исключается возможность совместных действий коммунистов и патриотов в классово расколотом русском мире.
При этом в некоторых случаях тезисы Ю.П. Белова вызывают откровенное удивление.
Странно звучит изначальный посыл статьи: «Как только обострилось противостояние России и стран Запада, в политической жизни нашего общества, с подачи президента В.В. Путина, стало расхожим понятие «Русский мир». На мой взгляд, крайне ошибочно и политически опасно утверждать, что понятие русского мира исходит от Путина! Ведь на самом деле идею русского мира как тысячелетнего мира, вершиной которого стала советская цивилизация, исповедует именно КПРФ и ее Председатель, лидер национально-патриотических сил Г.А. Зюганов. В Программе КПРФ сказано, что российское общество является носителем самобытной культурной и нравственной традиции и что защита русской культуры как основы духовного единства многонациональной России – это задача КПРФ. Да и не далее как 18 марта 2014 г. Г.А. Зюганов сделал знаковое заявление, прямо сказав: «Просыпается Русский мир!» (http://kprf.ru/party-live/cknews/129427.html). Власть лишь повторяет позицию КПРФ, пытаясь перехватить у нас идею поддержки русского мира (языка, культуры, фундаментальных ценностей).
Проблема Русского мира стоит в центре внимания дружественного КПРФ Союза писателей России, ее развивают такие выдающиеся сыны Отечества, как В.Н. Ганичев, В.Г. Распутин, В.Н. Крупин, Л.Г. Баранова-Гонченко и многие другие. Тема Русского мира – в центре внимания таких журналов, как «Наш современник» и «Родная Ладога», а также ряда других патриотически ориентированных изданий. Неужели все они – «обслуга Путина»?
Более того, феномен Русского мира – главная забота Всемирного Русского Народного Собора, в работе которого регулярно принимает участие наш лидер Г.А. Зюганов (заместитель председателя Собора – В.Н. Ганичев).
Разве Всемирный Русский Собор не поставил (практически одновременно с КПРФ) вопрос о русском мире независимо от Путина?
Юрий Павлович – не только публицист, он – один из идеологов КПРФ, и поэтому материал за его подписью, появившийся в печатном органе КПРФ незадолго до важнейшего Пленума ЦК КПРФ по рабочему вопросу, имеет принципиальное значение. Поэтому родившиеся у меня сомнения я решил изложить на бумаге в рамках подготовки к Октябрьскому Пленуму.
Выше я уже отметил, что в рассматриваемой нами работе Юрий Белов справедливо отмечает: «русского мира вообще, вне его классового содержания, не существует». Действительно, ценности русского мира неотделимы от борьбы за социализм, за устранение классовой эксплуатации.
Я и предполагал, что, раскрывая это положение, автор расскажет о тяжелейшей борьбе КПРФ и коммунистов, входящих во Всероссийской Созидательное Движение «Русский Лад» (далее – ВСД «Русский Лад»), за фундаментальные ценности советской, русской культуры, то есть ценности, пропаганда которых вносит свой вклад в борьбу за социализм.
Я полагал, что автор сделает гораздо больший, чем это есть в статье, акцент на борьбе коммунистов за русский язык, а также употребит свой действительно большой талант на то, чтобы донести до читателя всю силу и боль национально-освободительного движения трудящихся Крыма и Новороссии.
Увы, этого в статье Ю.П. Белова нет. Или почти нет.
Отвечая самому себе на вопрос о том, почему это так, я могу предположить, что под «Русским миром» автор в существенной степениподразумевает движение «Русский Лад», программные положения и деятельность которого Ю.П. Белов неоднократно и публично критиковал.
Может быть, именно поэтому оценка русского мира как феномена выглядит у Юрия Павловича несколько однобоко.
Уже в первых строках статьи содержится, с моей точки зрения, не только спорное, но и оскорбительное для русских патриотов (и прежде всего коммунистов, включая меня, автора настоящего отклика) положение о том, что борьба за русский мир оставляет в тени давно назревшие социальные вопросы, и в первую очередь вопрос о положении трудящихся, эксплуатируемых капиталом.
