Историк современности Андрей Фурсов рассказывает о значении фигуры Карла Маркса для России и всего мира. Как мировой экономический кризис способствует стремительному росту интереса к его трудам.
Почему Маркс привлекает внимание идеологов буржуазии, таких как Жак Аттали, Арнольд Тойнби, Джон Фостер Даллес. Как может быть реализована идея мирового правительства. Что является ключом к пониманию Карла Маркса. Как во второй половине 19-го века буржуазии удалось приручить рабочий класс в Англии и других странах Западной Европы. Почему мировая капиталистическая система может быть только одна. Ведущий Андрей Фефелов.
Экономист Руслан Гринберг член-корреспондент РАН (2006), директор Института экономики РАН (с 2005 по 2015).— о сбывшихся и несбывшихся предсказаниях главного идеолога коммунизма. Источник: РИА "Новости"
200 лет назад родился самый известный и амбициозный критик капитализма, немецкий философ и экономист Карл Маркс. ТАСС побеседовал с научным руководителем Института экономики РАН Русланом Гринбергом, чтобы понять, какие идеи автора «Капитала» прошли проверку временем, а какие так и остались утопией.
Значение и актуальность Маркса
Маркс поставил вопрос о движении общества в «царство свободы», из-за чего его прогнозы часто называют утопическими. Но ведь он всегда обращался к анализу сущности явлений, пытался вникнуть в фундаментальные закономерности общественного развития. Ему было важно исследовать глубинные противоречия социальных процессов: рождения и смерти, прогресса и регресса общественных систем.
Его анализ общества XIX века — это лучшее исследование анатомии тогдашнего капитализма, который ужаснул Маркса.
Будучи гуманистом, он смотрел на зверский, «манчестерский» капитализм и видел эксплуатацию — мужчин, женщин, детей.
Он исследовал, почему это происходит, как связаны производительные силы с производственными отношениями, — Маркс считал, что они находятся в конфликте друг с другом.
Автор: Виктор АСТАФЬЕВ (1924-2001). ДРЕМЛЮЩИЙ РАЗУМ.
Москва, «Советская Россия»,
В.В. Чикину
Уважаемый Валентин Васильевич!
Одновременно с нигде не публиковавшимся моим интервью с В.П. Астафьевым «Дремлющий разум» (1988 г.) шлю вам фотоснимок, на котором Виктор Петрович и я, а на руках у меня внучка Астафьева — Полинка. Это Овсянка, середина 80-х годов.
Сейчас в этом доме — музей, а напротив был домик бабушки Катерины. Это старинное строение на днях уничтожили, реконструируя, взамен поставили новый сруб, понавезли сборную мебель, рядом делают шикарный, как об этом говорят по телевидению, гостиничный комплекс. Спуск к Енисею, куда задумчиво забредал в ботинках Астафьев и сиживал там на бревне, соскребая щепочкой налипшую грязь и прислушиваясь к Енисею, теперь обещают взять в камень, может даже и в мрамор, а может, ковёр расстелят для новых русских, чтобы те в белых носках спускались к Енисею. Почти ничего от времён Астафьева не остается в Овсянке. Когда приезжал туда президент В.В. Путин, его сопровождал наш губернатор-миллионер А.Хлопонин, которого окружили мужики и бабы: «Что собираетесь делать с Овсянкой?». Губернатор по-мальчишески засмеялся: «Да тут у вас, в Овсянке, скоро будет Лас-Вегас!».
Посмотрите, пожалуйста, Валентин Васильевич, текст нашей давней беседы. Тогда ещё Астафьев не был столь разнуздан, а держал себя осмотрительно. Тогда ещё горевал о России по-настоящему — по-русски, по-мужицки. И тянулся сердцем к почвенникам, молодым тогда ещё патриотам-писателям Володе Бондаренко, Саше Щербакову, Сереже Задерееву, Толе Буйлову, Вите Ермакову, Валере Хайрюзову и другим.
Это сейчас к его памяти липнут деляги и проходимцы, которые при жизни Астафьева чурались его, бескультурным он им казался, боялись об него замазаться и прослыть в Москве «шовинистами»... Обидно читать теперь какого-нибудь лукавого Солнцева или тихушника Эдика Русакова, вдруг ставших его посмертными духовными братьями. Да он таких на дух, бывало, не выносил, в лучшем случае — был холодно вежлив.
Но зато теперь мы, почвенники и патриоты, как бы отстранились от него и этим самым дали волю литературным хамелеонам считать Астафьева своим. Да не свой он им! Астафьев — глубинно нашенский. В политике он вывихнулся, действительно, но в национальном с нами были у него фундаментально схожие взгляды и убеждения, а эти же сегодняшние пресмыкатели — всегда на Запад глядели. Астафьев же истинную цену Западу знал.
Действительно, Россия — это что-то вечное! Прошло много лет, не виданные никем разломы в почве общества произошли, а читаешь разговор из прошлого века с Астафьевым — всё почти свежо и больно трогает.
Жму руку —
красноярец Олег Пащенко
9 апреля 2004 года
Подробнее: Беседа Олега Пащенко с Виктором Астафьевым о русском вопросе (1988 г.)
