Много чего «прогрессивного» принесли нам годы строительства либерального капитализма: и скукоженную экономику, и дикое расслоение общества, и атомизацию его, и снижение общей культуры, и падение нравов. Но, пожалуй, самое чёрное приобретение – это проявления… социального расизма. Да-да, иначе не назовёшь выпады некоторых «говорящих голов».
Казалось, давно остались позади издёвки над несчастной «кухаркой» и её детях как олицетворением «совкового» прошлого... Ан, нет. Включаю как-то передачу Соловьёва по «зомбоящику» и слышу от придворного юриста Барщевского предостережение, что если, мол, «наезжать» на Думу за всякий грешок, то в ней не останется интеллигентов, а на их место снова придут «кухаркины дети».
Оч-чень характерная фраза для нынешнего бомонда, для «интеллектуалов», чиновников и толстосумов, вдруг возомнивших себя «элитой», белой костью, этаким новым дворянством. Свысока взирают они на трудовой люд, на тягловое «быдло», копошащееся где-то внизу. Что ж, логика известна: вместе с социальным дарвинизмом крепчает и социальный расизм. Однако удивляет другое.
Когда подобные слова цедят сквозь зубы Барщевские да Пивоваровы вслед за бывшим их кумиром, комиссарским отпрыском Окуджавой, остро жалевшим, что «кухарку приставили как-то к рулю», это понятно. Но ведь они, слова эти, нет-нет да слетают с уст и наших патриотов, вроде бы истых народолюбов. Более того, недавно даже некий «промоскальский» украинец, объясняя корни трагических событий, после Майдана накрывших его нэньку, заметил с видом мудреца: «А что ж вы хотели, если страной семьдесят лет управляли кухарки…» Вот как глубоко проникла людоедская «либеральная» пропаганда! И мне, крестьянскому сыну, отнюдь не лишённому здорового классового чувства, невольно захотелось поразмышлять над этим досадным явлением.
… Слова о кухарке, которая «должна управлять государством», когда-то сказанные-де Ульяновым-Лениным, вот уже более двадцати лет в СМИ, да и с трибун не произносят иначе, как с эдакой ядовитой иронией. Либеральные перестройщики-реформаторы, оседлавшие Россию и ведущие её не знамо куда, даже вдолбили обывателю мысль, что и все наши нынешние беды и провалы есть прямое следствие многолетнего «кухаркиного правления». И, хотя, мол, наконец-то пришли к рулю интеллектуалы, но им осчастливить народ мешает проклятое «совковое», «кухаркинское» прошлое.
Но, дорогие «друзья народа», во-первых, откуда вы взяли, что каждая кухарка непременно глупа, как курица, и не знает-не ведает что почём, как говорится? Я понимаю, речь в подобных репликах идёт не только о кухарке, «работнице питания, приставленной к борщам», а вообще о рабоче-крестьянском люде, о том рядовом человеке труда, которого мы привычно называем «простым». Но раз уж нажимают цитатчики именно на кухарку, то могу привести в пример многие десятки домохозяек либо работниц «общепита» – от судомоек до шеф-поваров, – с которыми мне, журналисту, довелось встречаться, беседовать и восхищаться их умом и талантом.
Жаль, подзабылись многие имена, но, поверьте, они хранятся в старых блокнотах, в газетах и журналах. Писал я, к примеру, когда-то о заведующей производством сельской столовой Зинаиде Ивановне Паниной из Курагино нашего Красноярского края, награждённой орденом Ленина за неизменно богатое меню, в котором значились не только обычные салаты, щи да котлеты, но и «дары природы», и таёжная дичь, и малосольные хариусы. Рассказывал о мастерицах из рабочих столовых Танзыбейского, Унгутского леспромхозов, которые кроме ординарных блюд сами готовили печенье, зефир и прочие лакомства, редкие в глубинных селеньях. Был знаком со знаменитым шеф-поваром ресторана «Север», при гостинице Норилькомбината в Красноярске, Михаилом Андреевичем Можаровым, фронтовой ещё закалки мастером-кудесником, «на которого» местные гурманы шли, как ходят театралы на своих кумиров...
