III. Узники матрёшки
Когда я, молодой поэт, в 1980 году вступал в КПСС, опаснее ярлыка, чем «националист», не было в природе. Второе место занимал «антисемитизм», третье прочно удерживал «сионизм». Дружбой народов и интернационализмом клялись, как мамой и папой. СССР казался твердыней и оставался твердыней до тех пор, пока союзное государство стягивалось обручами партийной иерархии, а в информационном пространстве царила моноидеология. Кроме того, историческую общность «советский народ» неусыпно охраняли от сепаратизма органы, а страну прошивали суровой нитью экономические связи отраслей и предприятий-смежников.
Но едва КПСС во главе с Горбачёвым отказалась от руководящей и направляющей роли, тогда и началось. Светофор решил стать скворечником. Дело хорошее, но ставили-то его, чтобы движение регулировать, а не пернатых плодить. Затем республики и регионы, в основном национальные, как самые требовательные и капризные, получили экономическую самостоятельность, сохранив дотации центра. А когда в довершение всего КГБ из цепного пса целостности превратился в клуб улыбчивых вуайеристов, страна затрещала по швам союзных границ. И нерушимый СССР распался.
Кстати, за историю Советского Союза власти предержащие несколько раз хотели изменить территориальное устройство государства, понимая, какая мина заложена под страну. Но сначала козырную карту самоопределения почти пятнадцать лет разыгрывали в борьбе за власть. Однако даже Сталин, принципиальный сторонник культурной автономии, утвердившись в Кремле, не решился похерить проект союзного государства: тяжким грузом давили «ленинские заветы». Прослыть ревизионистом было небезопасно, да ещё на фоне сначала сбоев в индустриализации, а потом и «перегибов» в коллективизации, приведших к голоду во многих регионах.
"Если битва под Сталинградом предвещала закат немецко-фашистской армии, то битва под Курском поставила её перед катастрофой". Эти слова Сталина прозвучали 6 ноября 1943 года. 5 июля 1943-го немецкие ударные группировки по плану операции "Цитадель" начали наступление на Курск из районов Орла и Белгорода.
21 августа у здания Государственной Думы в 11.00 началась встреча депутатов фракции КПРФ в Государственной Думе с избирателями. Ключевая тема – повышение пенсионного возраста. Уже выступили депутаты В.И. Кашин, Д.Г. Новиков, В.Ф. Рашкин, Л.И. Калашников, Д.А. Парфенов. Выступят и другие депутаты. На встречу с депутатами пришло несколько сот человек.
Первым выступил заместитель председателя ЦК КПРФ В.И. Кашин. Он решительно и резко обозначил предлагаемую реформу как акт политики геноцида. Член думской фракции Компартии обрушился с критикой на правительство и партию власти. Упомянул Владимир Иванович и о китайском опыте – идущая впереди планеты всей с точки зрения хозяйственного роста, активно ведущая экономическое противостояние с США Китайская Народная Республика изыскала средства для того, чтобы не повысить, а снизить пенсионный возраст, доведя его до 55 лет для мужчин и 50 – для женщин.
Следом с прочувствованной речью выступил первый секретарь МГК КПРФ В.Ф. Рашкин. Лидер столичных коммунистов подчеркнул в своём выступлении трусость не желающих попасть под град разгромной критики простых людей депутатов-единороссов, предложил им и их сторонникам в добровольном порядке получать пенсию в 65 и 63 ,а для всех остальных сохранить старый порядок.
Валерий Фёдорович заявил о недоверии премьер-министру Медведву и президенту Путину: “Я не верю Единой России! Я не верю Путину! Я не верю Медведеву! Они непрерывно обманывают! Они обещали нам, что цены не будут расти – цены растут, скажите!? Они обещали, что коммунальные услуги в этом году будут стоить в три раза меньше, чем пять лет назад – они уменьшились!? Они обещали, что каждый гражданин будет жить в благоустроенной квартире – это они выполнили!?
Они не могут уже сегодня найти деньги для выплаты льгот детям войны. Закон 6 раз вносила Компартия! Они 140 миллиардов рублей на всю Россию не могут найти! Можно верить Путину и Единой России, скажите!?” Громовое “Нет!” было ответом. В целом собравшиеся люди громкими криками непрерывно поддерживали все принципиальные утверждения депутата-коммуниста.
Предложенную правительством пенсионную реформу, кажется, не раскритиковал только ленивый. Но практически все ее критики акцентируют внимание на одной лишь экономической стороне. Они подсчитывают: сколько потеряют будущие пенсионеры в результате такой реформы, каков дефицит Пенсионного фонда, за счет чего его можно было покрыть. Все это, конечно, важно и нужно, но не только этим ограничивается дело. Как верно заметил Семен Уралов: «Вопрос о пенсиях – это вопрос не только экономический, но социальный, гуманитарный и культурный. Поэтому в корне неправильно сводить его к повышению пенсионного возраста либо размеру денежных выплат» (Семен Уралов. «Пенсия с позиций будущего» // «СОНАР-2050»).
