Видеоблоги Царьград ТВ. Рубрика «Смыслы». Профессор МГИМО, доктор экономических наук Валентин Юрьевич Катасонов - гость студии Царьград ТВ. Видеоблог 4, ч. 3, «Людям нужно дать землю».
ЦарьградТВ
В мире насчитывается более трёх тысяч языков, обеспеченных письменностью. И только несколько из них в ООН имеют статус международного языка – для переговорных процессов, для ведения политической документации. Во время заседаний ООН с этих языков осуществляется синхронный перевод на другие языки.
Такое признание русского языка в международном масштабе свидетельствует о развитости его, о великом словарном запасе, о возможности выразить любую человеческую мысль, передать чувственное состояние человека. Считается, что по словарному составу лишь два языка являются самыми богатыми: русский и английский. Это свидетельствует о величии культур на данных языках, об их исторической роли в становлении национальной государственности, о влиянии сложившихся наций на весь остальной мир: в политике, экономике, науке, образовании, искусстве, в универсальной культуре.
Изобретение языка (в начале было Слово) является первым гениальным произведением человеческого рода. Судьбы людей изначально связаны с умением говорить, делать что-то общее, понимать друг друга. В науке это называется устной коммуникацией, что и отличает человека от животного мира в природе. Каждый из нас, родившихся в определённое время, начинает овладевать языком, впитывать его при общении с родителями. С этой связи с отцом и матерью начинается и постижение Родины, любовь к её родословным корням. И образование человека начинается с обучения родной речи. Все смыслы жизни и смерти заключены в языке, в опыте и мудрости исторического становления человеческой судьбы. Нет такого явления, которое не было бы отражено в пословицах и поговорках родного языка, в его лексических формах. Чтобы осознать мир и понять людей другой национальности, необходимо овладеть родным языком, его «душой и телом».
Размышления над письмом одной паломницы
Каждая руина имеет свою особую душу. Остатки храма Парфенон и других построек двадцатипятивековой давности на Афинском Акрополе обладают гордой душой ветерана, победившего само время. Утраченное ими не портят общий вид, даже придают ему особое очарование. У кого поднимется рука, чтобы вернуть этому архитектурному комплексу из золотисто-белого пентелеконского мрамора изначальный облик? Да у нынешних афинян (тем более у иногородних и у иноземцев) нет такого нравственного права. Уже нарушена безвозвратно связь времён. Ныне живущие не помнят родства с теми, кто возводил это чудо, не чтят их богов, не знают, чьим именем вершился этот труд. Последние поколения не несут ответственности за разрушения на Акрополе, у них одна, внутренняя обязанность – беречь руины и от новых сил разрушения и от реконструкции, которая здесь - неисправимая порча.
Но есть руины, созданные нашими (вот этими самыми, смотрите!) руками, живыми, деятельными, результат нашего небрежения и чёрствой памяти. Душа таких руин скорбит, как беззащитная, брошенная без призора калека.
Я оказался во власти этих мыслей, когда получил письмо из Тульской области. Писала Валентина Гойденко, любительница-пушкинистка, отмеченная вниманием и наградами профессионалов этого направления в духовной сфере человеческой деятельности. Она родилась под Звездой Пушкина – в селе Михайловском (пусть в Нижегородской области, но какой знак Судьбы!).
Однако не только властитель дум Валентины Константиновны руководит её поступками. Как только складываются благоприятные обстоятельства, она отправляется в путешествия по местам, где творцы отечественной литературы оставили своей след. Способна на «лишние вёрсты», если из-за горизонта призывно прозвучит манящий голос (помните, как отметил в 1829 году в «Путешествии в Арзрум» наш неутомимый странник?: «Из Москвы я поехал на Калугу, Белёв и Орёл, и сделал таким образом 200 вёрст лишних; зато увидел Ермолова...").
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И, что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мёртвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесём,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки.
А. Ахматова
Сегодня русская нация подвергается уничтожению, геноциду, прежде всего, на психо-информационном уровне. Русских ныне пытаются заставить забыть о самих себе.
Вокруг этих утверждений сломано множество информационных (и не только) копий, нагромождено большое количество психологических «капканов». Поэтому мы нуждаемся в максимальном прояснении ситуации, связанной с постановкой русского вопроса и попытками на него ответить. Прежде всего, необходимо сразу и чётко определить: психически здоровый цивилизованный человек естественным образом рассматривает другого человека как безусловную высшую ценность. Это абсолютно нормально. Так нас воспитывали в советское время.
Но означает ли это, что нам следует вообще забыть про национальную принадлежность человека? Нужно ли нам вообще говорить о нациях и в частности, о русской нации? И как тема русской цивилизации связана с темой цивилизации советской?
21 августа 2015 года министр МВД ФРГ Томас Де Мезьер в интервью ВВС сказал:
Я за свободное перемещение, но если другие европейские государства не соблюдают закон и Дублинская система больше не работает, то нам нужна другая система. Беспрепятственное преодоление границ не может существовать без реальной политики стран Европы по вопросу предоставления убежища беженцам.
Согласно Дублинскому соглашению, мигранты вправе обратится за предоставлением убежища в той стране, границы которой они пересекли. А так как европейских границ фактически не существует, то ручейки арабов и африканцев, смело штурмующих Средиземное море на рыбацких шхунах, сливаются в полноценную реку, выливающуюся в Германии, как самой богатой стране ЕС. При 80 миллионах немцев, 11 миллионов являются трудовыми мигрантами – гастарбайтерами, в основном исламского вероисповедания. В 1960 году, когда немецких рабочих рук не хватало, на клич Германии откликнулась Турция и молодые турки начали массово переселяться в ФРГ, где через десять лет им позволили воссоединиться со своими семьями.
В Германии панически боялись ассимиляции турок, ведь после разрушительной войны 1939 – 1945 годов было огромное количество незамужних немецких женщин, способных составить семьи с турецкими рабочими, чей возраст не был больше 40 лет. Поразительно, чего боялись немцы, ведь до сих пор в немецком обществе существует воспитание благодарности к турецким рабочим, помогшим в восстановлении разрушенной Германии. Кстати, из 11 миллионов гастарбайтеров, гражданство ФРГ получили лишь 1,2 миллиона мусульман за все время существования программы помощи мигрантам.
На второе августа 2015 года выпали две знаменательные даты: православный праздник Ильи — пророка и день Воздушно десантных войск. Именно в этот день в городском округе Реутов состоялось учредительное собрание городской организации Всероссийского созидательного движения «Русский лад». В зале городского центра социальной защиты собралось более сотни граждан самого разного возраста, но всех их объединяло одно — любовь к своей Родине. И у каждого в душе боль за то, что сегодня происходит в России, с ее многонациональным народом, который навечно сплотила «Великая Русь», великий русский язык, многострадальная, но от того не менее великая Русская земля, вера наших предков.
«Мы готовы действовать всеми законными методами, - поддержал Олега Владиславовича активист Алексей Масловский, - потому что понимаем: мы живем в ответственное для нашей Родины время. И от каждого из нас зависит, какой путь нам предстоит пройти. Сможем мы, объединив усилия народа пройти его достойно, с гордо поднятой головой, или поддадимся унынию, проявим слабость и вынуждены будем сложить «оружие»? Родина и наши предки никогда не простят нам святотатства и поругания нашего Отечества. И потому прошу поддержать предложение председателя областного отделения о создании Реутовского городского отделения Всероссийского созидательного движения «Русский лад». Я уверен: мы сумеем создать эффективную работоспособную организацию».