Каждое время характеризуется каким-то крупным явлением. Но не однозначно, а в противоречиях, в борьбе разных тенденций. В линейном плане XXI век явил себя победоносным торжеством буржуазного либерализма. Для этого достаточно вспомнить триумфальную встречу нового миллениума в Соединенных Штатах Америки.
Но уже в этот священный для него момент в слащавом лике либерализма весьма явственно проглядывали отвратительные черты библейского Хама. Само торжество либерализма было в высшей степени хамским – самодовольным, ликующим и демонстративно непочтительным к другим временам и народам.
Я скорее лирик, чем физик, но во взаимодействии либерализма и хамства мне видится своеобразное проявление закона сообщающихся сосудов. Но не в плане равенства уровней однородных жидкостей, а в той части закона, где речь идет о неравенстве уровней разных по плотности жидкостей. Либерализм вполне сопоставим не только с водой, но вообще с некоей подвижной, текучей и весьма разреженной средой. Хамство же представляется мне намного более твердой, грубой и плотной субстанцией. И если в сообщающиеся социальные «сосуды» равномерно «вливать» компоненты либерализма и хамства, то хамство в конечном счете просто вытеснит либерализм. То же самое произойдет и при диффузионном проникновении «молекул» хамства в субстанцию либерализма.
12 апреля исполняется 180 лет со дня рождения известного русского путешественника, исследователя Центральной Азии и Дальнего Востока Николая Михайловича Пржевальского. В преддверии юбилея в отделе «Окно в Азию» Иркутского областного краеведческого музея состоялось историко-просветительское мероприятие, которое провёл научный сотрудник музея, кандидат исторических наук, член Правления Иркутского отделения движения «Русский Лад» Артём Ермаков. Встреча является частью цикла «Сто лиц Восточной Сибири».
В уютной обстановке музейного зала участники встречи слушали лекцию, сопровождаемую показом фотографий и видеофильма о Пржевальском, задавали вопросы, высказывали своё мнение о его жизни и деятельности.
Подробнее: В Иркутске в рамках проекта «Сто лиц Восточной Сибири» отметили юбилей Н.М. Пржевальского
Мы погибли бы без любви!
А.И. Фатьянов
Именно так, как озаглавлена статья, писал Ярослав Смеляков, великий поэт и строгий критик, о стихотворениях Алексея Ивановича Фатьянова, положенных на музыку и завоевавших народное признание. Около 200 песен написано на его стихи. Конечно, не все они стали массовыми, но без многих трудно представить и годы Великой Отечественной войны, и послевоенные полтора десятилетия. Вся его короткая и яркая жизнь была посвящена воспеванию России, русского человека, его духовных и нравственных ценностей. Представить его вне России, вне русского народа невозможно. Он жил Россией, не мог дышать без её людей, без её воздуха, без её природы, он был серебряным голосом русского народа.
Творчество А.И. Фатьянова, его русскость высоко ценили поэты-современники. Ярослав Смеляков называл его «русской песни запевалой и её мастеровым», Николай Доризо – «настоящей русской душой», Виктор Боков - «Клязьминским соловьём» и «звонкой птахой у русских речек и озёр», Николай Старшинов – «запевалой из всех запевал». Композитор Василий Соловьёв-Седой подчёркивал: «Всё в нём было русское и всё – сродни песне». Александр Твардовский был очень дружен с Фатьяновым и говорил ему: «Я думаю, Алёша, тебе о популярности беспокоиться нечего. Твои песни надолго…». И он был прав. Песни Фатьянова до сих пор живут в сердцах тех, чья юность пришлась на 40-60 годы прошлого столетия. Однако, к их большому огорчению нынче не услышишь ни по радио, ни по телевидению бриллиантовую россыпь песен на стихи Фатьянова.
В этом году, 5 марта исполнилось сто лет со дня рождения поэта. Президент подписал указ о праздновании юбилея поэта. Но увы чиновники от культуры президентский указ в основном проигнорировали.
