Недавно министр здравоохранения Вероника Скворцова доложила президенту о деятельности ведомства. И заверила, что в министерстве здравоохранения есть все необходимое для выполнения поставленных задач. При этом было заявлено, что смертность падает, а продолжительность жизни растет. Врачи удивляются такому оптимизму, а эксперты задаются вопросом: откуда такие данные?
Об этом мы решили спросить доктора медицинских наук, председателя правления Ассоциации медицинских обществ по качеству медицинской помощи и медицинского образования (АСМОК) Гузель Улумбекову. Но обо всем по порядку.
"У нас полностью сбалансирован бюджет на 2015 год и практически полностью на 2016 год. Параллельно у нас есть ресурсы для того, чтобы выполнить указы по повышению заработной платы медицинских работников".
А на самом деле дела обстоят так. В пояснительной записке к проекту федерального закона "О бюджете федерального фонда ОМС на 2015 г. и плановый период 2016–2017 гг." (который находится на рассмотрении в ГД РФ) написано: "В 2015 году с учетом принятых решений предусматривается увеличение заработной платы медицинских работников на уровень инфляции — 5,5 процентов, что потребует пересмотра "дорожных карт"
В 2016 году планируемый рост субвенций (территориальным фондам ОМС) составит всего 5,6 процентов к уровню 2015 года, что также НЕ ОБЕСПЕЧИТ необходимый рост заработной платы для реализации "дорожных карт". В этой связи возникают риски недостижения целевых значений размера заработной платы отдельных категорий медицинских работников". При этом государственные расходы на здравоохранение (из всех источников (ОМС, федеральный и консолидированные бюджеты) в 2015 году и плановом периоде 2016-2017 годов не вырастут в постоянных ценах. А по разделу "Кадровое обеспечение" снизятся в три раза в 2015 по сравнению с 2013 годом.
К вопросу о госгарантиях и ФОМС
Президенту было доложено: "Увеличивается программа государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи более чем на 306 миллиардов рублей, …… а в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования — более чем на 18 процентов (растет подушевой норматив). У нас есть, таким образом, все ресурсы, связанные с увеличением объема высокотехнологичной медицинской помощи… ".
А на самом деле утверждение об увеличении доходов нереалистично, поскольку доходы в бюджет ФОМС за счет взносов на неработающее население завышены как минимум на 100 млрд рублей (их рост предусмотрен на 30 процентов, а реально составит не более 6,5 процентов).
Затем, в системе ОМС появились дополнительные расходы, которые ранее (в 20133–2014 годах) финансировались из федерального и региональных бюджетов, а теперь будут финансироваться из ФОМС. А именно: высокотехнологичная медицинская помощь (из федерального бюджета), скорая медицинская помощь (дотировалась за счет средств из регионального бюджета, направляемых в ТФОМС). А также появились расходы, связанные с ростом численности населения на 2,34 млн человек. И некоторые другие. Причем эти дополнительные расходы не будут покрыты дополнительными доходами в системе ОМС (за счет ухода от регрессивной шкалы начисления страховых взносов), поскольку их забирает минфин.
Кстати, минэкономразвития РФ также обращает внимание на дефицит средств в системе ОМС: "В связи с тем, что объем расходов ФОМС не будет обеспечен его доходами, сформируется значительный дефицит средств, что приведет к уменьшению доступности бесплатной медицинской помощи населению РФ и снижению ее качества… Отдельные ресурсоемкие виды ВМП могут стать практически недоступными. Сложившаяся ситуация отрицательным образом будет сказываться на достижении показателей, утвержденных Государственной программой РФ "Развитие здравоохранения".
"Уже сейчас увеличилась продолжительность жизни практически на год (на 0,8 года) и составила по результатам 8 месяцев 71,6, а была 70,8".
Это неверно. Во-первых, данные по ожидаемой продолжительности жизни (ОПЖ) предоставляются официально Росстатом только по итогам года. Во-вторых, этот показатель зависит от смертности населения. Как следствие ОПЖ может расти только в том случае, если смертность падает. На сайте Росстата опубликована информация о количестве смертей от всех причин в период январь — август 2014 г. (за 8 месяцев), см. табл. 1.
