От редакции сайта. Данная статья публикуется лишь в порядке дискуссии
(Полемические заметки)
В посткоммунистический период
устремлённость в будущее исчезла
как социально- значимое явление,
зато усилилась устремлённость
в прошлое.
А это путь к угасанию России.
А.А. Зиновьев
Казалось бы, чем дольше живёт человечество, тем лучше, нравственнее, добрее должно оно становиться, да и каждый из его индивидуумов тоже должен быть совершеннее. Эти надежды породила Эпоха Просвещения, и думалось, что навсегда похоронены ужас и мерзость крестовых походов раннего Средневековья, религиозные войны времён Реставрации. Освобождаясь от мрака Средневековья, буржуазия на своём знамени начертала замечательные слова: «СВОБОДА, РАВЕНСТВО И БРАТСТВО!» Правда, не уточняла, что это только для буржуа.
Родовой портрет юного капитализма в поэтической форме прекрасно изобразил В.В. Маяковский:
«Для внуков
пишу
в один лист
капитализма
портрет родовой.
Капитализм
в молодые года
был ничего,
деловой парнишка:
первый работал -
не боялся тогда,
что у него
от работ
засалится манишка.
Трико феодальное
ему тесно̀!
Лез
не хуже,
чем нынче лезут.
Капитализм
революциями
своей весной
расцвел
и даже
подпевал "Марсельезу".
Да, что не сделаешь ради себя любимого. А буржуа, в основном, были носителями протестантской морали, по которой высшая ценность есть индивидуум.
Подробнее: А сердце ощущает всё сильней трагическую подоснову мира
В свое время выдающийся отечественный мыслитель С.С. Аверинцев выделил тип противоречий (или дилемм), который не разрешается по принципу «либо-либо», так как выбор любой из сторон будет ложным (тупиковым или безнравственным) – например, вопрос: «Кого ты будешь спасать (если тонут) – жену или мать?». Дилеммы эти, воистину, «дьявольские», словно подталкивающие нас на совершение рокового выбора. На самом деле здесь надо не выбирать, а в корне изменить или ситуацию, или собственную психологическую установку, приведшие к возникновению подобной дилеммы.
В случае с пресловутой «Матильдой» нас вовлекают в ситуацию именно «дьявольской дилеммы»: а) фильм надо запрещать к показу, так как он аморален и попирает образ святого человека – б) запрет фильма означает покушение на свободу художника и торжество православного мракобесия.
В случае победы первой «партии» мы, действительно, можем столкнуться с ситуацией, когда под предлогом осквернения православных ценностей будут не только запрещать историческую критику царя Николая II, но и всего, что связано с прошлым и настоящим русской православной Церкви. Более того, возникает угроза превращения Церкви во вторую КПСС с претензиями на духовную монополию и право идейного контроля за творчеством художника.
С другой стороны, торжество певцов полной «свободы» художественного самовыражения санкционирует практику копания в грязном белье истории. Отсутствие внешней цензуры при ущербности морального сознания всегда заканчивается тем, что каждый последующий «творец» будет стремиться перещеголять предшественника в порочной новизне.
Подробнее: Иванов А.В. Cтрасти по «Матильде», или в плену «дьявольских дилемм»
(отзыв на книгу В.С. Никитина «Русофобия: суть и методы сдерживания»)
«Перед нами новая книга известного политика, учёного, общественного деятеля Никитина Владимира Степановича. Книга называется «Русофобия: суть и методы сдерживания».
Читатели в своём большинстве сумели с ней познакомиться благодаря сайту «Русского Лада» и «Красноярской газете», которая в № 42 (2454) от 23 июня 2017 года опубликовала её полностью.
Для автора, коим является Владимир Степанович, оценка читателя «понравилось - не понравилось», как я полагаю, недостаточна: совершенно не та обратная связь, которую он желал бы видеть.
В своей работе В.С. Никитин многое не договаривает. В отзывах так и указывается: «Автор не упомянул о том-то, обошёл вниманием того-то...»
Подробнее: Подгурский Николай. РУСОФОБИИ - БОЙ! – Красноярск – Псков. 2017.
В минувшем месяце(4 августа) исполнился 81 год выдающемуся русскому ученому, специалисту по истории русской литературы XIX века и вопросам преподавания словесности, доктору филологических наук, общественному деятелю, публицисту, главному научному сотруднику Института мировой литературы им. А.М.Горького РАН профессору Всеволоду Юрьевичу Троицкому.
Всеволод Юрьевич – автор ряда экспертных заключений в защиту Православия, духовно-нравственных ценностей России и традиций российского образования.
Редакция «Русской народной линии» и руководство международной общественной организации «Русское Собрание» от души поздравляют Всеволода Юрьевича с днем рождения, желают ему здоровья, помощи Божией в его научной, просветительской, правозащитной и общественной деятельности.
[Сайт «Русский Лад» также присоединяется к высоким оценкам деятельности выдающегося ученого и к поздравлениям в его адрес. Читатели нашего сайта также хорошо знакомы со статьями и докладами В .Ю.Троицкого. Некоторые из этих выступлений впервые прозвучали в стенах ВСД «Русский Лад» – Ред.]
Предоставляем слово известному публицисту и общественному деятелю, секретарю МОО «Русское Собрание» Андрею Сошенко:
21 сентября отмечается День воинской славы России — День победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над войсками темника Золотой Орды Мамая в Куликовской битве в 1380 году. Он учрежден Федеральным законом № 32-ФЗ от 13 марта 1995 года «О днях воинской славы и памятных датах России».
Стоит отметить, что сама битва на Куликовом поле произошла 8 по старому стилю, то есть 16 сентября — по новому, но официально День воинской славы отмечается 21 сентября. Это издержки перевода дат со старого стиля на новый. При назначении даты не было учтено правило: при переводе дат 14 века к старому стилю прибавляется 8 дней. Прибавили по правилам Русской Православной церкви 13 дней (по церковному летоисчислению при переводе дат со старого стиля на новый век всегда прибавляется 13 дней, вне зависимости от века, когда оно произошло). Из-за этих нестыковок в календарях и получается, что верная календарная годовщина битвы приходится на 16 сентября, а государственное и православное празднование остается 21 сентября.
Подробнее: 21 сентября отмечается День воинской славы России - Куликовская битва
Заметки из музея М.Ю. Лермонтова в Железноводске
Ирина Ушакова 18.09.2017
Трудно с чем-либо сравнить в отечественной истории те потрясения, которые охватили нашу страну в годы Октябрьской революции и Гражданской войны. Но и масштаб катастрофического крушения русского корабля в 90-е годы мгновенно ощутили все, плывущие на нём. Не знаю, правомерно ли такое сравнение. Но кажется порой, что такие флотские, как мой собеседник (а за плечами у него четыре года службы на Балтике, когда он молодым матросом защищал кубинскую революцию), помогли выплыть хоть каким-то шлюпкам, вынесшим сокровища нашей словесности. Ведь для писателей настали тяжёлые времена.
Тяжёлое время для русского слова…
Так мы размышляем, поднимаясь на гору Медовая летним днём в Железноводске. Городок этот входит в плеяду ставропольских курортов, овеянных загадкой лермонтовского пребывания в них. Мой собеседник – Анатолий Анатольевич Парпара. Он известен как автор исторических драм об Иване III и Смутном времени, а более всего – как создатель и издатель «Исторической газеты», выходившей с 1996 по 2006 гг. Это было время собирания страны, время патриотического подъёма, средоточения духовных сил народа на фоне величайшего экономического развала перестроечных лет.