Автор статьи Олег Николаевич Верещагин - известный публицист и писатель, руководитель Тамбовского регионального отделения "Русский Лад". - Ред. сайта.
Не бойся врагов – в худшем случае они могут тебя убить. Не бойся друзей – в худшем случае они могут тебя предать. Бойся равнодушных – они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существуют на земле такие вещи, как убийство и предательство.
Бруно Ясенский.
Когда я был мальчишкой… (рожденным в СССР)
Не помню, что я читал весной 1988 года. Что-то читал наверняка – я глотал книги, как леденцы. Подкатывали переводные экзамены, но я к ним не готовился, по привычке считая, что «пронесет и так» (и ведь проносило!) О чем я мечтал? Чего хотел? Тоже не помню. Может быть, потому что мечты были органичной частью моей жизни, я не отделял их от реальности. Кем я хотел стать? Конечно же, военным. Военными мечтали стать многие. Не скажу о других, но я не собирался «делать карьеру», я вообще не знал такого слова. Я собирался служить Отечеству, Родине, которую любил нежно и преданно, неосознанной любовью, не нуждавшейся в словах и объяснениях. Честное слово, я не смог бы объяснить, что такое «любовь к Родине», спроси меня кто-то об этом. Я просто любил ее и не мог представить чего-то иного.
В пионерах я был совершенно индифферентен к целям и задачам этой организации – и, хотя и не прятал галстук в карман за пределами школы, но и не видел в нем ничего «символического». Комсомольцем становиться отказался, но все эти перипетии не имели никакого отношения к Родине. Родина была всегда. Родины не могло не быть… …
В ту майскую ночь я сидел перед телевизором в спящем доме и смотрел «Взгляд». Мне нравилась эта передача, потому что там то и дело крутили записи групп, которые я любил (и люблю сейчас) – «Наутилус», «Бригада С», «ДДТ», «Кино». Но эта передача была совсем иной. Я смотрел на экран и не мог поверить своим ушам. На экране тараканье шевелил усами и победно блестел глазками Влад Листьев. Гневно и иронично тряс щечками Тема Боровик. Второй рассказывал восторженно о днях, проведенных в американской армии. Первый выбрасывал на стол детские книжки – те, на которых воспитывался я. Кривился, шумел о «тоталитаризме», «милитаризме», призывал «спасти детские души», клеймил позором «захватническую войну в Афгане», плакался над «искалеченными судьбами», иронизировал по поводу «армейских порядочков»… Этот шабаш продолжался два часа. И миллионы моих ровесников по всему СССР сидели перед телевизорами, ожидая вкрапленных в этот словесный понос модных песен – и невольно впитывая отраву, изливавшуюся с экрана. И тогда в мою душу впервые закралось страшное подозрение…
Подробнее: Олег Верещагин. О том, как выжить в наши дни русскому ребенку: советы ему и его родителям
(О традициях русского народовластия)
Любое человеческое общество живёт и развивается благодаря установленным в нём правилам и нормам, отвечающим интересам добропорядочного большинства. В противном случае наступает хаос и развал. Сегодня мы ищем оптимальную модель управления российским обществом, которая могла бы эффективно регулировать общественные отношения, надёжно защищать наши интересы. Мы всё отчётливей видим, как ранее хвалёная так называемая (именно так называемая) демократия западного образца, всё более и более показывает свою несостоятельность.
В сегодняшней тревожной, непростой ситуации здраво настроенная часть русского общества ищет и пути сохранения своей самобытности, возрождения традиций, родной культуры. Выдвигаются новые идеи, модели общественно-политического устройства. Здесь стоило бы заглянуть в наше прошлое. И постараться разобраться, а как наши предки, далёкие и не очень далёкие, управляли своими территориями, городами и весями. Ведь новое, как говорится, это давно забытое старое.
Конечно, нецелесообразно переносить все старые порядки в день сегодняшний. Но взять лучшее и полезное, адаптировать его к современности, считаю, просто необходимо. Мы должны взять лучшее всех периодов исторического развития страны – дохристианского ведического, православно-христианского и советского. Но чтобы сделать это, надо знать, как управляли племенами и родами, страной наши предшественники, как регулировали свои правоотношения. Не зря существует утверждение, кто владеет прошлым, тот владеет настоящим и будет владеть своим будущим.
21 марта 1945 года за успешное выполнение боевых заданий по поиску и разминированию Джульбарс был награжден медалью «За боевые заслуги». Это единственный случай за время войны, когда собака удостоилась боевой награды.
А, оказывается, собака Джульбарс была очень знаменитой в годы войны, буквально геройская собака . В Центральном архиве Минобороны хранится справка, в которой сообщается, что собака минно-розыскной службы по кличке Джульбарс, служила в составе 14-й штурмовой инженерно-саперной бригады.
Она, в период с сентября 1944 г. по август 1945 г., принимая участие в разминировании на территории Украины, Румынии, Чехословакии, Венгрии и Австрии, обнаружила 7468 мин и более 150 снарядов.