Русский Лад

К нам Лермонтов сходит, презрев времена…

lermontov deti

О как прав был Владимир Маяковский, написав эти слова.  Да мы можем смело сказать: «Стихи и проза М.Ю Лермонтова прорвав громаду лет вошла в нашу жизнь весомо, зримо, ярко, побуждая нас творить доброе, вечное, разумное». Всё-таки как много он успел сделать в русской словесности всего за двенадцать лет творческой деятельности, из которых треть приходиться на юношеский возраст.

В раннем детстве, с замиранием сердца читаем его «Парус» и в нашем воображении встаёт смелый и гордый человек, восставший против морской стихии.

 Думается, что в этом прекрасном полном романтизма стихотворении:  М.Ю. Лермонтов в образе паруса воспел русский народ. Белый цвет – это символ чистоты. Высокая нравственная чистота, совестливость, добродетель, способность положить свой живот за други своя  издревле присущи русскому  народу. Его как «парус одинокой» доверчивого,  остро реагирующего на боль других окружают народы корыстолюбивой циничной западной и мудрой,  но хитрой азиатской цивилизаций. Русский народ всегда живёт по совести, в постоянном поиске, в стремлении к чему-то неизведанному.

А может быть под «парусом одиноком» следует понимать самого Лермонтова. Ведь его мятежность пронизывает все его произведения. Ещё в 16 лет он написал: «Храниться пламень неземной// Со дней младенчества во мне»

И этот «пламень неземной» делал его горячим патриотом России, он гордился её историей, героическими подвигами русского народа. Его стихотворение «Бородино» величественный памятник русскому солдату, выдержавшему жестокую и кровавую сечу на Бородинском поле. А слова, вложенные поэтом в уста полковника, «сражённого булатом»: «Ребята! Не Москва ль за нами? Умрёмте ж под Москвой, как наши братья умирали!», вдохновляли красноармейцев и ополченцев в грозном 1941 году. Более того они прозвучали в иной редакции из уст политрука Клычкова: «Велика Россия, а отступать не куда. За нами Москва!»

Героизму одного человека посвящена поэма «Мцыри», в ней поэтом создан также образ смелого, гордого человека, страстно жаждущего свободы и борющегося и готового жертвовать за неё. Его уста произносят слова, которые помогли советским юношам и девушкам не сломаться в фашистских застенках и не выдать товарищей. Вот они: «И если б хоть минутный крик// Мне изменил – клянусь старик,// Я б вырвал слабый мой язык». Вот такой трагической жертвенности недостаёт нашим современникам.

М.Ю. Лермонтов – поэт-борец, он пример гражданского мужества. В 1837 году, когда ему только шёл двадцать третий год, Лермонтов, возмущённый наглым убийством А.С. Пушкина, написал стихотворение «Смерть поэта», обличающие нравы и порядки гниющего аристократического общества. Это стихотворение стало воззванием к народу встать на защиту своей чести и достоинства, против засилья иноземцев, падких «на ловлю счастья и чинов». Поэт строго предупреждает «жадною толпой стоящих у трона, Свободы, Гения и Славы палачей», что они не смоют всей своею «чёрной кровью поэта праведную кровь!». В  мрачные годы правления Николая I, прозванного в народе Палкиным, такие резкие, гневом дышащие, справедливые, обличительные строки мог написать только смелый, беззаветно любящий свою Родину, свой народ человек.

Лермонтов страстно и нежно любил русскую природу. Многие стихи посвящены её несравненным картинам.

С четырнадцати лет поэт начал работать над поэмой «Демон», а завершил её только через четырнадцать лет. Современники восприняли её как призыв к борьбе за человеческие права, как призыв к борьбе за свободу, против мрачной николаевской действительности.

