От редации сайта «Русский Лад». Николай Владимирович Сомин, известный современный русский православный мыслитель.
Он - автор интересных, не лишенных дискуссионности работ по православному социализму, которые находят и горячих приверженцев подобного подхода, и критиков слева и справа, которых смущает само сближение ценностей Православия с социализмом. Мы предоставляем возможность нашим читателям ознакомиться с позицией самого мыслителя из первых рук. Разумеется, она исходит из христианской философии истории, которую вряд ли воспримет атеистическая часть нашей аудитории. Да и сомнительно, что именно атеизм подорвал здание советского социализма, о чем говорится в статье. Но научиться понимать логику православного социалиста стоит и другим патриотам ради объединения социалистических сил. Отчасти с упоиянутой философией связаны обличения в статье принудительного «государственного атеизма», хотя и реальные злоупотребления на почве последнего несомненно имели место, и они, безусловно, заслуживают единого осуждения патриотических сил. Причем более ясного и недвусмысленного, нежели это было сделано в пятидесятые годы.
Необходим отчетливый общественный консенсус в отношении подобных злоупотреблений, иначе у нас не только никакие просоциалистические коалиции станут невозможны. Без нравственно-политического очищения, затрагивающего и постсоветский период, страна будет ввергнута в пучину откровенно фашистской диктатуры, аналогичной киевской, заказ на неё для России уже поступил от глобального капитала. Общую идею заказа на такую диктатуру озвучил еще в 1990- годы глава монетаристской «чикагской школы», рекомендовавший московским либераоам в качестве «образцового реформатора» чилийского диктатора генерала А.Пиночета. В последующем десятилетии заокеанские «демократы» сделали ставку уже на прямую поддержку нацистских и пронацистских элементов на постсоветском пространстве, что привело к появлению бандеровского режима в Киеве, подрыву Русского мира и кризису в системе Православия.
Напомним здесь также известную выкладку ученого, политика и публициста Ю.Болдырева. Людей с просоветскими убеждениями (относительно малое ядро которых составляют коммунисты) в России чуть более одной трети, хотя симпатии к СССР сегодня испытывают уже 65% населения. И православных верующих в нашей стране – тоже одна треть, хотя их воцерковленное ядро (сходным образом) не превышает лишь 4%. В сумме число сторонников двух этих мировоззренческих ориентаций составляет две трети населения России. Вот почему так важно искать и находить точки соприкосновения между ними, когда мы думаем о социалистическом будущем страны, находящейся ныне в крайне опасной исторической ситуации, которая грозит крахом российской государственности. И такие точки сближения определенно имеются, на чём настаивает не только даннвй автор. Ред. сайта «Русский Лад».
Николай Сомин,Православный социализм: pro et contra
Ностальгия к Советскому Союзу огромна. Это связано не только с постоянным ухудшением жизни буквально по всем значимым параметрам. Люди все лучше и лучше понимают, что они потеряли. Разумеется, и возвышение СССР и его падение - случились не без санкции Господа Бога. Однако было ли это благословением Божиим или Его попущением? Такое вопросы для историка-христианина чрезвычайно трудны. Не навязывая своей точки зрения, мы считаем, что и в случае возникновения Советского строя и в случае его уничтожения действовало не попущение, а явная воля Божия. Для того, чтобы это показать, мы, оставив в стороне многие важные вопросы (например, национальный), постараемся высказать главное.
I.
А главное заключается вот в чем: основное преимущество социализма перед капитализмом - в общественной (государственной) собственности на средства производства. Этим самым был нанесен самый чувствительный удар мамоне за все времена. Ибо мамона подчиняет себе людей через обладание, через желание иметь больше, чему в огромной степени способствует частная собственность. Конечно, полной победы над мамоной не произошло, поскольку желание иметь побольше тлело в душах многих людей. Но социализм этому желанию долгое время не давал разгореться и полыхать в виде непрекращающегося социального пожара, как это имеет место при капитализме.
