Доклад депутата Государственной Думы Б.С. Кашина на пленарном заседании 11.11.2014 г. по проекту закона о поправке к Конституции РФ "Об Администрации Президента Российской Федерации", внесенного фракцией КПРФ
Уважаемые депутаты!
Для коммунистов и не только для нас, очевидно, что недостатки сложившейся политической системы и дефекты механизма принятия государственных решений тормозят развитие страны. Для исправления положения необходимы изменения в законодательстве, в том числе и конституционные. Их цель: обеспечить учет общественных интересов и выбор оптимального варианта при принятии государственных решений, поставить заслон волюнтаризму. Сегодня фракция КПРФ вносит на рассмотрение Государственной Думы проект поправки к Конституции, которая предлагает закрепление в Основном Законе страны нормы о согласовании Положения об Администрации Президента с парламентом.
Администрация Президента играет важнейшую роль в сложившейся политической системе, именно здесь формируются ключевые решения. Предложения о законодательном уточнении ее функций и статуса неоднократно высказывались и политиками, и учеными-правоведами. Конкретно, текст внесенной нами поправки близок к предложению известного специалиста в области конституционного права, профессора Авакьяна из статьи, написанной к 20-летию Конституции. Мы открыты к обсуждению и других предложений, однако исполнительная власть и парламентское большинство предпочитают занимать «страусиную» позицию, оттягивая решение очевидно существующих проблем на неопределенный срок. Интересно в этой связи процитировать президента Путина. Выступая на «Селигере» перед молодежью, отвечая на вопрос саратовского политолога Чернова: «Можно ли считать, что фундамент политической системы у нас заложен и скорректирован,…?», Путин заявил (цитирую): «Заложен ли у нас фундамент политической системы? А Бог его знает. Сейчас скажу почему. Потому что только практика, как известно, критерий истины, и мы должны будем посмотреть, как то, что создано, реально работает в жизни».
Так вот, с нашей точки зрения, именно практика принятия решений российской властью и, главное, результаты принятия этих решений убедительно говорят о необходимости исправления политического механизма. Фактически в России сложилось два «правительства»: одно – официальное, беспомощное и безынициативное, а второе (в лице окружения Президента, руководства его Администрации) – располагающее реальной властью, но остающееся в тени и не несущее ответственности за инициированные им решения. Впрочем, иногда руководители Администрации Президента выходят из тени и выступают с политическими заявлениями. Вот, недавно зам. руководителя Администрации Володин на заседании клуба «Валдай» заявил: «Нет Путина – нет России!». Воистину, иногда лучше молчать, чем говорить.
Вряд ли серьезно можно рассматривать вывод профильного Комитета о том, что Администрация Президента хотя и является государственным органом, призвана лишь обеспечить деятельность главы государства, и не обладает государственно-властными полномочиями. На практике Администрация Президента реализует властные полномочия при решении даже мелких вопросов внутренней политики, экономики и социальной сферы. В последнее время властные полномочия Администрации и многочисленных совещательных структур, созданных при Президенте, закрепляются в законодательстве. Например, в Федеральном законе «О противодействии коррупции» или в Федеральном законе «О Российской академии наук…».
В Конституции записано, что исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации. Руководствоваться в своей деятельности оно должно, в соответствии с законом «О Правительстве…», принципами разделения властей, ответственности и гласности. А вот принципы деятельности Администрации Президента не ясны, и, с нашей точки зрения, именно этот вопрос должен быть предметом согласования исполнительной и законодательной власти.
В тексте части 3 статьи 80 Конституции, которая гласит, что «Президент в соответствии с Конституцией и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства», основным, по нашему мнению, является приоритет Конституции и федеральных законов. Эту конституционную норму нельзя понимать как возможность Администрации Президента подменять Правительство, а Президенту создавать в Администрации управление по любому вопросу экономической или общественной сферы жизни и давать указания Правительству по вопросам его исключительного ведения. Подобная практика приводит к полной безответственности исполнительной власти, которая критику своих действий заглушает ссылкой на соответствующее указание Президента.
Примеры тяжелых последствий неэффективной работы сложившегося политического механизма лежат на поверхности, о них мы не раз говорили в Думе. В итоге страдают и реальный сектор экономики, и финансы, и социальная сфера. До системного кризиса доведены наука и образование. В немалой степени по причине ошибочных, а порой абсурдных решений, часто предложенных неизвестно кем и оформленных поручениями Президента или государственными нормативно-правовыми актами. Главная проблема в том, что действующий государственный механизм не предполагает ни открытого всестороннего обсуждения, ни критики, ни оперативной корректировки решений, выработанных в Администрации Президента. Именно эти вопросы должны быть разрешены при участии парламента. Вместо этого на Президента и его Администрацию возлагаются все новые и новые функции. К примеру, недавно решено, что теперь помимо судей Президент будет назначать и прокуроров. Конституция России наделяет Президента как главу государства целым рядом исключительно важных полномочий. Дальнейшее их расширение нарушает баланс ветвей власти и прямо сказывается на качестве принимаемых государственных решений.
Более того, все громче раздаются голоса в том числе и депутатов Государственной Думы с предложением сделать из Президента верховного правителя с приданием чуть ли не монархических атрибутов, а депутат Федоров несет в народ идею о необходимости захвата власти в стране Путиным… Все это было бы смешно, если бы не было так грустно. Хочется сказать инициаторам этой кампании: не тяните страну в XIXвек. В XXI веке эффективно управлять страной подобно турецким султанам невозможно. Или вы хотите до 2025 года видеть у власти все ту же команду? Видеть Фурсенко, Дворковича и Ливанова у руля нашей науки, а Чубайса ответственным за инновации? Так можно довести дело до того, что по улицам российских городов пойдут демонстрации под лозунгом «долой самодержавие!». Парламент и исполнительная власть совместно должны выработать меры, которые обеспечили бы реальную демократию и всестороннюю проработку важнейших государственных решений. Именно с этой целью и вносился рассматриваемый законопроект.
«За» законопроект проголосовало 92 депутата – вся фракция КПРФ.