Русский Лад

ПАВКА КОРЧАГИН С НАМИ

pavka

 

Умей жить и тогда, когда жизнь становится невыносимой. Сделай её полезной

Н. Островский

Николай Островский и Павка Корчагин – эти два имени неразрывно связаны в памяти людской. Со средины тридцатых годов прошлого столетия эти имена волновалимиллионы и миллионы юных сердец во всём мире, вызывая восхищение их стойкостью и мужеством. Они стали визитной карточкой эпохи, о которой Андрей Вознесенский писал: «А начало ХХ века – бешенный ритм революции! Восемнадцатилетие командармов. «Мы – первая любовь Земли…» Да, тогда тысячи «мальчишек кудрявых лет семнадцати», «живших за фабричными заставами», «мало видевших света» и «добрых слов не слыхавших», но «мечтавших о весенних рассветах» «за рабочее дело ушли воевать».

Многие из них в юношеском возрасте сложили свои головы, отдали свои жизни «самому прекрасному в мире – борьбе за освобождение человечества…»  Но благодаря их беззаветному героизму «разгромили атаманов, разогнали воевод». Оставшиеся в живых вернулись с фронта и приступили к восстановлению разрушенного хозяйства и строительства нового общества, общества социальной справедливости. И за двадцать мирных лет из разрушенной страны создали могучую державу с высокопроизводительной промышленностью и развитым сельским хозяйством, оснащённые передовой техникой мощные вооружённые силы.

Участником этих героических и трагических, в высоком смысле этого слова, событий был Николай Островский. Об этом времени он написал замечательный роман «Как закалялась сталь». И хотя судьба главного героя романа – Павки Корчагина очень схожа с судьбой автора, всё-таки Павка собирательный образ и типичный человек своего времени.

 В пятнадцать лет Островский ушёл добровольцем на фронт в кавалерийскую бригаду легендарного Григория Котовского, а затем сражался в 1-ой Конной Армии. Меньше года ему удалось повоевать, под Львовом он получил тяжёлое ранение позвоночника шрапнелью. В шестнадцать лет он  стал инвалидом, но это не сломило его. Да и до армии жизнь не баловала его. С 12 лет он начал трудиться на кухне вокзального буфета, затем кубовщиком, потом помощником кочегара на электростанции.

Выздоровев после ранения, Островский  работает на электростанции, учиться в техникуме, затем участвует в строительстве железнодорожной ветки, где простудился и тяжело заболел. После болезни работает в железнодорожных мастерских, потом на комсомольской работе, в комсомол он вступил в 1919 году. В 1924 году его принимают в Коммунистическую партию (большевиков). Все силы и помыслы Островский отдаёт работе на производстве, в комсомоле и учёбе, забывая подобно своему герою Павке о том, что «в нашей жизни есть не только борьба, но и радость хорошего чувства».

Но старые раны  не оставляют Островского в покое. Он потерял возможность ходить. Всего 23 года, а ты лишён всех радостей жизни. Но Островский не сдаётся. Да он не может двигаться, но его мозг, его руки работают, память хранит имена боевых друзей и их героические подвиги. Он пробует свои силы на литературном поприще. Однако, как поётся в песне: «Грозный час, трудный час.//  В одиночку не ходит лихая беда —// Не сбежишь от неё, не уйдёшь никуда,// Беды ходят гурьбой, беды ходят толпой.// Грозный час как призыв прозвучал над тобой». Через год Островский теряет зрение. Кажется, жизнь становится бессмысленной. Но он сам изобретает трафарет и продолжает свою литературную деятельность.

Рядом были боевые товарищи. Они, как могли, помогалискрасить его бытиё, обеспечивали путёвками в санатории, организовывали медицинские консилиумы. А ещё Островского в трудную минуту поддерживал пример любимых с детства литературных героев Джузеппе Гарибальди и Овода. В своём романе «Как закалялась сталь» он создал величественной образ человека новой эпохи по силе стойкости, мужеству, верности высоким принципам, преданности идеям освобождения человечества равного своим любимым героям.

Павка Корчагин сразу стал любимым героем советской молодёжи. Сколько юношей и девушек страны Советов стремились ему подражать и повторили его подвиг на фронтах и во вражеском тылу в период Великой Отечественной войны, на стройках, заводах и колхозах в критических ситуациях.