В реальности же именно русские коммунисты, в том числе входящие в ВСД «Русский Лад», в союзе с патриотами (включая верующих трудящихся) активно борются за возвращение к ценностям коллективизма и против пропаганды ростовщической идеологии «золотого тельца». Так выполняются установки Программы КПРФ и решения ее Съездов (в том числе X и XV).
Эта борьба особенно значима в тот момент, когда на земле Донбасса льется кровь наших братьев – русских коммунистов и патриотов, которые добровольно сражаются не только за Малороссию, но и за всю Россию.
Их подвиг вызывает бешеную злобу у олигархического капитала, который всячески пытается дискредитировать таких народных героев, как Алексей Мозговой, ведь он открыто требует соединить национально-освободительную борьбу с борьбой классовой и изгнать олигархов из ЛНР и ДНР.
Деятельность таких, как Мозговой, народных командиров, сражающихся за подлинный, социалистический русский мир, пугает не только украинских, но и российских олигархов и либералов, и они всячески шельмуют борцов за русский мир.
Не отстают от них и нацисты-бандеровцы. Так в Харькове, в Запорожье, в Одессе, в других городах Украины ветеранов ВОВ и даже детей арестовывают, пытают и даже убивают именно потому, что они выходят на улицы с лозунгами «За русский мир!».
Этот лозунг стал священным для борцов с современным нацизмом, с ним на устах горели люди в Доме Профсоюзов – следует ли считать его «вредным» или «недостаточно идеологически выдержанным»?
На мой взгляд, именно он является сегодня для миллионов людей основой для соединения социально-классовой и национально-освободительной борьбы. Судя по всему, понимает это и Ю.П. Белов, но ставит при этом очень странные акценты, ведущие нас не к тому, чтобы объединить вокруг КПРФ национально-патриотические силы в единой борьбе за великую социалистическую Державу, а к чему-то противоположному данной цели.
На мой взгляд, статья Ю.П. Белова проникнута мыслью о том, что борьба за русский мир – это главным образом обходной маневр, предпринятый властью для того, чтобы отвлечь народ от классовой борьбы.
Но сражающиеся в Новороссии бойцы – простые трудящиеся - если и «поют свою песнь о едином русском мире», то оплачивают ее кровью и бьются как против фашистов, так и против олигархов! Страшным проявлением варварства неонацистов явился снос памятника В.И. Ленину в Харькове. Борьба с угрозой неофашизма объединяет сейчас всех патриотически мыслящих людей. Кстати, по инициативе Санкт-Петербургского отделения КПРФ был создан антифашистский комитет, ставший одним из первых таких комитетов в стране.
КПРФ, направляющая в Новороссию гуманитарные конвои и требующая от властей признать ЛНР и ДНР, и движение «Русский Лад», собирающее для народных Республик финансовые средства, всеми силами поддерживают русских патриотов - борцов с фашизмом.
И мы, коммунисты и члены движения «Русский Лад» в Санкт-Петербурге, стараемся морально и материально помочь Новороссии.
В Обращении патриотической общественности Санкт-Петербурга, принятом 04.09.2014 по инициативе ВСД «Русский Лад», говорится: «Медленно, но неуклонно возвращается к русским национальное самосознание, преодолевается «выученная беспомощность», искупается чувство вины. Возвращение Крыма и героическая борьба народа Новороссии – главные проявления данного процесса, идущего вопреки либеральной власти РФ, служащей интересам российского олигархата, а не интересам народа.
Основные силы глобального империализма мировой финансовой капиталократии, стремящиеся установить господство над ресурсами мира и трудовыми ресурсами, направлены против современной России, потому что она – центр устойчивости и неустойчивости мира, цивилизация, владеющая богатыми природными ресурсами.
