Только что в СМИ прошла серия материалов, посвященных 25-летию падения Берлинской стены. Почти всегда это событие рассматривается в увязке с объединением двух государств, которое произошло в следующем, 1990 году. Хотелось дополнить эту тему еще одним аспектом, который в юбилейных публикациях не затрагивался. Речь идет о репарационных обязательствах Германии перед СССР и его правопреемником — Российской Федерацией.
Проект единой Германии Иосифа Сталина и Лаврентия Берии
Хорошо известно, что многие соглашения, которые заключались руководством СССР в последние годы существования советского государства, были односторонними, наносили не только политический, но и прямой материальный ущерб интересам нашего государства. Такие соглашения готовились и фактически заключались лишь одним человеком — Генеральным секретарем ЦК КПСС М. Горбачевым. Решение о воссоединении двух немецких государств — яркий тому пример.
Небольшой исторический экскурс: идея объединения Германии родилась отнюдь не в конце 1980-х гг., она витала в воздухе еще за четыре десятилетия до этого. Сталин обдумывал этот вариант, но считал, что единая Германия может состояться лишь при нескольких условиях. Наиболее важным политическим условием должен был стать нейтральный статус единого немецкого государства, его неучастие в военных блоках. Были и экономические условия: получение Советским Союзом компенсации за такое объединение. Что-то наподобие «отступного» платежа. Также хорошо известно, что в ближайшем окружении Сталина последовательным сторонником проекта объединения Германии выступал Л. Берия. Историки называют конкретную дату — 10 марта 1952 года, когда Советский Союз предложил другим странам-победителям: Великобритании, Франции и США проект объединения Германии. Информация о реакции Запада на советское предложение весьма противоречива и неполна, по крайней мере, горячей поддержки Сталин от Запада не получил. При жизни Сталина идея объединения Германии не была воплощена.
Но Лаврентий Берия продолжал двигать проект объединения. Он был уверен, что объединенная Германия станет буфером между США и СССР в Европе и только укрепит положение советской державы в восточной части континента. Берия считал, что этот проект не менее интересен и Западу, т.к. повышал чувство безопасности для Западной Европы. А еще, полагал Берия, объединение Германии поможет СССР материально. По данным бывшего министра культуры ГДР, а ныне историка Ханса Бентциена, Берия хотел получить от западных держав отступные за объединение Германии в размере 20 миллиардов долларов. 1. Сумма фантастическая по тем временам. Достаточно сказать, что США в рамках знаменитого «плана Маршалла» по восстановлению Западной Европы предоставили всем западноевропейским странам только 13 миллиардов долларов. В современном валютном эквиваленте эта сумма равна как минимум 100 млрд долл. 2 Кто знает, может быть, проект Берии и был бы реализован, если бы не арест и расстрел Лаврентия Павловича в 1953 году.
Объединение Германии: о репарациях даже не вспомнили
Вернемся к временам позднего СССР. Условия воссоединения согласовывались М. Горбачевым с руководителями ФРГ, ГДР, США, ряда европейских государств. Отношение к такому воссоединению не было однозначным. В частности, против воссоединения были такие страны, как Великобритания и Франция. Советский Союз был ключевой фигурой в данном вопросе. Хотя бы потому, что в ГДР находилась группировка наших войск, насчитывавшая больше полумиллиона человек и оснащенная современным оружием. СССР мог и должен был проводить такую линию в германском вопросе, которая максимально отвечала бы нашим национальным интересам. Многие эксперты совершенно верно говорят о том, что СССР должен был выставить Западу и двум Германиям ряд политических и экономических условий.
Экономические условия, по мнению экспертов, должны были включать получение Советским Союзом компенсаций от Германии за: а) экономическую помощь, которую СССР оказывал Восточной Германии в деле восстановления ее экономики; б) недвижимость и иные имущественные объекты, созданные или приобретенные за счет СССР и оставляемые на территории Германии; в) перемещение вооруженных сил Западной группы войск (ЗГВ) на территорию СССР и предоставление советским военнослужащим жилья в местах новой дислокации.
Кроме того, надо было решить вопрос о тех репарационных обязательствах Второй мировой войны, которые Западная Германия почти полностью проигнорировала (прекращение репарационных платежей Советскому Союзу в 1946 году), а Восточная Германия выполнила не полностью (прощение непогашенных обязательств в 1953 году). Но вопросы о репарационных требованиях М. Горбачевым так и не были выставлены. Подобная беспечность особенно контрастирует с тем, как Запад относится к репарациям. Напомним, что по итогам Первой мировой войны страны Антанты обложили Германию репарациями (Версальский мирный договор 1919 года). А последние выплаты таких репараций Германия совершила в 2010 году! Ближайшие союзники Германии высчитывали все репарации до последней копейки. Никаких поблажек и «форс-мажоров» (типа Второй мировой войны)!