На всю жизнь они запомнили литые строки романа: «Самое дорогое у человека – это жизнь. Она даётся ему один раз, и прожить её надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жёг позор за подленькое и мелочное прошлое и чтобы, умирая, мог  сказать: вся жизнь и все силы были отданы самому прекрасному в мире – борьбе за освобождение человечества…».

Этими словами завершил своё вступительное слово на читательской конференции по роману «Как закалялась сталь», посвящённой 110-летию со дня рождения автора книги ваш покорный слуга. А затем эти слова много раз произносили красноярские школьники XXI века и в их устах они звучали как клятва…

pavka 2Читательская конференция прошла в рамках литературной гостиной КРОО «Русское общество» региональной организации ВСД «Русский Лад» в государственной универсальной научной библиотеке. Вела читательскую конференцию заместитель председателя общества А.П. Елесина. А началась конференция прослушиванием песни из кинофильма «Неуловимые мстители», что ребят сразу окунуло в атмосферу Гражданской войны.

Затем они посмотрели фрагмент из телевизионного фильма «Как закалялась сталь», когда Николай Островский, прикованный к постели, по радио обращается к делегатам IX съезда ВЛКСМ. Тяжело больной, незрячий, но сколько в нём оптимизма, гордости за свою страну и за свою жизнь, уверенности в правоте общего дела и удовлетворения, что его участие в великом подвиге народа не было напрасным.

А затем свои впечатления от романа высказывали школьники. Они отвечали на заранее полученные вопросы, которые  подготовила А.П. Елесина. 

Сегодня в обществе бытуют противоположные мнения и об авторе романа, и о его романе. И первые выступающие Никита Мальцев, Алексей Самусев и Катя Катышева из школы №145 (рук. В.А. Каверзина) без особого энтузиазма осветили вопрос «Корчагин и эпоха – одно.., они создают друг друга. Они считают, что роман был нужен для воспитания масс, поэтому он и был востребован в советское время. Корчагин выполнял роль идола (так было сказано – ИС) для советской молодёжи, он её был нужен, в качестве примера для подражания. 

Но позвольте, дорогие ребята, с вами не согласиться. Таких людей как Павка Корчагин было множество в молодой Советской стране, они искренне верили в идеалы социализма и его строительству отдавали все свои силы. Они были в каждом трудовом коллективе, в каждой воинской части. Они строили новую жизнь и вместе с ней росли духовно и нравственно и были живым примером для остальных. Поэтому-то Павка и был близок советской молодёжи.

И это раскрыла многолетняя участница наших литературных гостиных Катя Третьякова из школы №47 (рук. С.С. Аверина), отвечая на вопрос «Как складывался характер Павла Корчагина?» Она призналась, что книгу Островского прочла в один присест, она поразила её высокой человечностью. Катя показала, как рос и формировался как личность главный герой романа. В детстве Павка рос одарённым ребёнком, но не лишённым  ребяческих шалостей. Он имел чуткое пылкое сердце, питал нежную любовь к матери. Павка обладал гордым чувством собственного достоинства и рано усвоил пролетарское классовое сознание, которое для него было неотделимо от нравственных ценностей народа.

Он, не раздумывая, бросается на дюжего конвоира и помогает бежать большевику Жухраю. Схваченный по доносу петлюровцами, стоически переносит пытки и побои. И в застенке он проявляет свое человеколюбие и верность высоким нравственным принципам, которым остался верен на всю жизнь.

Наивысшего трагического накала действие романа достигает сцена в заброшенном парке у моря. Это глубоко драматическая сцена. Павка, перенёсший множество хирургических операций, чувствует, что ему не удастся возвратиться в строй, но и быть обузой для товарищей он не может. Возникает страшная мысль о самоубийстве. Но для Павла  самоубийство – это бумажный героизм. Он строго себя судит за малодушную мысль: «Шлёпнуть себя каждый дурак сумеет всегда и во всякое время. Это самый трусливый и лёгкий выход из положения…» И Павел решает продолжать бороться за жизнь, «сделать её полезной» и сделал. Поэтому книга Островского актуальна и сегодня, она учит любить жизнь и преодолевать трудности.

