В преддверии секции Московского Экономического Форума по теме «Центральный банк для России: друг или враг?», мы взяли интервью у экс-главы Цетробанка Виктора Геращенко, чьи годы правления выпали на один из самых тяжелых периодов экономики России. Тем не менее, благодаря политике Виктора Владимировича, страна вышла из кризиса, а массовых спекуляций с валютой удалось избежать.
- Виктор Владимирович, как Центробанк может стимулировать экономический рост?
- Причем тут Центробанк? Вы видели, какие сейчас налоги? Мозги у правительства есть вообще? Надо было смотреть за экономикой. Почему все поля в Подмосковье в траве? А где овес, который был до 1991 года? Куда колхозы делись? Да все потому, что руководят экономикой «гайдары», которые никогда в ней не работали, писали какие-то диссертации на не пойми какие темы. Рыба гниет с головы. Во главе правительства сидят некомпетентные люди, которые всегда занимались административными департаментами с легким уклоном в существующее законодательство. Поэтому чего от них ждать-то? И цены у нас растут неспроста на основные товары жизнедеятельности, а по причине отсутствия конкуренции в производстве, а также жесткого контроля со стороны государства. Если мы за рыночную экономику, за инвестиционный климат, то мы должны делать определенные выводы из ошибок, которые происходят.
Раньше был порядок, организация, а потом эти умники все развалили. В советское время разрабатывались реалистичные программы экономических реформ. Их реализация позволила бы избежать сильных потрясений. Но случились печальные события: распад страны, профессионалы были выкинуты "за борт", а к власти пришли дилетанты: "Гайдар и его команда", которые запретили кредитовать промышленность, которая раньше все время кредитовалась на оборотные средства. Идеализм соратников Ельцина по поводу того, как легко провести реформы, говорит о том, что они не были готовы к власти. За основу был взят неверный курс шоковой терапии, включая либерализацию цен, ваучерную приватизацию. Людей обманули, пообещав за ваучер по две "волги", а за него и по стольнику не удалось получить. За один год все сбережения, на которые можно было безбедно прожить до самой смерти, превратились в пыль. И при этом реформаторы заявляли: а кто вам мешал их забрать? Это верх идиотизма и цинизма, потому что на них ничего нельзя было купить. Уклад не был еще готов к таким продажам.
– В марте 2015 года на Московском Экономическом Форуме особое внимание будет уделено разработке антикризисных мер. Какие шаги, по Вашему мнению, помогут избежать кризиса в стране?
– Менять экономическую политику. Надо развивать отечественное производство. Мы много чего можем делать сами и даже лучше других. Почему, например, в Швейцарии до сих пор финансируют производство продуктов питания? Хотя некоторые и предлагают на склонах цветы выращивать для привлечения туристов. Так нет, Швейцария сама дотирует и производит. И также вся Европа, хотя в Африке дешевле было бы. А нам говорят, зачем это? Всегда можно купить за границей. Ну, разве не дураки? По таким-то ценам, как сейчас! Мы должны быть сильными и самостоятельными в экономическом плане. Государственная политика должна быть ориентирована на создание продовольственной, энергетической и медицинской безопасности.
Материал подготовлен пресс-службой МЭФ