Именно ради этой победы Господь благословил новый строй. И действительно, Октябрьскую революцию, распространение власти большевиков по всей стране, следует рассматривать как совершённое Господом чудо. И в самом деле, один батальон правительственных войск в октябре 1917 г. - и мы бы о большевиках ничего не слышали. Но вот не нашлось такого батальона! Хотя в условиях войны это видится более чем удивительным. А дальнейшие победы в Гражданской войне, а после и в Великой Отечественной войне только подтверждают тот покров Божий, который распространила над Советской Россией Богородица.
Остальные преимущества советского социализма по сути дела вытекают из этого основного свойства социализма - общественной собственности на средства производства..
Прежде всего, справедливость. Она была реализована в СССР хотя и не абсолютно, но в гораздо большей степени, чем где-либо при капитализме. Дециль в 1968 г. составлял 2.7, что и близко не было достигнуто ни в одной капиталистической стране. Но высокий уровень справедливости возможен только на основе общественной собственности, и никак иначе.
Другое завоевание социализма - запрет на порнуху, бесстыдство (после 1925 г.), сатанизм и вопиющую пошлость в культуре и искусстве. При капитализме этого достичь нельзя, ибо капитализм в основном живет продажей греха, и поэтому его всячески раздувает.
Еще одним преимуществом советского социализма оказалась построенная на базе общественной (государственной) собственности экономическая система. Она, как показала история, была намного эффективнее капиталистической. Причина - плановое хозяйство, которое позволяло гораздо более рационально расходовать ресурсы - и натуральные, и денежные и людские.
О трудовой мотивации. При капитализме мотивация одна - иметь больше и больше, благо никаких ограничений не предполагается. В Советском Союзе существовали ограничения на богатство, в принципе сопоставимые со святоотеческими рекомендациями: необходимый достаток - хорошо, но имение сверх необходимого осуждалось. Точнее, достичь изобилия могли только люди, сделавшие выдающийся вклад в развитие страны (т.н. «открытый счет» в банке). Но, кроме того, советский человек имел мотивацию служения Родине, своей земле, народу. По сути дела это была мотивация любви к ближнему, мотивация солидарности, чувства единой семьи, в которой он живет. И это было отнюдь не демагогия - эти мотивы воздвигали людей на великие подвиги, как трудовые, так и ратные.
Надо сказать, что для создания общества более высокого, чем капитализм, одной общественной собственности недостаточно. Необходима еще власть поддерживающая строй общественной собственности. В этом смысле сочетание советов, регулирующих управление на местах и партии, объединяющей всех, оказалось успешной задумкой (позже роль советов была свернута). Она обеспечила тот социализм, который Ленин, пусть и немного прагматично, характеризовал так: «социализм есть не что иное, как государственно-капиталистическая монополия, обращенная на пользу всего народа и постольку переставшая быть капиталистической монополией». Именно эта «монополия» и позволила СССР иметь невиданные при капитализме темпы роста экономики.
Возникшее доверие к власти в сочетании с неуклонным ростом благосостояния обеспечило уверенность в том, что народ стал считать эту власть своей. И не без основания, поскольку исчезла необходимость расталкивать друг друга локтями. Следствием стала высокая солидарность и уверенность в завтрашнем дне, что очень помогло в потрясающей по своей трагичности схватке с нацизмом.
II.
Безусловно, СССР набирал силу. Великая Победа в Великой Отечественной войне настолько сплотила народ, что казалось бы, социализму еще жить и жить...Но тем не менее Советский Союз развалился, а советский социализм погиб. И в этом видна не случайность, а воля Господа. Что же означает разрушение СССР?
Это означает, что Господь, ранее благословив существование и могущество Советского Союза, разрушил его, когда тот перестал выполнять свое назначение. - ведь в истории все, что перестает отвечать замыслу Господа, в конце концов разрушается Его сильной рукой. Какие же грехи обусловили столь неумолимый суд Божий?
Может быть, ГУЛАГ? Об этом без устали говорят наши демократические СМИ. Грех, конечно, тяжелый, и оправдывать его нельзя. Но Советская Россия преодолела этот грех - ГУЛАГ ликвидирован за 45 лет до советской катастрофы, осужден обществом, его жертвы (виновные и даже невиновные) были реабилитированы - так сказать, общественное покаяние произошло - может быть, это единственное хорошее деяние Хрущева. Так что основную причину, думается, надо искать в другом
Как мы выяснили выше, главный смысл советского строя заключался в создании стены, защищающей русский народ от власти мамоны. Значит, к моменту развала советский строй изменил свою сущность, перестав оберегать народ от сребролюбия и жажды наживы. Почему это произошло?