Собственно, об этом уже напоминал один из ведущих идеологов левопатриотической оппозиции 1990-х – начала 2000-х годов Сергей Георгиевич Кара-Мурза. Еще в 2003 году, когда патриотические «пикейные жилеты» восхищались Путиным за то, что он «героически» вернул мелодию советского гимна, Кара-Мурза, анализируя протаскиваемый Путиным и его правительством закон о пенсионном обеспечении, прозорливо писал: «о главном смысле изменений пенсионной системы люди совсем не думают – их удалось от этого смысла увести. А ведь речь идет о важной стороне жизни – о том, как в нашей стране будут получать свой хлеб старики. И стариком может стать каждый из нас. Речь идет о типе общества и, если говорить высоким стилем, о типе цивилизации. Вопрос о том, как кормятся старики, определяется всей культурой народа и корнями уходит в религиозные представления».
Подробнее: Рустем Вахитов. Пенсия: «заслужить» или «накопить»
I. Заботники и алармисты
В последнее время я всё чаще ловлю себя на желании быть русским. Видимо, это возрастное, почему-то свою племенную принадлежность мы острее чувствуем на закате жизни. Но возможно и другое объяснение: этнос – живой организм, у него тоже есть возрастные фазы, недуги, приливы сил и приступы бледной немочи, есть некие защитные механизмы.
Человек связан со своим народом не только через язык, обряды, обычаи, «вмещающий ландшафт», историю, культуру… Мне кажется, есть ещё и тайные, не изученные пока биоэнергетические узы, соединяющие нас.
Иной специалист назовёт это примордиальной чепухой. Вольно ж ему: генетику тоже считали одно время «продажной девкой империализма», а теперь можно сдать защёчный соскоб на ДНК-анализ и выяснить пути-перепутья своего рода начиная чуть ли не с ледникового периода.
Впрочем, поэты всегда чувствовали эту связь. Помните,
у Андрея Вознесенского:
Россия, я твой капиллярный сосудик.
Мне больно когда – тебе больно, Россия!
Как и большинство шестидесятников, автор «Треугольной груши» был озабочен тем, чтобы его личной, частной боли сочувствовал весь народ, большая страна. Но достаточно поставить знак препинания в другом месте («Мне больно – когда тебе больно, Россия») – и речь уже о том, что «капиллярный сосудик» тоже чувствует недуг всего организма.
Возможно, моё обострённое желание быть русским отражает «нестроение во всём народном теле», как говаривали в XIX веке.
Речь не о зове крови, хотя она тоже, как известно, не водица. В нашем многоплемённом Отечестве русский – это тот, кто считает себя русским, не россиянином, а именно русским. Точнее, сначала русским, а потом россиянином.
Сигизмунд Миронин
Прошло 50 лет со дня ввода войск стран социализма в Чехословакию. Сейчас либералы пытаются переписать историю и забывают о настоящих причинах тех событий. Имеется масса мифов по этому поводу.
Так считается, что социализм замедлял темпы роста ЧССР. Однако это не так. До войны Чехия особенно и не преуспела в экономическом развитии., что может трактоваться в свете так называемого закона Паршева (мою статью по этому поводу легко найти в интернете), а также в связи с Великой Депрессией в США. Наоборот, именно социализм позволил ЧССР стать одной из самых развитых стран мира.
Население ЧССР в 1989 г. составляло 0,4 % от мирового, в то время как машино-строительное производство крошечной ЧССР превышало 4 % (!) мирового машиностроения! Весь мир знал чехословацкие фирмы Шкода, ЧКД, Татра, Сигма, Зетор или чешские пивзаводы, стеклоделие, чешский фарфор и т. д. Чехи при коммунистах изготовляли больше электровозов, чем США! Чехи при социализме занимали первое место во всём мире по производству трамваев, второе место во всём мире по производству мотоциклов. ЧССР выпускала высококачественные цветные телевизоры. По поставкам оружия ЧССР занимала пятое место во всём мире! Восточнее Берлина (конечно, кроме СССР) ЧССР была одной-единственной страной, которая была в состоянии производить атомные электростанции. Сельское хозяйство ЦССР работало настолько успешно, что даже 10 лет после переворота французы оценили чехословацкое социалистическое сельское хозяйство в качестве наиболее развитого во всей Европе! Грань между уровнем жизни сельского населения и городского стиралась.