Павка жил в трудное время, но «юное сердце не камнем одето» и в юности все горят желанием любить и быть любимыми.  Об отношении Корчагина к любви рассказала Анжелика Расторгуева (школа №3, рук. Л.А. Леменкова). В жизни Павки было три любви. Первая любовь… Что ж как поётся в песне: «На то она и первая любовь, чтоб быть ей не особливо удачной...» Так получилось и у Павки с Тоней, дочерью главного лесничего. Да, Тоня, девушка обаятельная, смелая увлеклась Павкой, натурой сильной, отчаянной, романтической. Ей нравилось покровительствовать юноше из простонародья. Но преодолеть свои классовые предрассудки она не смогла и Павел с ней расстался.

Второй раз Павел полюбил Риту Устинович, товарища по борьбе, женщину сильную, гордую, грамотную. Она тоже была к нему не равнодушна, с удовольствием занималась с ним политграмотой.  Но Павел решил, что личная жизнь может помешать достижению общей цели и перестаёт встречаться с Ритой.

И только, испытав все муки жизни, он находит личное счастье с Таей, он вырывает её из затхлого мещанского захолустья и терпеливо взращивает её, как человека нового общества.

Абубакр Эшматов из той же школы показал силу духа Корчагина в ключевой сцене строительства узкоколейки. Он восхищён силой коллективного труда, высокой сознательной дисциплиной молодого поколения первых лет Советской власти. Абубакр привёл строки из романа о том, как закаляют сталь. Для этого металл из огня  бросают в холод. Так и молодёжь в то время воспитывалась в боях и труде. И комсомольцы в тяжелейших природных, бытовых и организационных условиях строят узкоколейку для подвоза дров. Ни холод, ни голод, ни налёты бандитов, ничто не останавливает их. И в этом общем деле особо выделяется Павка, он не только ударно работает, но и проявляет заботу о своих товарищах и оставляет свой боевой пост лишь тогда, когда его свалил тиф.

На вопрос ведущей: «Что двигало людьми выдержать нечеловеческие условия?» - Абубакр ответил: «Желание спасти от холода тысячи людей». Но последовал и другой вопрос: «А как сегодня смогла бы молодёжь также самоотверженно трудиться?»  Немного подумав, юноша ответил: «Нынешнее поколение молодёжи не то, но…думаю, справились бы…»

Важнейшим мотивом романа является тема борьбы со смертью. Об этом говорили Олег Бессмертных, Настя Фроленко и Вика Тарасова из Санаторной школы (рук. Н.С. Плотникова и Т.Н. Крутова). Им Павка запомнился неуёмной жаждой жизни. Ведь смерть буквально за ним ходила по пятам. Это уже упоминавшийся эпизод освобождения Жухрая, за что его могли расстрелять, и в атаках он был всегда впереди, и только пуля вышибла его из седла, причинив тяжелейшее ранение и контузию. Это и болезнь тифом. Но в этой схватке за жизнь он всегда выходил победителем. Может быть, поэтому Павка ценил каждый прожитый день и посвящал его борьбе за дело рабочего класса.

Когда же А.П. Елесина спросила: «Что заставляло Павла стремиться жить?» Последовал дружный ответ: «Он хотел жить для счастья других».

Уже из вышесказанного становится ясным, что судьба Павки Корчагина находит живой отклик в сердцах девочек и мальчиков нынешнего времени. Более подробно на этой теме остановились ученицы школы №91 Катя Шевцова и Лиза Рожнева (рук. С.В. Камина и Н.О. Кириллова). Они считают, что роман «Как закалялась сталь» снова обретает своего читателя. Девочки в интернете просмотрели много откликов на роман. Во всех откликах звучит преклонение перед образом Павки. Читатели восхищаются цельностью и мужеством Павки, его искренности чувств и эмоций. Полагают, что надо быть таким как Павел – горячим и несокрушимым. Сильных людей много, но таких как Павел Корчагин немного. Девочки пришли к выводу, что можно и нужно жить, бороться, не сдаваясь.