Видно, что за восемь месяцев 2014 и 2013 годов общий коэффициент смертности (ОКС) в России равен соответственно: 1310,0 и 1322,8 на 100 тысяч человек. По итогам 2013 года величина ОКС равнялась 13,05. С достаточной точностью можно предположить, что по итогам 2014 года величина ОКС будет равняться 12,92. Таким образом, по итогам 2014 года ожидаемая продолжительность жизни в лучшем случае будет равняться 71 году, а не 71,6, то есть возрастет только на 0,2, а не на 0,8 года, или в четыре РАЗА МЕНЬШЕ, чем было заявлено в докладе министра.
"У нас хорошие результаты — снижение по всем основным причинам смерти: по сосудистой патологии смертность снизилась на 12 процентов, при дорожно-транспортных происшествиях — на 10 процентов, на 20 процентов — при туберкулезе".
А на самом деле, по данным Росстата, смертность от сосудистой патологии (гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь, в том числе инфаркт миокарда, цереброваскулярные болезни) за восемь месяцев 2014 года составила 562 случая на 100 тысяч населения, за аналогичный период 2013 года — 617,7 случаев. Снижение произошло на 9 процентов, а не на 12.
Смертность от внешних причин за восемь месяцев 2014 года осталась на уровне 2013 года (за аналогичный период) — 119,2 случая на 100 тысяч населения, а не снизилась на 10 процентов.
Все вместе это серьезно искажает картину по состоянию смертности в стране.
Посчитаем вместе: если смертность от всех причин, по данным Росстата, за восемь месяцев 2014 года по сравнению с аналогичным периодом 2013 года практически не изменилась (снизилась максимум на 1 процент), то уменьшение показателей смертности от сосудистой патологии на 12 процентов и от внешних причин на 10 процентов, которые вместе в структуре общей смертности составляют большую половину (52 процента), означает только то, что за 8 месяцев 2014 года смертность от других причин должна возрасти как минимум на 10 процентов. А этого же нет!
И, наконец, что касается смертности от туберкулеза, то она в России за 8 месяцев 2014 года по сравнению с аналогичным периодом 2013 года снизилась с 11,4 случаев до 10,1 случаев на 100 тысяч населения или всего на 11 процентов, а не 20 процентов, как утверждает министр. Но не это главное! В России в 2014 году смертность от туберкулеза (всех форм) по-прежнему ужасающая — 10,1 случаев на 100 000 человек. Для сравнения: в "старых" странах ЕС — 0,4 случая (в 25 раз меньше, чем в России), в "новых" странах ЕС — 2,4 случая (в 4,2 раза меньше, чем в России).
"Главные проблемы в совершенствовании вертикали управления отрасли".
А на самом деле базовые проблемы здравоохранения - это дефицит врачей первичного звена (40 процентов от расчетного норматива), неудовлетворительное качество медицинской помощи (в 3 раза хуже, чем в странах ЕС). А еще — недостаточное лекарственное обеспечение населения в амбулаторных условиях за счет государственных средств (в 4,5 раза ниже, чем даже в "новых" странах ЕС). И, наконец, неэффективное управление (неверные приоритеты и неэффективное расходование имеющихся бюджетных средств).
Из анализа следует, что бюджет здравоохранения не соответствует актуальным нуждам отрасли, что рост заработной платы медицинских работников предусмотрен только на уровне инфляции, что расходы на повышение квалификации медицинских кадров снижаются почти в 3 раза. Как следствие ключевые проблемы отрасли будут только усугубляться.
Значит, следует ожидать дальнейшего сокращения доступности и качества бесплатной медицинской помощи, гарантированной статьей 41 Конституции РФ. В результате, к 2018 году в лучшем случае сохранится прежний уровень смертности в стране, в худшем — произойдет ее рост. В первом случае это приведет к 320 тысячам дополнительных смертей российских граждан, в худшем — к 610 тысячам. Как говорится, комментарии излишни.
http://www.pravda.ru/society/family/medicine/13-11-2014/1235294-medicin-0/