Все они, эти «кухарки», не только изрядно владели своим мастерством, но и отличались ясным умом, народной смекалкой и были настоящими экономистами. Ведь им, равно как и, допустим, домохозяйке Наталье Борисовой из пригородного посёлка Сибиряк, вместе с мужем, рабочим Крастяжмаша, Андреем растившей кроме своих четверых ещё одиннадцать (!) чужих ребятишек, взятых из детских приютов, надо было вести бюджет, составлять смету расходов, думать о кознях «рынка» и калькулировать каждый обед. Все знают, что изначально экономика (экономия) – это не что иное, как искусство домоводства, то есть умение рачительно вести хозяйство, хоть своего дома или заводской столовой, хоть района, города или даже всей страны. Иначе говоря, управлять ими. Так не предпочтительнее ли поручить это тонкое и важное дело практической кухарке, нежели «теоретическим» экономистам, выросшим на даровых хлебах вдали от забот трудового народа и прочитавшим некоторое число сомнительных книжек по «домоводству», притом в основном – в переводах с иностранного? И не кажется ли вам, уважаемые, что нынешние беды-то наши не от кухарок вовсе, а как раз от этих дилетантов-книжников, сидящих в руководстве государством?
Это, во-первых. А во-вторых, любезные, вы глубоко заблуждаетесь, полагая, что умственный, духовно-нравственный мир среднего интеллигента, представителя «элиты», богаче мира «простого» человека-работяги. Увы, сумма знаний не прибавляет ума, и уж тем более – ресурсов души. О чём написано много. Но, может, особенно убедительно доказывал это наш мудрец Лев Толстой в знаменитой работе «Что такое искусство?». Мир человека из «высшего света», говорил он, чаще всего сводится к заботе о карьере и чинах, о наживе и похоти телесной. Именно вокруг этих тем вращаются все светские беседы. Мир же «простого» крестьянина богаче в тысячу раз. Ибо ему каждый день приходится думать о хлебе насущном, заботиться о детях, ухаживать за животными, работать в поле, пестуя каждый корешок и колосок, общаться с природой… Его чувства и переживания при этих бесчисленных контактах с миром Божьим, мысли о Творце, о жизни, земной и небесной, куда глубже и многообразнее, чем у светского шалопая. Или, добавим мы, иного нынешнего «интеллектуала», офисного клерка, напрягающегося, простите, только в клозете.
Наконец, обратимся к самой фразе, якобы ленинской, о пресловутой кухарке, должной «управлять государством». Посмотрим, как она, фраза эта, звучала в первоисточнике, и была ли она в природе вообще. Поверьте, я не отношусь к безоглядным апологетам Ильича. У меня есть немало претензий и вопросов к этой сложной исторической фигуре. Например, почему, при всей прозорливости, вождь русской революции был столь недальновиден в «подборе кадров», окружавших его? Ведь антироссийская, антинародная сущность всех этих троцких, каменевых, бухариных совершенно очевидна любому рядовому пролетарию…Особенно – ныне. Но сегодня речь у нас не об этом и не о защите Владимира Ленина, в которой он едва ли нуждается. Речь о конкретной фразе, ему приписываемой и вот уже 20 лет с гаком глумливо повторяемой средствами массовой информации, да и многими гражданами тоже. Речь об истине и ради истины.
А истина, братцы, такова, что Ленин, как к нему не относись, этой глупой фразы никогда… не произносил. Да-да. В действительности дело обстояло совершенно иначе. Накануне революции буржуазные политики много кричали о том, что большевики не смогут удержать власть, ибо среди своих сторонников не найдут людей, умеющих управлять государством. К примеру, газета «Новое время» не без сарказма писала:
«Допустим на минуту, что большевики победят. Кто будет управлять нами тогда? Может быть, повара, эти знатоки котлет и бифштексов? Или пожарные? Конюхи, кочегары? Или, может быть, няньки побегут на заседание Государственного Совета в промежутках между стиркой пелёнок? Кто же? Кто эти государственные деятели? Может быть, слесари будут заботиться о театрах, водопроводчики – о дипломатии, столяры – о почте и телеграфе?.. Будет ли это? Нет! Возможно ли это? На такой сумасшедший вопрос большевикам властно ответит история».
(Какое, однако, высокомерие! И, кстати, не напоминает ли вам тон сего пассажа некоторых нынешних публикаций?)
