Спецкор «КП» попытался ответить на самые безответные вопросы из нынешних политических споров [личное мнение колумниста]
С трогательной теплотой брахмана, познавшего тайны всего сущего, смотрю я на дискуссии «караул-патриотов» и «ура-патриотов». Одни кричат - «сняли Стрелкова, а значит - слили!». Другие придерживаются иного мнения, не менее нервного. И все кидают в друг друга экскрементами, суетятся, промахиваются. Экскрементов много, и битва мнений в самом разгаре. Давайте я попробую вам спокойно объяснить, что произошло на Украине, в Крыму и многострадальной Новороссии. Как человек, исползавший на пузе весь этот регион от Майдана до Славянска, имею на счет происходящего свою точку зрения.
Во-первых, как правильно заметили политологи, на Украине в этом году идет война нового типа. Разумеется, есть в ней немало от «бжезинских шахматишек», но вот какая незадача: партнеры, те, которые сидят за доской (а не гавкают громко из зарослей укропа), могут уничтожить весь наш мир раза по три, каждый. И это накладывает на игроков очень серьезные обязательства. Всем конечно хочется сыграть «в Чапаева» - быстрый натиск, стремительный удар, вывихнутые пальцы, партии по минуте, танковые клинья и ковровые бомбардировки...Но, объективно, приходится выстраивать хитроумные гамбиты или пользовать «устаревшую, но верную «защиту Филидора». Планеты больше не делают, и купить их негде.
Когда Крым отложился весной, новые-старые истинные хозяева полуострова, разумеется, не могли не просчитывать последствия сей манифестации. Вариантов было немного.
Потерпевшие, в угаре перемоги, забивают на москальский полустров, благо, и так его не баловали вниманием и деньгами. На Майдане танцуют жестокий краковяк и занимаются внутренними проблемами - выводят, например жовто-голубые подсолнухи и сажают их везде. Запад при этом, делает вид, что ничего не случилось - как в Южной Осетии. И быстро старается забыть про Крым, как про грязные трусы, случайно оставленные под подушкой в гостиничном номере. Однако случился второй вариант - Крым решили возвращать. На это имелась специальная заготовка - операция по отвлечению внимания, ложный плацдарм, который может стать и основным. Или не стать. А может, этот резервно-основной плацдарм будет котлом, куда загонят противника... События, как вы понимаете, в этой сфере практически непрогнозируемы. И просто просчитывается множество вариантов. Будущей Новороссии, было обещано многое и многое, дано. Судя по весенней речи Путина, на которую так любят ссылаться и «ура-патриоты» и «караул-патриоты», предпосылки для масштабного восстания на Луганщине и Донецке были. Имелись какие-то соц.отчеты и исследования по региональным настроениям людей, их чаяниям и надеждам.
Я видел, как начиналось брожение в регионе. Сразу же после референдума, в тот день, когда заграничные суточные 54 доллара превратились в российские 500 рублей, мы, с группой коллег, цинично выехали из Крыма в Луганск. В Луганске шел самый настоящий фестиваль плюрализма и политической жизни - маленький, «ватный» майданчик с игрушечной баррикадой. На той самой аллейке перед фасадом Областной администрации, куда через пару месяцев летчик-подонок положит целый пакет НУРСов. Если бы люди, тусующиеся на этой аллейке знали, что будет... они бы не жгли друг другу палатки, и не били морды, выясняя кто главный оппозиционер. Совершенно однозначно, они бы ускорили восстание максимально. Времени оставалось в обрез.
Помню интервью, первое официальное интервью с луганскими партизанами. Говорил Болотов. Мозговой светил фарами машины, оформляя мизансцену. Сколько циничных комментариев мы получили! Про клоунов в масках. «Где их оружие?» - спрашивали интернет-звиздоболы. «Оно вообще есть в природе? Кремлевские артисты! «. В Донецке шел тот же самый политический карнавал на главной площади, только людей было раз в десять больше. Мы даже не стали делать репортаж с митинга. Отоспались, постирались и поехали в Киев. Там самодовольный сотник Кубик, сипастый недоделанный галицийский придурок, долго показывал, сколько у них автоматов, и рассказывал, как они готовы воевать с донбасской русней. Из чего нами был сделан вывод - в Киеве воевать уже собрались, а на Донбассе про это даже и не думали. А зря.