Наши потери должны стать репарационными требованиями
Воссоединение двух Германий произошло без указанных компенсаций. Это подтверждает тогдашний Чрезвычайный и полномочный посол СССР в ФРГ В. М. Фалин (в последние годы существования КПСС был также руководителем Международного отдела ЦК КПСС). Несколько лет назад в интервью газете «Известия» Валентин Михайлович сказал: «… ещё при канцлере ФРГ Людвиге Эрхарде называлась сумма 124 млрд марок в порядке „компенсации“ за объединение Германии. В начале 1980-х годов — 100 млрд марок за то, чтобы мы отпустили ГДР из Варшавского договора и она получила бы нейтральный статус по типу Австрии. Я сказал Горбачеву: „У нас все возможности, чтобы добиться для Германии статуса безъядерной территории и не допустить расширения НАТО на восток; по опросам, 74% населения нас поддержит“. Он: „Боюсь, поезд уже ушел“. На деле он им сказал: „Дайте нам 4,5 млрд марок накормить людей“. И всё. Даже не списал долги Советского Союза обеим Германиям, хотя одно наше имущество в ГДР стоило под триллион!» 3
В интервью немецкому изданию «Цайт» В. М. Фалин раскрыл еще некоторые «нюансы» проекта создания единой Германии, которые наносили ущерб Советскому Союзу: «Материальные ценности, которые сегодня являются в определенном смысле объектом спора между нами: собственность, попавшая в 1945 году в руки армии как „трофей“. Мы все передали Германской Демократической Республике и могли далее распоряжаться этой собственностью на определенных условиях. Если теперь ГДР исчезает, необходимо спросить собственника (т.е. Советский Союз — В.К.), согласен ли он с передачей этих прав другим владельцам». 4. Здесь речь идет преимущественно о таких «трофеях», как произведения искусства, которые на условиях «пользования» передавались ГДР.
Самое удивительное, что заведомо «убыточная» позиция Горбачева в вопросе объединения двух Германий признается многими экспертами за рубежом. Вот, например, интересная публикация в литовской прессе, приуроченная к 20-летию падения Берлинской стены. 5. Ее автор — Стракшис, которого отнюдь нельзя отнести к категории друзей России, провел инвентаризацию тех потерь, которые понес СССР в результате того, что М. Горбачев играл в «поддавки» с Западом. Общая сумма потерь литовским экспертом оценена в 106 млрд долл. (в долларах 2009 года). Она состоит из следующих компонентов (млрд долл.): 1) невыплаченные обеими Германиями репарации — 35; 2) непокрытые немецкой стороной затраты на выведение войск с территории ГДР и обустройство военнослужащих в новых местах дислокации — 46; 3) помощь, которая предоставлялась Советским Союзом Восточной Германии (ГДР) — 256.
Безусловное согласие Москвы на объединение Германии даже у недругов России вызывает удивление. Оценки в российских СМИ намного жестче: решения Горбачева по Германии квалифицируются как предательские и противозаконные. Казалось бы, что шестьдесят лет назад о репарационных долгах Германии Советскому Союзу все стороны забыли навсегда. Однако сегодня в мире начался новый раунд холодной войны. Попрание Хельсинкского акта по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975 год) и перечеркивание всех иных договоренностей по послевоенному международному порядку в Европе начинает порождать вакханалию взаимных требований репарационного характера (о чем я уже неоднократно писал).
Мы также должны настойчиво и профессионально напоминать Германии о ее репарационных долгах. А при необходимости и выставить ей счет, основанный на конкретных расчетах. Причем этот счет должен включать как непогашенные репарационные обязательства Второй мировой войны, так и те новые обязательства, которые возникли в послевоенное время.
1 http://www.all-crime.ru/polit-kriminal/polit-germaniya.htm
2 «План Маршалла» для Украины возможен при условии внутренних реформ // портал «ПрессОрг 24» (26.02.2014) http://pressorg24.com/politics/plan-marshalla-dlya-ukrainy-vozmozhen-pri-uslovii-vnutrennikh-protsessov
4 Беседа В. М. Фалина с издательницей еженедельника «Цайт» М. Денхофф и главным редактором «Цайт» Т. Зоммером http://www.observer.materik.ru/observer/N02_92/2_32.HTM
5 Адольфас Стракшис. Дыра Берлинской стены в российской экономике («Laisvas laikrastis», Литва) http://inosmi.ru/baltic/20091215/157019604.html
6 Не стоит особенно удивляться концовке статьи А. Стракшиса: автор говорит, что если бы СССР получил такие суммы от Германии, этого было бы более чем достаточно для того, чтобы ему покрыть свои обязательства перед Литвой за ущерб, причиненный «советской оккупацией». Логика изменяет здесь автору, поскольку он рассчитывает ущерб от «советской оккупации», забывая о той масштабной экономической помощи, которую Литва получала в годы нахождения в составе СССР.
Подробности: http://www.regnum.ru/news/polit/1877069.html#ixzz3M6JT5n4J
Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА REGNUM