Именно поэтому Запад и его агенты в России начали операцию «перестройка – 2», за которой скрывается стратегия расчленения России и её уже прямой колонизации. Она началась с попытки оторвать от русского мира родную ему Украину, которая называлась еще более 100 лет назад Малороссией, с тем чтобы превратить Украину в плацдарм войны глобального империализма против России (эти планы Пентагона были разработаны еще 15 лет назад). «Перестройка-2» продолжается одновременно с явными попытками предать сражающихся героев Новороссии, снова навязать русским злокачественное чувство вины «за то, что вы – русские» и «выученную беспомощность» (трудно наблюдать, как бросают своих). <…> При этом любые намерения здравомыслящих государственнических сил встречают открытое или скрытое противодействие и со стороны так называемого «креативного класса», и со стороны большинства олигархов и чиновников. Смелость им придает откровенная поддержка со стороны информационно-пропагандистской машины Запада.
Промедление со сменой либерального курса на государственно-патриотический – смерти подобно» (http://kprf.ru/party-live/regnews/134330.html).
Разве это не классовый подход, соединенный с идеей национально-освободительной борьбы?
Разве борьба, скажем, за создание союзного государства России и Белоруссии в пространстве русского мира – это одновременно не классовая борьба (отмечу, что в эту борьбу существенный вклад внесло МОО Русско-Белорусское братство, вошедшее в структуру ВСД «Русский Лад»)?
Олигархическая власть страшится русского (и, значит, советского) мира, хотя Ю.П. Белов и пишет, что «понятие русского мира является спасительным для нее».
Но либеральная власть, будучи антисоветской и русофобской, ненавидит русский мир и боится даже русского языка (кстати, напомним, что именно КПРФ в тяжелейшей борьбе добилась учреждения в России государственного праздника – Дня русского языка).
И, наоборот, КПРФ подняло знамя сражения за русский мир, которое неразрывно связано со сражением за социализм. Только и именно так под нашими знаменами объединяется максимальное количество трудящихся.
Согласно Программе КПРФ, «в нынешних условиях КПРФ видит свою задачу в том, чтобы соединить социально-классовое и национально-освободительное движения в единый народный фронт. Придать ему целенаправленный характер. Партия борется за единство, целостность и независимость Отечества, за воссоздание братского Союза советских народов, благополучие и безопасность, нравственное и физическое здоровье граждан».
В своей статье Ю.П. Белов выдвигает бесспорно правильное суждение: «А каково положение русского этноса, русского народа, его трудящегося большинства? Этот вопрос не ставился и никогда не будет поставлен нынешней властью».
Да, это так, и задача КПРФ и ее союзников, в том числе ВСД «Русский Лад», – пробуждать сознание русского народа, направлять его на классовую и национально-освободительную борьбу. При этом второе органически зависит от первого, и наоборот.
(В этом контекте полезно изучить недавно вышедшую монографию ученых РУСО Санкт-Петербурга Модернизация российского общества: реальность и мифы", в которой целая глава посвящена положению русского народа в современной капиталистической России, проблеме его вымирания и депопуляции.)
Если мы не будем сражаться за фундаментальные ценности отечественной цивилизации, то такие объединения, как «Изборский клуб», акцентирующиеся только и исключительно на национально-освободительной борьбе, перехватят у нас инициативу, помешают соединять ее с борьбой классовой – основой деятельности Компартии.
Таким образом, с моей точки зрения, тезис «Русского мира вообще, вне классового содержания, не существует» автором статьи «Русский мир и трудящийся класс» не раскрыт, что может позволить разного рода интерпретаторам бросить автору обвинение в невольном противоречии содержания статьи реализуемой КПРФ защите национально-государственных интересов России («КПРФ выступает единственной политической организацией, последовательно отстаивающей права людей наёмного труда и национально-государственные интересы» (Программа КПРФ).
Если Юрий Павлович прислушается в изложенной выше товарищеской критике и учтет ее в своих дальнейших работах, то я буду считать задачу данного отклика выполненной.
А.В. Воронцов,
член бюро СПб ГК КПРФ,
заместитель руководителя фракции КПРФ
в Законодательном Собрании Санкт-Петербурга,
доктор философских наук, профессор,
член Координационного Совета ВСД «Русский Лад»,
первый вице-президент ПАНИ,
заслуженный работник Высшей школы РФ,
член КПСС – КПРФ с 1961 года