Стрелков со своей крымской сотней появился на Донбассе в тот момент, когда восставших начали выбивать из захваченных административных зданий и сажать пачками и грузовиками. И никто, за редким исключением, по-прежнему не собирался воевать с киевской хунтой. Все ждали референдума, после которого бандеровцы заплачут и скажут: «Что же вы так, братья? Ушли, даже чаю не попили! Ну, живите, как хотите, мы вам мешать не будем». Потом, правда, быстро все завертелось. Быстро кровушка полилась. И никто не разбежался, как ошибочно тешили себя в Киеве. Но слишком мало оказалось тех, кто готов был воевать со своим же бывшим государством. В количественном отношении внушает - десятки тысяч бойцов и сотни тысяч сочувствующих, но этого недостаточно для похода ополчения на Киев, «южно-осетинского» финта или крымской «вежливой операции». Даже если бы эта операция была проведена, чтобы мы получили на выходе? Две республики с неясным статусом, но абсолютно-дружественных и пророссийских. Это хорошо, правда? Без сомнений. Но, за границами этих республик набухало бы, как авитаминозный фурункул, озлобленное и отмобилизованное ультра-националистическое государство. Которое, наши «друзья по шахматной доске», не впопыхах, как сейчас, а медленно и с расстановкой накачивали бы оружием, инструкторами и любителями за хорошее вознаграждения считать интересы чужого государства своими интересами. Не исключаю и обустройство западных военных баз на территории обиженной Неньки. И назовите хоть одну причину, которая помешала бы построить натовскую военную базу под Львовом. И как бы мы ее оттуда выковыривали? Да никак. И даже если бы прямого нападения на Крым или Новороссию не случилось, про возвращение Украины в семью славянских народов можно было бы забыть на десятки лет. А потом, эти гипер-русофобские «младоевропейцы» России даже даром были бы не нужны. Вот такой у нас получался расклад в случае тактической победы. [Этот же вариант, но с гораздо более тяжкими осложнениями, просматривается и в случае падения Донбасса.- Ред. сайта.] Ничего парадоксального, в шахматах и на войне такое бывает. Тактическая победа - глубокий прорыв без обеспеченных флангов, почти всегда заканчивается котлом. Обеспечение флангов оказалось самым сложным в этой новороссийской истории.
Поэтому, из плацдарма, готового принять и развернуть десант, Новороссия стала стрелой. Охотничьей стрелой. Стрел существует сотни типов. Одни должны проминать кирасы и шлемы, другие - рвать и раздвигать кольца кольчуг, третьи должны входить максимально-глубоко и торчать там красиво и неизвлекаемо. У охотничьей стрелы нет задачи, чтобы после попадания кабан упал на бок, как подкошенный укроп. Охотничьи стрелы полые, ажурные, с канавками-кровостоками. Иногда они похожи на треугольник из трех рамок. Их функция - выпустить кровь из зверя, которого гонит охотник. И Новороссия с этим успешно справляется. Зверь от боли, даже забыл про ответку маленькому, тщедушному существу, которое ходит на двух задних лапах, которое можно свалить одним весом и располосовать клыками, затоптать копытцами...Но, кабан воет от боли и бежит, выбиваясь из сил, кровь из раны не вытекает, а лупит фонтаном. Бежать ему осталось недолго - даже охотник перешел на шаг. Ему нет смысла гнать зверя далеко вглубь леса - потом все равно на себе мясо вытаскивать. Такая вот проза жизни, при внимательном прочтении которой получается следующее.
Уже четыре месяца киевская хунта про Крым даже не вспоминает, исключая дежурные камлания в Раде или по телевизору. Киевская хунта вместо возвращения отнятого, воюет со своим, уже бывшим народом, на бывшей своей территории. Причем, воюет из последних сил - до кровавых кругов в глазах, до трех мобилизаций. Причем последняя - провалилась. Из Киева не удалось призвать ни одного человека! А планировалось - почти полторы тысячи. Рухнула гривна, каким-то непонятным волшебством державшаяся столько месяцев. Кто-то бросил ее поддерживать. Большинство боеспособной техники уничтожено или изношено. Авиация почти прекратила свое существование, а то, что еще летало, сбили прямо сегодня. Самые борзые и идейные русофобы лежат в канавах или лесопосадках, или упокоились в своих Винницах и Ивано-Франковсках. В новой Украине эти люди даже даром не нужны, такая уж у них судьба - не ту дорожку выбрали. Бывает. Или в этом тоже москали виноваты? Ну, нехай виноваты. Я вот, лично, плакать не буду. После трех-то недель под артобстрелами в Славянске, слезы по укровоинам у меня как-то иссякли.