В поэзии Лермонтов видит грозное оружие в борьбе за духовное развитие человека, за его очищение от мелочных страстей. Он пишет: «Есть сила благодатная// В созвучье слов живых.// И дышет непонятная,// Святая прелесть в них». И он с грустью вопрошает: «Когда же на Руси бесплодной,// Расставшись с ложной мишурой,// Мысль обретёт язык простой// И страсти голос благородный?» Поэтому Лермонтов всей душой чувствует что не может быть « …без страданий жизнь поэта?// И что без бури океан?// Он хочет жить ценою муки.// Ценой томительных забот.// Он покупает неба звуки.// Он даром славы не берёт».

Лермонтов – поэт – гражданин, многие стихи посвящены защите нравственных человеческих ценностей. В своём знаменитом стихотворении «Дума» он с горечью и болью пишет о своём поколении: «К добру и злу постыдно равнодушны,// В начале поприща мы вянем без борьбы;// Перед опасностью позорны малодушны,// И перед властию – рабы». И к своему огорчению нельзя не признать, что эти слова характеризуют и множество наших современников.

В своих произведениях М.Ю. Лермонтов обличает пороки света. Как тонко он проник в психологию тех, кто считает себя «пупом Земли», а на самом деле представляет загнивающую часть общества. Вот только две цитаты из его стихотворений: «Чтоб я не вспомнил этот свет,// Где носит всё печаль проклятья,// Где полны ядом все объятья,// Где счастья без обмана нет»; «Но что такой свет?// Толпа людей, то злых, то благосклонных,// Собрание похвал незаслужённых// И стольких же насмешливых клевет». Как всё это напоминает нынешнюю либеральную элиту и так называемый бомонд.

Все мерзости светского общества и эпохи в целом наиболее остро и ярко поэт показал в драме «Маскарад». Обращаясь к князю Звездичу, маска (баронесса Штраль) произносит: «Ты! Бесхарактерный, безнравственный, безбожный,// Самолюбивый, злой, но слабый человек;// В тебе одном весь отразился век.// Век нынешний, блестящий, но ничтожный». Но и у других действующих лиц в этой драме положительных характеров днём с огнём не сыщешь.

Вот и Герой Нашего Времени – Печорин, типичный представитель своего круга, загнивающего дворянства, вслед за пушкинским Онегиным дополнивший когорту «лишних людей». Человек, несомненно, яркий, образованный, но ярый индивидуалист, ради собственного развлечения он не останавливается ни перед чем. Его не мучает совесть, что он приносит людям несчастье.

Да Печорин, также как Арбенин, одинок. Они выше своего окружения, но всё равно одного поля ягоды. Причину их одиночества н видит в непомерной их гордыне. И, естественно, петербургский и московский свет не мог простить Лермонтову горькую правду о себе.  Не потому ли поэт завидует вольным птицам: «Зачем я не птица, не ворон степной,// Пролетевший сейчас надо мной?// Зачем не могу в небесах я парить// И одну лишь свободу любить».

Может поэтому тема одиночества в его стихах и поэмах звучит довольно часто. Вот, например: «И скучно, и грустно, и некому руку подать// в минуту душевной невзгоды…» Это одиночество мыслящего, чувствительного человека, с болью принимающего чужое несчастье, но в то же время боль непонимания себя. Не от этого ли непонимания окружающими и родились величественные, тревожащие и гордые строки: «Выхожу один я на дорогу…». Думается, если бы Лермонтов написал бы только одно это стихотворение, то и тогда его имя было бы в первых рядах лирических поэтов мира.

А в стихотворении «Валерик» воин перед сражением с печалью думает о своей утраченной любви: «Я к Вам пишу случайно, право,// Не знаю сам и для чего.// Я потерял уж это право// И что скажу вам? – ничего!// Что помню вас? - но, Боже правый,// Вы это знаете давно.// И вам, конечно, всё равно». А чуть далее продолжает: «Безумно ждать любви заочной,// В наш век все чувства лишь на срок,// Но я вас помню  - да и точно.// Я вас забыть никак не мог!» На эти стихи уже в наше время Микаэлом Таравердиевым написана чудесная музыка. Лирика Лермонтова очень музыкальна и мелодична, поэтому на его стихи написано много романсов и песен, завораживающих душу и сердце.