Подробнее: «Жизнь как есть — ни дать, ни взять…» - юбилей А.И. Фатьянова в Красноярске
Уже из обильной рекламы, предварявшей начатый 25 марта показ этой многосерийки на телеканале «Россия1», явствовало, что вторым главным персонажем здесь объявится так называемый Лжедмитрий, ставший ужасом для Бориса, престол которого и без того пошатывался из-за интриг завистливых бояр, сомневавшихся в его праве царствовать. Гению А.С. Пушкина мы обязаны тем, что со школьных лет его бессмертной драмой «Борис Годунов» в нас закладывались вполне определённые, постепенно ставшие хрестоматийными представления об этом периоде отечественной истории и о его фигурантах, почерпнутые Александром Сергеевичем из популярнейшей тогда «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина. Между тем документы того времени, свидетельства очевидцев и догадки историков рисуют очень сложную, весьма противоречивую картину событий, бушевавших на Руси в самом начале XVII века.
«ЛУЧШЕГО ГОСУДАРЯ НА РУСИ мы никогда не найдём». О ком это и кем сказано? Трудно поверить — о так называемом Лжедмитрии I, растерзанном в Москве 16 мая 1606 года бандой специально выпущенных из тюрем и вооружённых Василием Шуйским уголовников. А сказано боярином Петром Фёдоровичем Басмановым, ставшим после размолвки с Годуновым одним из ближайших сподвижников молодого царя. Причём не только на словах. Ведь именно он с саблей в руке встал в дверях, заградив беснующейся толпе вход в царские покои в Кремле. Обнажённые и изуродованные трупы Басманова и незадачливого венценосца, не внимавшего предупреждениям о грозившей ему опасности, были потом рядышком выложены для всеобщего обозрения на Лобном месте.
На этой неделе мы с женой были в большом зале СПб филармонии на концерте Государственного академического русского оркестра им. В.В. Андреева под руководством народного артиста России Дмитрия Хохлова.
Прекрасная русская классическая и народная музыка, а также итальянская и французская классика, замечательные солисты. Горячие аплодисменты, возгласы «браво», букеты, выступления «на бис». В общем, атмосфера высокой художественной гармонии и взаимопонимания, что ныне в эпоху постмодернистского издевательства над классикой, особенно в драматическом и музыкальном театре, становится редкостью.
Однако, следует откровенно сказать, что на 100% зал филармонии полон не был, несмотря на более дешевые билеты, чем на концерты нерусской музыки. И молодежи было маловато.
Русскую классическую и особенно народную музыку не только в концертных залах, но тем более по телевидению и радио можно услышать всё реже.
Придя домой, я по какому-то странному наитию вдруг обратил внимание на уже недели две пребывающую на моем рабочем столе среди бумаг газету «Metro», которую нам обычно именно в метро энергично раздают. Известно, что газета, так сказать, глобалистско-международная и, конечно, пропагандистско-рекламная. Время от времени я её просматриваю и каждый раз убеждаюсь, что, естественно, она тоже имеет свои задачи в современной идейно-психологической войне. Газета бесплатная, самая высоко-тиражная в Петербурге, очень профессионально сделанная. Правда, умиляет мельчайшим шрифтом набранная надпись внизу заглавной страницы: «Metro - крупнейшая российская ежедневная новостная газета». Вот только новости в ней, впрочем, как и в множестве «российских» СМИ, как-то странно подбираются. Большинство читателей этого, ясное дело, не замечают. Они же не специалисты по контент-анализу текстов.
Символы народной традиции как основа мировоззрения, сохраняющая этнос.
ВЛАДИМИР ЕГОРОВ
В предверии дня рождения А.С.Пушкина мы бы хотели рассмотреть неоценимый вклад великого русского поэта в дело сохранения нашего мировоззрения и Лада, как основы жизни нашего народа.
Слово «Лад» имеет важнейшее концептуальное значение. По представлениям наших далёких предков, Сварог являлся творцом мира, а его супругой была Лада. Лада создаёт условия для творения. Мужское начало творит, утверждает стержень мироздания. Женское начало создаёт условия для творчества. Так в единстве двух ритмов Рода и Родины творится вся Вселенная.
«В русском понимании слово «лад» - это русская модель мира (не хаос, а порядок). Наша призвание и цель – жить в ладу с совестью, с другими народами, с природой и с Космосом. » (В.С.Никитин «Русофобия: суть и методы сдерживания»). Лад это основа мира, основа мировоззрения, без которого невозможно грамотное управление социумом.
Подробнее: Символы народной традиции как основа мировоззрения, сохраняющая этнос.