Главная причина катастрофы - государственный атеизм. Вот тот тяжелейший, фатальный грех, который подкосил советский строй. К сожалению, являясь одной из фундаментальных основ марксистской идеологии, он в разной степени существовал во все периоды жизни СССР. В том числе и в последний - период загнивания. Действительно, хотя начиная с 1938 г. расстрелы верующих и заключение их в ГУЛАГ почти прекратились, но не прекратились гонения на церковь- началась война Хрущева с приходами и храмами, и он даже грозился показать по телевизору «последнего попа».
Собственно, для верующего сознания причина гибели очевидна: дом советского социализма был построен на песке атеизма. Понятна и сама логика катастрофы: социализм являет нам общество высокое, опирающееся на самые светлые стороны человеческой природы. Но такое общество не может долго существовать без Божией помощи. Ибо добро и истина в падшем человеке должны возобновляться, а пополнить их можно только через канал связи с Богом. Общество может жить и на человеческих добродетелях, но лишь какое-то время. Это как ноутбук - при подключении его к электрической сети он может работать очень долго, но если отключить питание, то он, проработав несколько часов в автономном режиме, затем отключится. Марксистская идеология СССР с самого начала оборвала связь с Богом, а время его автономного жития, как оказалось, было равным лишь 70 лет. И вот тогда, после катастрофы, уровень человеческой падшести показал себя во всей «красе». Недаром С.Н. Булгаков говорит о «религиозной природе» социализма - только религиозный, ищущий Бога социализм жизненен. В этом кардинальное его отличие от капитализма, который эксплуатирует самые низкие, присущие падшему человеку стороны, апеллирует не к Богу, а ко греху, к мамоне, т.е.к сатане. В этом мамонизме-сатанизме и заключается секрет устойчивости капитализма. Устойчивости, разумеется, временной - вспомним предсказанный в Апокалипсисе суд над вавилонской блудницей.
III.
Сказанное выше подтверждает и сама история разрушения советского социализма.
Она началась с идеологии. Идеология начала рушиться в связи с приходом шестидесятников. В 70-е годы автор (будучи аспирантом ВЦ АН СССР) воочию убедился, насколько далеко зашла коррозия марксистской идеологии - очень многие ученые АН (если не большинство) были скрытыми диссидентами. Над официальным «учением» смеялись, травили многочисленные анекдоты, причем диссидентство было отнюдь не славянофильского толка, а откровенно западно-либеральное. Вся работа по коммунистическому воспитанию подрастающего поколения превратилась в демагогию. В 80-х годах, думается, что, видя происходящие процессы деградации, уже почти никто всерьез в марксизм-ленинизм не верил.
Соответственно этому происходила коррозия партии. Безусловно, в начальный период СССР партия играла исключительную роль в жизни страны. Туда стремились наиболее честные и жертвенные люди. В Великой Отечественной Войне погибло около 4.8 млн. членов партии - больше половины всех потерь на фронте. Но в 60-е годы партия стала претерпевать негативные изменения. Полезли карьеристы, ибо система была такова, что сделать карьеру партийным было гораздо проще. К началу перестройки людей, которые стремись не послужить Отечеству, а преследовали свои эгоистические интересы, оказалось значительное большинство (хотя в ней всегда оставались честные, болеющие за страну люди). Высшее руководство партии или не понимало, что происходит (Брежнев) или было скрытыми разрушителями (Андропов).
И в это же время начал возникать темный слой советского общества - теневая экономика плюс прослойка антикоммунистов и ненавистников советского образа жизни. Этот теневой слой быстро разрастался при практически полном попустительстве партии и властей - крупные партийцы и руководители производства сами составили сердцевину этого слоя. Складывалась такая ситуация, большинство элиты - партийной, хозяйственной, культурной - оказались в этом теневом слое, который фактически стал темным двойником всего Советского Союза. Там возникли вполне мамонистские отношения с оглядкой на Запад. Руководители управляли громадными предприятиями, но, согласно идеологии, не могли владеть ими. Значит, чтобы овладеть собственностью, нужно было сломать идеологию (уже превратившуюся в демагогию) и затем ликвидировать общественную собственность и сломать общественные отношения, которые были выстроены на ее основе, установив капиталистические порядки. До поры, до времени теневики затаились, оставив всю советскую социальную структуру нетронутой. И до сих пор многие с огромной симпатией вспоминают поздний СССР. Но вот пришел Иуда-меченый, и они поняли, что пора выступать.