В одном из последних своих стихотворений Лермонтов обращается к трагической судьбе людей, жаждущих улучшения жизни, стремящихся и зовущих других к свободе, добру,  свету. В стихотворении «Пророк» есть такие горькие строки: «Провозглашать я стал любви// И правды чистые ученья:// В меня все близкие мои// Бросали бешено каменья».

И спустя десятилетия другой юноша напишет стихотворение, о певце, в песнях которого,// «Звучала великая правда,// возвышенная мечта». Он этими песнями «У многих будил он разум// Дремавшей в глубокой мгле». И что же люди? «Но вместо величья славы// люди его земли// Отверженному отраву// В чаше преподнесли.// Сказали ему:// «Пей, осуши до дна…//И песни твои чужды нам,// И правда твоя не нужна!» Эти строкипринадлежат перу Сосо Джугашвили (И.В. Сталину). Но, к сожалению, человечество с трудом расстаётся хотя и устоявшимися, но отжившими обычаями и нравами, не потому ли до сих пор на Земле часто торжествует Зло.

Всё это автор заметки говорил на литературной гостиной, посвящённой  200-летию М.Ю. Лермонтова, которая прошла в государственной универсальной научной библиотеке Красноярска. Вела гостиную заместитель председателя отделения ВСЛ «Русский Лад» А.П. Елесина. Началась гостиная прослушиванием аудизаписи романса «Выхожу один я на дорогу…» в исполнении Олега Погудина. Надо было видеть с каким вниманием и изумлением дети слушали этот романс. Уверен многим из них ещё захочется прикоснуться к этому чистому роднику русской музыки и лирики.

В гостиной принял участие давний друг «Русского общества» и активист «Русского Лада», поэт и писатель А.И. Щербаков. Он рассказал участникам гостиной о своём юношеском восприятии произведений Лермонтова, как пронзительного поэта, самого романтического русского поэта. А.И. Щербаков особо отметил, что за такой краткий период Лермонтову удалось так много сделать для русской литературы. Он подчеркнул огромное значение романа «Герой нашего времени» для понимания жизни России в эпоху царствования Николая I.  За большие заслуги в деле пропаганды русской литературы для детей и юношества член ЦКРК КПРФ, член Координационного Совета ВСД «Русский Лад» вручил А.И. Щербакову памятную медаль ЦК КПРФ «200 лет со дня рождения М.Ю. Лермонтова».

А затем аудиторией завладели дети. Ученицы школы №3 (рук. Л.А. Леменкова)  Катя Гришко, Анжелика Расторгуева и Катя Прокопенко прочли стихотворение «Журналист, читатель и писатель». Ученики той же школы Паша Каштанов и Андрей Шапошников прочли соответственно стихи «Как часто пёстрою толпою окружён…» и «Узник».

Сима Зинчук (гимназия №6) прочла стихотворение, которое выдвинуло Лермонтова на первый план в России – «Смерть поэта». Сима читала его вдохновенно, ярко, оттеняя те или иные нюансы паузами, изменением тембра голоса, скоростью чтения, мимикой и жестикуляцией и была награждена бурными аплодисментами.

Как всегда порадовала Аня Епифанцева из школы №3 (Муз. рук. Н.В. Новосельцева) исполнением романса «Молитва» («Я. Матерь божия, ныне с молитвою….»). Её нежный, чувственный, слегка задумчивый голос покорил всех. Она пела, а воображение рисовало и «странника в свете безродного», и «деву невинную», за которых молился поэт.

А А.М. Непомнящих (школа №85) на эту гостиную пришла с «племенем младым, незнакомым» - учениками средних классов, впервые участвующих в гостиной. Но дети: Арина Тарапатова, Купава Демина, Даша Шевцова, Регина Козлова, Настя Киюцина, Айсун Ахмедова, Мадина Пашматова и Настя Кедрова очень выразительно и с чувством прочитали стихи и наградой им были бурные аплодисменты. Любовь к поэзии Лермонтова живёт в сердцах и родившихся в XXI веке.