В школе №85 много лет действует музей Н. Островского. В советские годы школьники под руководством А.М. Непомнящих вели переписку с музеями Н. Островского в Москве, в Сочи и В Шепетовке, а также со многими товарищами, лично знавших автора романа. Отрывки из некоторых писем в адрес школьного музея зачитали Настя Ломакина и Вика Авдеенко (рук. А.М. Непомнящих и С.В. Попова).А на вопрос : «В чём правдаи сила романа?» девочки ответили кратко, но очень ёмко: «В силе духа и правде жизни».

Но всех восхитил рассказ ученицы этой же школы Мадины  Ташматовой, она не впервые участвует в наших гостиных и всегда выступает ярко, эмоционально. На этот раз она рассказала о судьбе нашего современника, жителя нашего города Юрия Фирсанова, и о роли, которую сыграл в его жизни роман Островского. Страдающий тяжёлым заболеванием с детства он в четырнадцать лет прочитал роман «Как закалялась сталь». И с этого времени он стал усиленно работать над собой. Юрий даже подготовил сборник афоризмов из романа, среди них «Самое дорогое это жизнь…», «Мужество рождается в борьбе», «Кто не горит, тот коптит», «Умей житьи тогда, когда жизнь становиться невыносимой», и другие. За эту работу Юрий был награждён, а награду ему вручал В.П. Астафьев. Юрий закончил среднюю школу, институт и сейчас вместе с женой имеют юридическую контору.

Сима Зинчук из гимназии №6 , что и в обыденной жизни надо равняться на Павку Корчагина, идти вперёд, не смотря на трудности. Она привела пример как в советские годы тысячи юношей и девушек, оставляя насиженный уют, уезжали в необжитые края, жили в трескучий мороз в палатках, но возводили электростанции, заводы, города.

Настя Киюцина (школа №85) великолепно прочитала замечательное стихотворение В.Волоцкого, посвящённое Н. Островскому. В нём он пишет, что Островский был «сильнее невзгод, болезней неудач» «творил он подвиг пред Отчизной» и потому «примером сталсвоей безудержной волей».

Затем после бурного обсуждения девочки и мальчики пришли к выводу, что роман «Как закалялась сталь» надо изучать в школе, он может повлиять на отношения людей как между собой, так и к общему делу, учит преодолевать трудности. А Сима Зинчук добавила, что нам надо знать  историю своей страны. Она считает, что главное в романе – это борьба со смертью и прочла артистично цитату из романа: «Самое дорогое у человека это жизнь….».

Руководитель Красноярской региональной организации, член Координационного Совета ВСД «Русский Лад» В.С. Бедарев тепло поблагодарил всех принявших в читательской конференции. Он отметил, что в советской литературе уделялось особое внимание произведениям о героизме в бою и труде. Они изучались в школьном курсе литературы, сегодня же из учебной программы исключены и «Как закалялась сталь», и «Молодая гвардия», и многие другие произведения, воспитывающие молодое поколение в духе патриотизма и геройства. Россия превращается в третьестепенную державу и задача вашего поколения добиться существенного улучшения жизни её народов.

Подводя итоги конференция А.П. Елесина отметила, что ребята прикоснулись к героическому прошлому своих пращуров.  И, конечно, роман «Как закалялась сталь» должен изучаться в школе. Недавно на канале «Культура» был «круглый стол» по этой теме, примечательно, что люди разных политических воззрений отзывались о романе положительно, отмечали, что люди жили мечтой о лучшей доле и строили новое общество. В подавляющем большинстве участники «круглого стола» приходили к выводу, что роман Н. Островского необходимо изучать в школе.

В завершении В.С. Бедарев вручил участникам конференции благодарственные письма и Вестник «Русского общества» «Язык – достоинство народа».

Иван Стефанович Бортников – первый заместитель председателя КРО ВСД «Русский Лад»

Фото С.В. Рязанова.

Лица Лада

Никитин Владимир Степанович

Тарасова Валентина Прохоровна

Панкова Алла Васильевна

Pankova Alla Lica

Куняев Сергей Станиславович

Kunjaev Sergej 2

Тарасов Борис Васильевич

Tarasov B V small

Воронцов Алексей Васильевич

voroncov big 200 auto

Самарин Анатолий Николаевич

 

Страница "РУССКИЙ ЛАД"

в газете"Правда Москвы

Flag russkii lad 3