В ответ на подобные обвинения осенью 1917 года, незадолго до свершения революции (или переворота, если угодно), Ленин написал статью «Удержат ли большевики государственную власть?». Там были такие слова: «Мы не утописты. Мы знаем, что любой чернорабочий и любая кухарка не способны сейчас же вступить в управление государством. В этом мы согласны с кадетами, и с Брешковской, и с Церетели. Но мы …требуем немедленного разрыва с тем предрассудком, будто управлять государством, нести будничную, ежедневную работу управления в состоянии только богатые или из богатых семей взятые чиновники. Мы требуем, чтобы обучение делу государственного управления велось сознательными рабочими и солдатами и чтобы начато было оно немедленно, т.е. к обучению этому немедленно начали привлекать всех трудящихся, всю бедноту». (ПСС, т.34,с.315).
Как видим, Ленин говорил совсем не о том, чтобы немедленно посадить кухарку в Верховный Совет или назначить министром. Более того, он соглашался с оппонентами, что ни она, ни чернорабочий не готовы «сейчас же» к управлению государством. Но он ратовал за то, чтобы к обучению «делу государственного управления» привлекались и простые трудящиеся. И как мы знаем из дальнейшей истории нашей Родины, это не было утопией. У руководства страной, армией перебывало немало бывших рабочих и крестьян – от сына сапожника Сталина, крестьянина Жукова до рабочего Брежнева. Да и у нынешних президентов и министров происхождение зачастую пока не дворянское, а президент, если верить некоторым сообщениям прессы, вообще родился в семье повара, то есть в некотором роде – «кухаркин сын».
Ну, а расхожую фразу о «каждой кухарке» скорее всего запустил в оборот Маяковский, щедрый на афоризмы. У него в поэме «Владимир Ильич Ленин», написанной в 1924 году, есть строфа с явным отзвуком ленинской работы:
В очках манжетщики,
злобой похаркав,
Полезли туда, где царства
да графства.
Дорожка скатертью!
Мы и кухарку
Каждую
выучим
управлять государством.
Поэма многие годы стояла в школьной программе. Её читала поголовно вся страна. И слова о «каждой кухарке», признаем, довольно броские, стали крылатыми. И даже вошли в широко известную книгу Николая и Марии Ашукиных «Крылатые слова», которую держат на ближайшей полке своей библиотеки многие образованные люди. Вошли в такой редакции: «Каждая кухарка должна научиться управлять государством». Кстати, в ней, в книге Ашукиных, вы найдёте и приведённую ленинскую цитату с некоторыми сокращениями.
Повторяю, у меня вовсе нет желания блеснуть эрудицией, я просто ради истины напоминаю по сути общеизвестное. И уж совершенно точно, что всё это знакомо большинству редакторов определённых изданий, когда-то
«закрепивших» школьные знания в цековской Академии общественных наук, но ныне почему-то с особым сладострастием склоняющих бедную кухарку. За этой упорной подменой и глумлением проглядывает барское презрение к «простому» народу, недоброе желание унизить человека труда, подчеркнуть его «соковую» примитивность и оттолкнуть от участия в управлении государственными делами, которые, заметим, не исчерпываются креслами в парламентах или министерствах.
Каждый нормальный человек понимает, что обучение кухарки «делу государственного управления» - это приобщение её к участию в управлении своим предприятием, селом, городом, районом. Такое участие при настоящем народовластии (оно же демократия), вполне нормальное явление. И мне, например, выходцу из крестьян, обидно оттирание трудяг-пахарей от влияния на государственные дела. Лично я к власти не стремлюсь, но разве все мы, вступая когда-то в перестройки под лозунгами «Побольше социализма!» и «Вся власть Советам!», не мечтали о том, что сможем, наконец, сами распоряжаться собственностью и делами своего завода, учреждения, края, будем реально влиять на местные и центральные власти? Разве не хотели мы стать хозяевами своей страны и своей судьбы?
Ну, а стали ли, бездумно отдав за бесценок всенародное богатство хищному частнику и изгнав последних «кухарок» из администраций, дум и министерств? Да ведь даже и с заводов, фабрик, из народных столовых. Не зря на самом «верху» с тревогой заговорили о нехватке умелых рабочих, о срочном возрождении системы профтехобразования. Так что не следует нам попугайски повторять либеральную демагогию о глупых «кухарках». Это не по-божески, не по-человечески. Да и недемократично, по меньшей мере.