Щербаков Александр Илларионович родился в 1939 году на юге Красноярского края, в селе Таскино, в крестьянской семье. По образованию филолог, историк, журналист. В Красноярске и Москве издал три десятка книг поэзии, прозы, публицистики, в т.ч. «Деревянный всадник». «Душа мастера», «Трубачи весны», «Хочу домой», «Свет Родины». Печатался во многих журналах России - от «Нашего современника» до «Сибири» и «Дальнего Востока». Заслуженный работник культуры РФ. Лауреат всероссийских и международных литературных премий, победитель конкурсов-фестивалей созидательного движения «Русской Лад».
Данный сборник стихов выпущен Красноярским региональным отделением ВСД."Русский Лад", к 80-летнему юбилею поэта, который отмечался в январае 2019 г. Изданию содействовали филологи Красноярского педуниверситета. Редакция сайта «Русский Лад» публикует ниже 22 стихотворения из этой замечательной книги.
НОВЫЙ МИР
Мир обезумел. Это ясно.
Иначе как его понять?
Всему, во что он верил страстно,
Стал сладострастно изменять.
Святыням, коим поклонялся,
Крестам родительских могил,
И клятве той, которой клялся,
И жизни той, которой жил.
И справедливости, и долгу,
И даже совести своей.
Он хищным стал, подобно волку
И изворотливым, как змей.
Он служит смуте, а не ладу,
Не красоте, а срамоте...
О, этот мир не даст пощады
Ни старику, ни сироте.
БЛАЖЕННЫ МЫ...
Какое странное затишье
Над разорённою страной!
Блаженны мы и духом нищи...
Но мир наследует иной.
Как поразительно покорны
Ряды рабочих и крестьян
Пред кучкой особей проворных,
Подобных стае обезьян.
Какое дикое терпенье,
Не объясненное пока,
Являет Стеньки соплеменник,
Прямой потомок Ермака.
Для думы это ли не пища?
Пора нам, братцы, прозревать.
Блаженны мы и духом нищи...
Но царство можем прозевать.
Подробнее: «Вечерней дорогой». - Вышел в свет сборник стихотворений А.И.Щербакова
АНТИПЕНКО Л. Г.
В год 2019-й, ознаменованный датой 220-летия со Дня рождения Пушкина, уместно будет обратиться к вопросу о его пророческом даре, посмотреть под этим углом зрения на некоторые его сказки и поэмы. Профетическим содержанием заведомо отличаются три пушкинских произведения: Сказка о царе Салтане*, Сказка о золотом петушке и поэма «Медный всадник». Предлагаемый нами обзор этих произведений, возможно, дополнит оценку пушкинского творчества, данную Ф. М. Достоевским. В его речи, произнесённой 8(20) июня на заседании Общества российской словесности по случаю открытия памятника поэту, прозвучали такие слова: «Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа», − сказал Гоголь. Прибавлю от себя: и пророческое. Да, в появлении его заключается для всех нас, русских, нечто бесспорно пророческое». Однако: «Пушкин умер в полном развитии своих сил и бесспорно унёс с собою в гроб некоторую великую тайну. И вот мы теперь без него эту тайну разгадываем».
Можем ли мы, в наши дни, как-то прикоснуться к этой тайне?
В Сказке о царе Салтане Пушкин показал, как ретроспективный взгляд на отдалённое прошлое нашего Отечества служит предпосылкой предвидения будущего. Географическое место событий, описанных в Сказке − район Лукоморья. С ним мы знакомимся в самом раннем детстве при чтении предисловия к сказочной поэме «Руслан и Людмила»:
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом…
Подробнее: Сказки Пушкина − предвестники исторических открытий. Сказка о царе Салтане
Полемические заметки
Слово Русский нынче редко услышишь из официальных уст, все "российский" да "российский". Но по всероссийской переписи последних лет, 85 процентов населения Российской Федерации составляют русские, следовательно, они-то и являются государствообразующей нацией. Русский язык же есть и национальный язык русского народа и язык общения между людьми разных национальностей. Хотя никто и не сомневался. Даже те, кто данный факт игнорирует, употребляя прилагательное "национальный" без упоминания того, что это за нация - в паспортах-то наших графа "национальность" ликвидирована, а государство именуют "многонациональным". Президента стали называть не иначе, как "национальным лидером", - а почему уж тогда не "многонациональным"? И как толковать понятия "национальная рознь", "национальные особенности"? А "национальные проекты", может, потому и выполняются столь неторопливо, что нет точного понимания самого термина "национальный"? У нынешних власть предержащих наблюдается упорное стремление схоластически придуманную "российскую нацию" толковать по историческому примеру с "советским народом". Однако это ни что иное, как смешение неравнозначных и несопоставимых понятий, поскольку "советский народ" означал политический союз разных наций, сплоченных вокруг и внутри русской нации, а в многонациональной России никакой одной "российской нации" нет и быть не может. В Конституции РФ ясно сформулировано: "Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ", что исчерпывает тему, но не отменяя, наоборот, подчеркивая значение созданного русским народом русского языка, которому свойственны, по определению М.В. Ломоносова, "великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка".
Подробнее: Эдуард Шевелёв. Великий язык великого русского народа
В заголовок вынесена строка из озорной песенки, по которой можно судить, насколько доступной и обыденной была в советское время эта, с позволения сказать, научно-популярная услуга.
А ПОВОД вспомнить эту песню такой. В Красноярске недавно лихо разделались с ещё одним «наследием советской эпохи». Речь идёт о планетарии — недострое на перекрёстке улиц Партизана Железняка и Октябрьская в Советском районе. На освободившемся месте появятся две 16-этажные высотки.
Красноярский планетарий — несостоявшийся проект действовавшего в СССР общества «Знание». Его начали строить на волне преобразований в городе на Енисее. Тогда, в «застойное время», были возведены театр оперы и балета, большой концертный зал, театр оперетты, академия театра и музыки. Но в этой семье достопримечательностей планетарию не нашлось места: попал под каток развала Советского Союза и его экономики.
В Литве завершился судебный фарс по делу о трагических событиях более чем 25-летней давности, когда 13 января 1991 года у Вильнюсской телебашни погибли 14 человек. В минувшую среду Вильнюсский окружной суд признал виновными по этому делу 64 человек – все граждане России. Последнего министра обороны СССР – маршала Дмитрия Язова осудили на 10 лет. Бывший офицер КГБ Михаил Головатов получил 12 лет, экс-командир Вильнюсского гарнизона Владимир Усхопчик – 14 лет. Остальные – от 4 до 12.
Почти все приговоры вынесены заочно. Но двое российских граждан попали за решетку – это бывший советский военнослужащий, житель Литвы Геннадий Иванов, получивший 4 года заключения, а также полковник запаса Юрий Мель, приговоренный к 7 годам. Житель Калининграда Юрий Мель в 2014 году был фактически похищен спецслужбами Литвы.
Владимир Степанович Никитин, политолог, кандидат экономических наук, член ЦК КПРФ, депутат Государственной Думы пяти созывов (1996–2015 гг.), основатель и руководитель Всероссийского созидательного движения «Русский Лад» на канале "Рассвет ТВ" в цикле "Позиция" обращается ко всем русско-мыслящим людям с призывом-вернуть России Русский Дух!