Заметим, что чисто теоретически, в конце 80-х было возможно построение обновленного социализма на основе христианской веры, т.е построение христианского социализма. Но практически это было невыполнимо - к этому совершенно не были готовы ни партия, ни церковь. Оставался только путь в омут капитализма. Он и реализовался в контрреволюции 1990-1991 годов.
IV
Разрушительным смерчем прошлась контрреволюция по Советской России. По самым скромным подсчетам около 10 млн. молодых и здоровых людей легло на кладбище, «не вписавшись в рынок». (По данным ельцинских советников того времени А.Ослунда и Т.Заславской. 12 миллионов одних тольео мужчин почило уже в первые три года диберальных реформ. - Ред.) От большого российского пирога, отрезали больше половины (по населению) земель. Но самое страшное, что этот пирог был разрезан по ширине, так сказать, по начинке. Мерзкий лозунг Ельцина «Обогащайтесь!» означал, что предлагалось два пути. Один -: грести деньги лопатой, но аморальным способом: просто присваивать, то, что было создано неимоверным трудом другими, фактически стать вором, бандитом, примкнуть к уже сформировавшемуся темному капиталистическому слою. И другой - остаться честным человеком, но за которое государство больше не в ответе - живите как можете, но платить зарплату оно не будет.
В результате образовалось два больших класса. Люди одного класса, которым разрешили грабить, с воем кинулись это делать. Из них возникли наши депутаты, олигархи, бизнесмены, хорошо устроившиеся рантье, чиновники и все, которые сумели вовремя к ним примкнуть - в общем, верхушка общества. Этот класс образовал, если мерить по моральной шкале, нижний слой современного общества, хотя и всплыл наверх и стал властвовать и хозяйничать.
Впрочем, у этого класса было, так сказать, «подбрюшье» - люди, желающие разбогатеть, но не достигшие этой цели,- различного рода авантюристы, жулики, неудачливые предприниматели и пр. В общем, «люмпен-буржуазия». Таких и сейчас пруд пруди.
Другой класс составили (в терминологии нуворишей) «совки» - воспитанные советским строем граждане, которые продолжали честно работать, несмотря на созданные для них невыносимые условия. Учителя продолжали учить, хотя школу и высшее образование упорно разлагали, врачи продолжали лечить, хотя средства на медицину сжимались, как шагреневая кожа, инженеры продолжали налаживать реальное производство, военные, те которые были верны своему долгу, по-прежнему защищали Родину, честные милиционеры боролись с преступностью. И благодаря именно их самоотверженному, мужественному труду Россия не была уничтожена. Она выжила, хоть и осталась искалеченной. Перед неоцененным до сих пор подвигом «совков», спасших в 90-е годы Россию от неминуемой гибели, наш народ должен преклонить колени.
V.
Да, здание советского социализма (в ценностном аспекте) было построено на песке атеизма. Это тяжелый просчет, обусловивший его гибель. Но сама архитектурная задумка была верной. Ведь уже стало до очевидности ясно, что альтернативный путь, путь капитализма со 100% вероятностью ведет к уничтожению России (и православия). Может быть, в этом знании и состоит духовный смысл сегодняшнего периода. А также в осознании того, чем социалистический проект может быть кардинально улучшен - надо строить на камне веры во Христа. Иначе говоря, по-прежнему актуален проект православного социализма.
Дело за немногим - за решимостью.
http://ruskline.ru/analitika/2019/02/05/sovetskij_socializm_vzlet_i_padenie/&?print=y
_____________________________
СМ. ТАКЖЕ:
Николай Сомин. Нам надо изменить социальный строй
Апология справедливости. Размышления над статьей Н.В. Сомина «Справедливость в русской истории»