Ученицы школы №47 (рук. С.С. Аверина) лучшие   стихи Лермонтова, посвящённые Родине, а именно: Катя Третьякова – «Родина», а Настя Кузнецова – «Русская мелодия».

Ученики школы №91 (рук. С.В. Камина и Н.О. Кириллова) Настя Горбец, Поля Кирьянова, Аня Блинова, Соня Чащина, Настя Новицкая и Сергей Ма-син-чер подготовили и представили композицию из стихов М.Ю. Лермонтова, посвящённых поиску гармонии, духовной близости в темах любви и дружбы. И им удалось показать глубину и ёмкость лермонтовского понимания любви, его душевную боль от безответной любви. Стихи, посвящённые музам поэта, будут тревожить души влюблённых ещё многих поколений. А Миша Моргун великолепно прочитал «Думу»,в которой поэтом высказана боль о современном ему поколении, грядущее, которого «иль пусто, иль темно».

Учащиеся Санаторной школы-интерната(рук. Н.С. Плотникова и Т.Н. Крутова) Даша Соломатова, Яна Бессмертнова и Денис Сёмочкин прочли стихи, в которых Лермонтов показал себя поэтом глубокой мысли и активных чувств, стремящимся показать жизнь во всех её сложных проявлениях.

И, конечно, школьники  не могли пройти мимо взгляда поэта на Бородинское сражения. Ученики школы №85(рук. А.М. Непомнящих и С.В. Попова) Паша Маслов, Рома Венгловский, Игорь Черемисин, Артур Акопян и Данил Назун представили костюмированную инсценировку по мотивам стихотворения «Бородино».

Приятным сюрпризом стало исполнение аккапело дебютантами литературной гостиной Леной Антоновой и Полей Ивченко (школа №145 рук. В.А. Каверзина) «Казачей колыбельной». Их нежные тонкие голоса очень точно передавали тревогу матери у колыбели сына за судьбу находящегося в опасном ночном дозоре отца. Неплохо прочёл отывок из композиции «А он встаёт над волнами забвенья Тима Шульц.

В режиме свободного микрофона впервые в нашей гостиной приняли участие учащиеся школы №148 (рук. О.Н. Федосеева). Поля Чурашова и Вика Семенюк делали краткий анализ стихотворений, Владислав Назаров и Виталий Вознюк затем читали их. Но гвоздём участия школы стал чтение Алёной Тихомировой отрывка из главы «Тамань». Для декламации она выбрала сцену, в которой Печорина хотели утопить. Алёна прочла весь отрывок наизусть, передавая душевные переживания Печорина.

Замечательно прочитал  отрывки из «Демона» Н.Н. Мочанов-Саянский, поэтесса из литературного объединения «Светоч» В.И. Чичерова – стихотворение «Тамара». Валентина Ивановна вспомнила, что в школьные годы она занималась в литературной студии, который вёл в Канской школе-интернате А.И. Щербаков. Она также прочла своё стихотворение «На Иверской горе». Да, богат наш край литературными талантами.

А завершила программу гостиной Ксения Середа (школа №145) чтением стихотворения Л. Мартынова, посвящённое  Лермонтову.

Председатель регионального отделения ВСД «Русский Лад» тепло поблагодарил педагогов и учащихся за их участие в подготовке и проведению литературной гостиной, за их добрую память о великом сыне русского народа и по традиции вручил благодарственные письма.

Иван Стефанович Бортников – заместитель председателя правления КРОО «Русское общество» -регионального отделения ВСД «Русский Лад».

Фото С.В. Рязанова

Лица Лада

Никитин Владимир Степанович

Тарасова Валентина Прохоровна

Панкова Алла Васильевна

Pankova Alla Lica

Куняев Сергей Станиславович

Kunjaev Sergej 2

Тарасов Борис Васильевич

Tarasov B V small

Воронцов Алексей Васильевич

voroncov big 200 auto

Самарин Анатолий Николаевич

 

Страница "РУССКИЙ ЛАД"

в газете"Правда Москвы

Flag russkii lad 3