Бежать, по множеству признаков, кабану осталось совсем недолго - пока не поляжет пожелтевший укроп, и березовый лист не начнет рассыпаться в пальцах. Кстати, стрелу, охотник, скорее всего заберет - еще пригодится.
http://www.kp.ru/daily/26269/3147816/
* * *
ЕЩЕ МНЕНИЕ
Исраэль ШАМИР
Своей речью в Крыму Путин взял курс на примирение с Западом. Российский президент не хочет конфронтации и он готов пойти на уступки. Так сегодня выглядит международная позиция России. В августе мы прошли важную и опасную историческую развилку – вероятность ядерной мировой войны была крайне высокой, а конвенциональная война могла вспыхнуть в любой момент. Сейчас эта опасность отступила, но не исчезла с горизонта.
Преподаватель МГУ и советник главы РЖД В.И. Якунина, Владимир Куликов остроумно сравнил нынешнюю ситуацию с Великим Стоянием на Угре. Напомню, что в 1480 году на берегах небольшой красивой и чистой речки Угра в Калужской области долгое время стояли и сопели, глядя друг на друга, две армии – русская и ордынская. Незадолго до этого Россия «встала с колен» - отказалась платить дань Орде и присягать на верность ордынскому хану. Стояние на Угре решало, останется ли Москва независимой, или снова покорится наследникам Батыя. Постояли войска, постояли – а потом разошлись без боя. На этом и окончилось Стояние, а с ним и татарское иго понемногу рассосалось.
Современники не могли решить, кто победил в Стоянии на Угре. Русского правителя – великого князя Московского Ивана III Васильича – упрекали в нерешительности, трусости, неготовности к бою. "Иван слил", одним словом. Только через несколько месяцев, когда хана Ахмата зарезали родичи, и Орда развалилась, стало ясно, что русские победили.
Неясна ситуация и в сегодняшнем противостоянии: уж очень сложная конфигурация. Тут тебе и Донбасс, и Евросоюз, и Латинская Америка, и Ближний Восток.
Россия отступила по ряду фронтов. Вызывавшие ненависть Киева русские военачальники Стрелков и его команда были отозваны; видимо, независимой Новороссии не быть, но какая-то степень автономии сохранится у Донбасса и Луганска, возможно, в согласии с олигархами. Контр-санкции были переосмыслены как «защита отечественного производителя», а не «ответные меры». Масштабная и зрелищная операция с «гуманитарным конвоем» прошла в щадящем режиме: водители огромных белых фур охотно открывали свои борты и показывали иностранным корреспондентам их мирное содержимое.
Отступила Россия и на Ближнем Востоке, где пылает Ирак. Россия просила в ООН разрешения доставить гуманитарную помощь донбассцам – и получила отказ; США, никого не спросясь, бомбили центральный Ирак. Россия просила признать референдум Донбасса – ей отказали. Но Запад охотно согласился признать референдум иракского Курдистана. Россию винят в поставках оружия донбасцам – но Запад открыто поставляет оружие курдам. То есть Запад делает все, что хочет, а Россия – не моги.
Россия могла бы заблокировать одобрение действий США – в Совбезе ООН. В другое время она так бы, наверное, и поступила. Но сейчас Россия поддержала британскую резолюцию по Ираку, вводящую санкции против боевиков – а неявно разрешающую США бомбить Ирак. Это большая уступка. Не то, что самозваный Халифат, он же Исламское Государство или «Даиш» по-арабски, заслуживает одобрения. Это кошмарная банда отморозков-такфиров, взращенная Соединенными Штатами, Саудовской Аравией и Израилем. Россия помогла Багдаду самолетами в борьбе с боевиками «Даиш». Однако действия США в Ираке – это тоже терроризм. Америка не имеет права бомбить Ирак. Тем более без прямой и явной санкции ООН. Поддержав британскую резолюцию, Россия показала свою готовность и дальше действовать по правилам, установленным США и их союзниками.
Если вы ожидали яркой и красочной конфронтации, Куликова поля – вы разочарованы. Путин ближе к Ивану III, чем к Дмитрию Донскому. А чем окончится долгое стояние – все еще рано судить. Если развалится под ударами контр-санкций Евросоюз, а в США возьмут верх вменяемые силы – Путин победит. Но гарантий нет.