-
-
Многие начали понимать на Украине, что федерализация – это сегодня уже не просто необходимость, а последний шанс сохранить государство. Но этого не хочет понимать националистическая радикальная хунта, захватившая власть в стране. «Официальный» Киев недавно сделал очень циничное заявление о том, что русские жители Украины не являются коренным и автохтонным народом украинского государства. Что, мол, всех русских во времена СССР привезла на украинскую землю советская власть. Да и в России многие ошибочно считают, что русские в украинском государстве живут исключительно на Юго-востоке, но это совершенно не так. После революции Украине были переданы, на совершенно выдуманном предлоге, и другие исконно русские земли. Господствовавшая тогда в ВКПб троцкистская группировка последовательно проводила политику разделения разных частей русского народа. УССР были отданы значительные, населенные преимущественно великороссами и русскоязычными территории, а среди них и Путивльский район Курской губернии, который теперь входит в состав Сумской области Украины. Там и сейчас этнические русские составляют большинство, а среди них, возле Путивля, древнерусского города на р. Сейм известного по «Слову о полку Игореве», проживает ещё и удивительная автохтонная этническая группа русского народа – горюны, сохраняющая свои уникальные древнеславянские традиции до наших дней. Горюнский субэтнос русских - это осколок Древней Руси на Украине, о котором сегодня мало что известно обывателю. Они говорят на русском языке и носят русские имена и фамилии, но так как сформировались очень давно, еще до принятия общерусской идентичности, на бытовом уровне отделяются себя как от «хохлов», так и от местных русских - «кацапов», хотя украинцы за русскую культуру и язык их обычно так их и называли.
О происхождении этнонима этого субэтноса до сегодняшнего дня идут ожесточенные споры среди исследователей. Одни утверждают, что слово «горюн» происходит от слова «гарь», то есть гаряне, живущие на месте выжженных лесов, занимавшиеся земледелием на гари. Другие связывают название этого народа к слову горевать, а третьи утверждают, что они, якобы, выходцы с горной местности Карпат или Балкан, полностью ассимилировавшихся в древнее времена с русским народом, оставив лишь свои некоторое культурные и лингвистические особенности. Есть и другие версии. Но одно известно точно, Путивльский район в древности был заселен северянами – славянским племенем, и многие исследователи утверждает, что именно горюны были частью этого племени и являются прямыми его потомками. Вообще, как и по поводу этнонима, так и на счет происхождения горюнов существует множество теорий. В любом случае может считаться наиболее убедительной версия о том, что они действительно являются потомками автохтонного населения Полесья (Посемья), впитавшего в себя и новые переселенческие волны XVI - XVII вв. из ближайших к ним районов Чернигова и Брянска (бассейн Десны и верховье Днепра). Первые письменные упоминания о населенных пунктах горюнов на Путивльщине относятся к ХVI веку, после того, как этот край вошел в состав Московской Руси. Что же касается других русских, не горюнов, то они практически ничем культурно и лингвистически не отличаются от своих территориальных соседей - жителей Курской области России.
Дореволюционный Путивль. Все надписи на русском (дореволюционным шрифтом)
Как же попал Путивльский район в состав Украины? Первоначально он был административно-территориальной единицей в Российской империи, а затем (после революции) РСФСР. За время своего существования, уезд входил в состав: Белгородской губернии (1727 — 1779), Курского наместничества (1779 — 1797) и Курской губернии (1797 — 1924). По постановлению Президиума ВЦИК от 12 мая 1924 года Путивльский уезд был упразднен, а его территория вошла в состав укрупненного Рыльского уезда Курской области. 16 октября 1925 года территория бывшего Путивльского уезда была передана на неясных обстоятельствах (впрочем, как и Крым) в состав Украинской ССР.
Путивльская земля в Курской губернии
Стоит отметить, что передавался он туда не просто так, а на определенных условиях. Там до конца 30-х существовала русская национальная автономия. После чего она была упразднена, и началась политика украинизации местного населения. На современном этапе, по данным украинской переписи 2001 года, в Путивльском районе русские составляют большинство, более половины, но многие говорят, что такая цифра явно занижена. Русские активисты утверждают, что этнических русских в районе более 80%. Они говорят на путивльском диалекте курско-орловской группы русского языка. Горюнский же говор можно встретить и в России, на территории современной Курской области.Сегодня этнически русским и русским горюнам трудно интегрироваться в украинское общество, так как проводится целенаправленная этническая ассимиляция. В частности, чтобы уменьшить влияние и численность русских, о горюнах распространяется информация, что они не являются частью русского народа, а отдельный от них народ, и говорящий на особенном языке. Других русских уверяют, что вся Курская область России и её жители, а значит и Путивль тем более, это этнические украинцы, но «русифицированные». В городе и районе постоянно проводятся фестивали, конкурсы и мероприятия, показывающие украинский характер данного региона, но не все жители района с этим согласны. По их мнению, в современных политических реалиях они должны требовать от «официальных» украинских властей восстановления исторической справедливости - автономии района образца 1925 года. Только так может сохраниться уникальная русская культура Путивльского края. Эдуард Никитенко